КРУШЕЛЬНИЦКАЯ СОЛОМЕЯ. Оперная прима Соломея Крушельницкая стала в СССР золушкой наоборот
Личность. Вехи истории в именах
Соломея Крушельницкая — оперная певица, имя которой стоит в одном ряду с Шаляпиным, Карузо, Кабалье и прочими. Она родилась 23 сентября 1872 года в Западной Украине (ныне село Белявинцы Тернопольской области) в семье священника. Сознательное детство прошло в Тернополе, куда переехала ее семья. С 10 лет Соломея принимала участие в концертной деятельности в составе хора “Русские беседы” (кстати, Галличина тогда входила в состав Австро-Венгрии). Основы музыкальной подготовки Соломея получила в Тернопольской гимназии, экзамены в которой сдала экстерном. Несмотря на то, что для дочери священника артистическая карьера была делом неподходящим, отец, видя талант Соломеи, на последние деньги отправил ее учиться во Львов. Там она поступила в консерваторию на класс фортепиано и вокала.
В 1893-м Крушельницкая закончила консерваторию с отличием и 15 апреля того же года дебютировала с большим успехом на сцене Львовской оперы (партия Леоноры в опере “Фаворитка”). Затем последовал успех в роли Сантуццы в “Сельской чести”. Как раз тогда во Львове гастролировала знаменитая итальянская певица Джемма Беллинчони, которая была покорена талантом украинки и рекомендовала ей отправиться в Италию, считая, что только там Крушельницкая сможет достичь мировой славы.
В итоге в том же 1983-м Соломея уехала в Милан на учебу к профессору Фаусту Креспе. А вскоре начались ее выступления на итальянских сценах: в 1895-м она дебютировала в театре Кремоны в партии Манон Леско. Затем были успешные выступления в Парме, Триесте, Бергамо. При этом Крушельницкая не забывала и родной Львов, куда ее постоянно приглашали на гастроли. Между тем, голос певицы обрел такую мощь, что ей под силу стали тяжелые вагнеровские партии (Эльза в “Лоэнгрине”, Елизавета в “Тангейзере”, Изольда). 4 года (1898-1902) Соломея блистала на сцене Варшавской оперы, параллельно гастролируя по всей Европе, в том числе и в Петербурге. А в 1902-м состоялось триумфальное выступление певицы в Париже. Пиком карьеры оперной дивы критики считают 1904-й, когда Крушельницкая исполнила партии и сыграла Чио-Чио-сан “Мадам Баттерфляй” Джакомо Пуччини. После этого она стала штатной певицей в “Ла Скала”. Параллельно проходили сказочные гастроли в Египте, Аргентине, Чили, Испании, Португалии, Монако… Пресса называла Крушельницкую “незабываемой Аидой”, “наипрекраснейшей Чио-Чио-Сан”, “идеальной Брунгильдой”, “чарующей Соломеей”, “поражающей Валькиреей”…
Соломея сравнительно рано стала богатой и всемирно знаменитой, что позволило ей достаточно долго выбирать между самыми представительными женихами. В 1910-м 38-летняя звезда пошла под венец с известным итальянским адвокатом и мэром Виареджо Чезаре Риччони. Они сочетались браком в одном из храмов Буэнос-Айреса. Супруги поселились в его очаровательном курортном городке на берегу Лигурийского моря (невдалеке от Ливорно). Шикарную виллу назвали “Саломе”. Супруг был тонким знатоком музыки и эрудированным аристократом. Интересно, что познакомились они в… суде: Чезаре защищал интересы Крушельницкой в коммерческом споре с ее театром.
В последний раз примадонна вышла на профессиональную оперную сцену в 1920-м, возраст брал свое. Однако концертной деятельности она не прекратила, причем пела на восьми языках. Например, в 1927-м Крушельницкая предприняла большое концертное турне по Северной Америке, где выступила в том числе и перед украинскими эмигрантами. Но основным видом деятельности бездетной звезды стало преподавание в вузах и театрах Милана. В 1936-м она дала концерт во Львове.
А дальше счастливая жизнь Золушки вошла в серую полосу, которая не просто затянулась, а стала черной. Все началось со смерти в 1938-м мужа Чезаре Риччони. Чтобы облегчить переживания, Соломея надолго уехала к родне во Львов. Но к ее несчастью началась вторая мировая война, и СССР оккупировал Галличину. НКВД, естественно, с самого начала недоброжелательно относился к мировой знаменитости, которая была кумиром украинской интеллигенции, ратующей за национальную независимость. Новая власть сразу же национализировала особняк артистки, правда, ей оставили 4-комнатную квартиру, в которой она жила с сестрой Анной. А зимой 1940-го Крушельницкая сломала ногу, после чего выздоравливала долго и мучительно, сказывался преклонный возраст.
Во время немецкой оккупации жизнь Соломеи также не наладилась: она якобы не имела ни средств, ни здоровья, чтобы вернуться в Италию, где у нее оставалось солидное имущество. Впрочем, на самом деле это большая тайна Крушельницкой. Ведь во Львове она вряд ли нищенствовала, поскольку давала частные уроки вокала, в том числе и немецким офицерам, многие из которых были весьма культурными и обеспеченными почитателями оперы. Возможно, как и многие пожилые люди, Соломея просто боялась умереть на чужбине?
Так или иначе, дождавшись освобождения от фашистов, Крушельницкая начала работать в консерватории. Во время “чистки кадров от националистических элементов” ее преподавательская судьба висела на волоске. Звезде мировой оперной сцены среди прочего официально инкриминировали отсутствие консерваторского диплома. Правда, диплом все же нашелся в фондах городского исторического музея, и пожилую женщину оставили в покое.
Оставаясь подданной Италии, Соломея Амвросиевна много раз обращалась с просьбой о предоставлении ей советского гражданства, но власти отмалчивались. В итоге Крушельницкой пришлось переоформить свою виллу и все свое итальянское имущество в пользу СССР, только после этого она стала гражданкой Советского Союза. А за месяц до кончины, в октябре 1952 года, Крушельницкая, наконец, получила звание профессора. Соломея похоронена рядом с Иваном Франко и другими выдающимися львовянами на Лычаковском кладбище. Теперь в доме, который Соломея купила еще 1903-м, и где закончился ее жизненный путь, находится мемориальный музей. Ее именем назван Львовский театр оперы и балета.
Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ
Подпишитесь на новости
Коментарі (0)