ЛЕОНТОВИЧ НИКОЛАЙ. Автора легендарного “Щедрика” Николая Леонтовича убил чекист, попросившийся в дом переночевать

Личность. Вехи истории в именах

Николай Леонтович, чье имя носит винницкое музучилище, является автором широко известных обработок украинских народных песен для хорового исполнения. Таких, например, как “Дударик”, “Казака несут”. А его обработка “Щедрика” известна во всем мире как рождественская колядка “Carol of the Bells”.

Николай Дмитриевич родился 1 декабря 1877 года на хуторе Селевинцы близ Монастырька  Брацлавского уезда Подольской губернии в семье сельского священника. Раннее детство прошло в селе Шершни Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Николай получил у отца, который играл на виолончели, скрипке, гитаре и некоторое время руководил хором семинаристов. В 1887-м Николай поступил в Немировскую гимназию. Однако уже через год за неимением средств отец перевел его в Шаргородское начальное духовное училище, где ученики содержались на полном пансионе. Там Леонтович овладел пением по нотам и смог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях.

В 1892-м Николай Леонтович поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменец-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами. Именно тогда он начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Николая Лысенко. В 1898-м Леонтович закончил духовную семинарию, но вопреки воле отца решил работать учителем в сельских школах, одновременно самостоятельно совершенствуя свое музыкальное образование. В селе Чуковом он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901-м он издал первый сборник подольских народных песен, а в 1903-м выпустил второй подобный с посвящением Николаю Лысенко. Именно начало 20-го века стало золотым временем для Леонтовича не только в творческом плане, но и в личном: в Тыврове он познакомился с Клавдией Ферапонтовной Жовткевич (родом из волынского села Полесцы), на которой женился 29 сентября 1901-го.

Осенью 1904 года Николай Леонтович оставил Подолье и переехал на Донбасс, где устроился преподавателем пения и музыки в местной железнодорожной школе. Во время революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Непосредственно в стычках с полицией хор участия не брал, однако сопровождал шествия, митинги и даже пел на баррикадах. Естественно, такая деятельность Леонтовича привлекла внимание местной жандармерии, и композитор вынужден был бежать на Подолье. Он укрылся  в Тульчине, где преподавал музыку и пение в местном епархиальном женском училище для дочерей сельских священников.

С 1909 года Николай Леонтович несколько лет подряд брал уроки композиторского искусства у известного в те времена теоретика музыки Б. Яворского, сначала в Москве, а затем в Киеве. Яворский был старше Леонтовича лишь на два года, тем не менее, скромный сын попа относился к столичному авторитету с почитанием ученика. У них сложились несколько загадочные теплые отношения, которые длились несколько лет и остаются не совсем ясными для биографов и историков. Известно, что именно под влиянием Яворского Леонтович создал много хоровых обработок, в частности знаменитый “Щедрик”, а также “Поют петухи”, “Мала мать одну дочку”, “Дударик”, “Ой взошла заря” и др. В Тульчине Николай познакомился с композитором и единомышленником по народническому духу Кириллом Стеценко, который после смерти Леонтовича в 1921-м возглавил Украинское музыкальное общество, названное в честь Николая Дмитриевича. (Впрочем, 40-летний Стеценко ненамного пережил Леонтовича, скончавшись при загадочных обстоятельствах в том же году.)

Пока же в 1916-м Леонтович вместе с хором Киевского университета впервые исполнил свою обработку “Щедрика”, которая принесла ему большой успех у публики. С установлением Украинской Народной Республики Леонтович переехал из Тульчина в Киев, где начал активную деятельность, как дирижер и композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела “Легенда” Николая Вороного в обработке Леонтовича. После прихода большевиков Николай Леонтович работал некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподавал в Музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко, вместе с композитором и дирижером Григорием Веревкой работал в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания организовал несколько хоровых кружков.

Во время захвата Киева 31 августа 1919 года белогвардейцами Деникина, преследовавшими украинскую интеллигенцию, Леонтович был вынужден бежать в Тульчин, где основал первую в городе музыкальную школу. В 1919-20 годах композитор работал над первым большим симфоническим произведением: народно-фантастической оперой “На русалкину пасху” по одноименной сказке Гринченко. Осенью 1920 года при содействии Леонтовича в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством Кирилла Стеценко и Павла Тычины, как второго дирижера: исполнялись произведения Леонтовича.

Смерть Николая Леонтовича в ночь с 22 на 23 января 1921 года в советский период сознательно искажалась: пропаганда утверждала, что композитора убил то ли беглый деникинец, то ли переодетый петлюровец. Правда открылась уже в начале 90-х. Пока же, как только информация о смерти Леонтовича разлетелась по Украине, в Марковку Гайсинского уезда (ныне Теплицкий район) приехал расследовать обстоятельства гибели своего коллеги и друга Гнат Яструбецкий. Именно Яструбецкий стал основным биографом Леонтовича. Также он упомянул в своих записях  рапорт ЧК, раскрывающий имя убийцы композитора (этот документ  был обнародован уже в независимой Украине). Правда, вскоре информацию Яструбецкого сознательно исказили.

9 января 1921-го Николай Леонтович лошадьми приехал к отцу в Марковку. В тот же вечер во двор вошел молодой, роскошно одетый русскоязычный человек, представившийся чекистом Афанасием Грищенко, предъявивший несколько документов и попросившийся переночевать. В 7:30 раздался выстрел. Батюшка увидел на кровати под окном полусогнутого сына, который испуганным голосом пробормотал: “Это что, взрыв?” и упал на подушку. Грищенко босой и в белье стоял над кроватью, вынимая из винтовки гильзу. Сестру композитора Викторию, его дочку Галину и отца чекист связал, перевернул все в доме, забрал деньги и драгоценности и ушел… На крик сбежались соседи. Николай Леонтович произнес: “Папа, я умираю” и скончался.

Милиция Теплика пыталась задержать чекиста вскоре после убийства композитора. Но Грищенко застрелил милиционера Твердохлеба и скрылся. Вскоре его поиски прекратились. Точно известно, что Афанасий Грищенко приезжал в Теплик из России уже в 50-х. Был ли он киллером-чекистом или обычным бандитом с большой дороги – неизвестно.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Подборка смешных анекдотов и забавных видео

04.08.2018 - 13:25
Когда обсуждают пенсионную реформу совсем не слышно голосов феминисток с требованием уровнять пенсионный возраст мужчин и женщин. — Какой из языков самый сложный для изучения: китайский или иврит? — Украинский, ...

Как правильно разделать плод граната (видео)

10.10.2015
Умеете ли Вы правильно разделать ...

Опубликовано видео подмосковного домика Януковича

31.08.2017
С подачи российского певца Иосифа ...

Фестиваль ледовых скульптур проходит в Китае (видео)

10.01.2016
Традиционный фестиваль ледовых скульптур проходит ...