РЕРИХ НИКОЛАЙ. Художник и философ-мистик Николай Рерих – викинг, тоскующий в Гималаях по родине

Личность. Вехи истории в именах

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Его предки, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине 18-го века. В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает “богатый славой”. Согласно семейному преданию, ее возникновение относится к временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов в 13 веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров. Отец Николая был владельцем нотариальной конторы и очень образованным человеком с широким кругом интересов. Дом Рерихов часто посещали видные ученые. С детства Николай увлекался историческими книгами, старинными преданиями, мечтал о путешествиях. В гимназические годы участвовал в раскопках курганов, тогда же у него проявилась способность к рисованию.

В 1893-м Николай стал студентом одновременно Академии художеств и юридического факультета университета. Параллельно он слушал лекции на историко-филологическом факультете, а летние месяцы проводил на раскопках как член Русского археологического общества. В 1895-м в Публичной библиотеке Рерих начал изучать древние летописи, книги, грамоты и т.д.

Большую роль в формировании юного художника сыграл Архип Куинджи, в мастерской которого Рерих начал основательно работать над пейзажами с натуры и создал первые исторические композиции. А в 1897-м Рерих в числе других учеников Куинджи покинул Академию в знак протеста против увольнения учителя и продолжил работу над серией картин на темы жизни древних славян, получившей название “Начало Руси. Славяне”. Он воскрешал минувшее на основе научных данных археологии, но сущность его полотен не в реконструкции далекой эпохи, а в ее поэтическом воплощении.

Николай работал помощником главного редактора журнала “Искусство и художественная промышленность”, подписывал статьи псевдонимом Р. Изгой. В 1900-м умер отец, и мать Мария продала имение Извара. На полученные деньги Николай отправился учиться в Париж, по пути останавливаясь в Берлине, Дрездене и Мюнхене. В мастерской исторического живописца Фернана Кормона Рерих учился до середины 1901, а затем вернулся в Россию. 28 октября 1901 года в церкви Императорской Академии Художеств Николай обвенчался с Еленой Ивановной Шапошниковой, с которой познакомился летом 1899-го. Невеста, племянница княгини Путятиной, была на пять лет младше жениха. На всю оставшуюся жизнь она станет его “другиней и вдохновительницей”,  он будет называть ее “Ладой”, старинным русским именем, в котором для него звучала “гармония, вдохновение и сила”. В том же году Рерих занял должность секретаря Общества Поощрения художников, несмотря на наличие других, более старших и опытных претендентов.

Летом 1903 Рерихи путешествовали по России, посетив двадцать семь городов и изучая древнюю архитектуру. Результаты поездки были представлены на Выставке архитектурных этюдов Рериха.  Император Николай II, посетивший выставку, пожелал, чтобы всю серию приобрел музей Александра III. Но в тот день Россия объявила войну Японии, и дело осталось незавершенным. В 1904-м семьдесят этюдов и несколько других картин Николая Рериха были отправлены в Америку в составе русской экспозиции на выставку-продажу в город Сент-Луис.

С 1906 по 1918 Николай Рерих был директором Рисовальной школы. С 1909-го – действительный член Петербургской академии художеств и председатель объединения “Мир искусства”. К революции 1917-го художник отнесся сочувственно, вошел в состав Комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 под председательством Алексея Горького. В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, Николай Рерих выехал на лечение на Карельский перешеек. А вскоре эта территория стала принадлежать независимому финскому государству.

В 1918 году Рерих совершил поездку по Финляндии, Норвегии, Дании и Англии, выставляя свои произведения. В 1920-ом уехал в Америку, где его работы пользовались большим успехом. В США живописец пропагандировал русское искусство, организовал Художественный университет, Союз художников, Международный художественный центр “Венец мира”. В 1923-м по инициативе поклонников таланта художника был создан музей Н. К. Рериха. В том же году художник покидает Америку. Через Италию и Швейцарию он приехал во Францию. Оттуда морским путем отправился на Восток, решив осуществить путешествие по Индии и Центральной Азии.

Необычная экспедиция продолжалась в течение пяти лет. Группа Рериха перешла Гималаи, а в мае 1926 года пересекла границу СССР и побывала в Москве. Там Рерих встретился с Луначарским и подарил Советскому правительству несколько своих работ. Затем художник отправился на Алтай, посетил Монголию, пустыню Гоби, Тибет, и снова через Гималаи вернулся к начальному пункту маршрута – городу Дарджилингу. Путешествие было весьма рискованным, экспедицию подстерегало много опасностей. Во время вынужденной зимовки на нагорье Тибета они едва не погибли от холода и голода. Но на протяжении всего пути Рерих рисовал  даже в самых сложных условиях, в результате из экспедиции он привез около пятисот полотен и эскизов. Весомы были и научные результаты: памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы.

С целью обработки собранных материалов Рерих в 1928 году в долине Кулу (Западные Гималаи) совместно с женой организовал Гималайский институт научных исследований “Урусвати”, названный в честь Елены Рерих. Директором института стал их старший сын Юрий Рерих. С 1930-го, после непродолжительной поездки в Америку, долина Кулу стала постоянным местом жительства семьи Рериха, и сюда к художнику приезжали видные писатели и государственные деятели Индии. Институт занимался археологией, лингвистикой, медициной, биологией, этнографией, астрономией, метеорологией, ботаникой.
К его деятельности были привлечены известные ученые и деятели культуры. 
Научные изыскания, проведенные в Институте “Урусвати”, были представлены на VIII международном конгрессе ориенталистов в Лейдене, антропологическом конгрессе в Сорбонне и других научных конференциях. Но в середине 30-х годов деятельность института прекратились из-за великой депрессии, а затем и начала второй мировой войны.

В июле 1947 года Николаю Рериху была сделана операция, и врачи прописали больному постельный режим. Но художник как раз готовился к возвращению на родину, в Россию. Он не хотел ни на миг прекращать работу по подготовке к отправке более 400 своих картин, продолжал работать за мольбертом. Вскоре он умер, а через два дня перед домом запылал погребальный костер. Позднее на его месте, у крутого горного склона был водружен большой камень. На лицевой стороне высечена надпись: “Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ”. (“Ом Рам” обычно переводится, как “Да будет мир”.)
Каменотес, выбивший надпись, добавил от себя на обратной стороне монумента: “Этот осколок горного утеса был занесен сюда издалека”.

Идеи Елены и Николая Рериха находят свое воплощение в деятельности многочисленных обществ им. Н.К.Рериха во всем мире, в работе музеев, институтов, научно-исследовательских центров. Его верными соратниками всегда оставались жена, Елена Рерих, и сыновья:  историк-востоковед Юрий Рерих (1902-1960) и художник Святослав Рерих (1904-1993).

Общее число живописных полотен Николая Рериха колеблется, по оценкам искусствоведов, от пяти до семи тысяч. Литературное наследие не менее велико: только при жизни было опубликовано десять томов, лучшее определение для которых подобрано индийским профессором Генголи – “духовные воззвания”. Обширная просветительская деятельность Рериха по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры привела к тому, что на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 году в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ


 
Обливки


Загрузка...

Yandex
trafmag
РедТрэм Обменный

Комментарии закрыты.

Video >>

Появилось видео, как в Виннице злоумышленники разбирают Центральный мост

06.02.2018 - 17:52
В Ситуационном центре муниципальной полиции Винницы “РЕАЛу” предоставили фото и видео, на которых видно, как двое винничан срывают листы металла, закрывающие на тротуаре Центрального моста каналы с электрокабелями. О том, ...

Россиянка из “Айдара” облила Ляшко помидорным соком: видео

08.12.2016
Россиянка Юлия Толопа, которая фактически ...

ДНР нанесен урон в технике и живой силе: видео

30.05.2018
Пресс-центр Объединенных сил в утренней ...

ВСУ с воздуха уничтожили стратегические позиции оккупантов: видео

26.05.2018
Фронтовой волонтер Юрий Мысягин рассказал, ...