КОЗАКОВ МИХАИЛ. Актер Михаил Козаков вторую жену выгнал на улицу, а родителей четвертой приютил

Личность. Вехи истории в именах

Михаил Михайлович Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова. Отношение к литературе имела и мама, работавшая редактором. Детство прошло в Москве. Родители воспитывали детей “как книжка пишет”: личным примером, мудрыми, но доступными беседами об искусстве и, конечно же, книгами.

По окончании школы Михаил поступил в школу-студию МХАТ. На последнем курсе состоялся его дебют в кино: Козаков сыграл Шарля Тибо в политической драме Михаила Рома “Убийство на улице Данте”. (В этой картине также впервые снялись Валентин Гафт и Иннокентий Смоктуновский.) Тогда же Михаил женился на своей бывшей однокласснице — эстонке Грете Таар. У них родились двое детей: Екатерина в 1957-м и Кирилл в 1963-м.

В 1956-м Михаил был принят в театр имени Маяковского. Уже в первый год работы на сцене этого театра Козакову доверили сыграть Гамлета. Эта роль произвела на актера глубокое впечатление. В 1959-м Козаков покинул театр Маяковского и перешел в “Современник”, где проработал до 1970 года. Параллельно в конце 50-х Михаил снялся в ряде кинолент, в том числе в фильме Григория Рошаля “Восемнадцатый год” (второй фильм трилогии по роману Толстого “Хождение по мукам”), мелодраме Александра Столпера “Трудное счастье” и героико-приключенческом фильме Ильи Гурина “Золотой эшелон”.

В 1961-м на экраны СССР вышел фантастический фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева “Человек-амфибия” по одноименному роману Александра Беляева. Михаил сыграл в нем роль главного отрицательного героя – Зуриту. Зрители приняли фильм с небывалым восторгом, а актеры, снимавшиеся в нем, стали необыкновенно популярны. Несмотря на успех в последующие годы, Козаков снимался мало. Самой яркой работой 60-х считается его роль в драме Наума Трахтенберга “Выстрел” (по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина). Еще одна интересная работа — роль в картине Виктора Соколова “День солнца и дождя”.

В конце 60-х Михаил Козаков во второй раз женился. Его новой женой стала темпераментная грузинка Медея, которая приучила его к грузинской кухне. С тех времен среди любимых блюд актера неизменно были сациви и лобио. В 1969-м у них родилась дочь Манана, что, впрочем, не удержало и этот брак от распада. В своих мемуарах Михаил Козаков рассказывал: “Идиотская женитьба на малознакомой грузинской женщине с древнегреческим именем… Было венчание в тбилисской церкви… Была и короткая жизнь в Москве в каких-то квартирах, которые я добывал и разменивал. Нет, жизнью это не назовешь… Эта, с древнегреческим, умудрилась за один год принести много зла… Но я, слава Богу, опомнился и вышвырнул ее на улицу. Ночью. Следом — и ее дорогую шубу, недавно приобретенную в комиссионке. Сил нет вспоминать это…”

В начале 70-х актер женился в третий раз. Его новой женой стала переводчица Регина, которая вроде бы безоглядно любила Козакова, создавала ему домашний рай и всеми силами пыталась отучить его от спиртного, к которому он пристрастился после второго развода. Регина даже простила увлечение Михаила Анастасией Вертинской, роман с которой завязался на съемках “Безымянной звезды”. С Региной Михаил прожил 18 лет, их брак оказался бездетным…

В 1971-м Михаил Козаков перешел во МХАТ, но уже в 1972 году он стал актером театра на Малой Бронной. Параллельно снялся в приключенческом фильме Наума Ардашникова “Вся королевская рать”, водевиле Александра Белинского “Лев Гурыч Синичкин”, музыкальном телефильме Леонида Квинихидзе “Соломенная шляпка”, комедии Виктора Титова “Здравствуйте, я ваша тетя!” и пр. Тогда же состоялся его дебют, как кинорежиссера: в 1975-м он поставил телеспектакль “Ночь ошибок” по пьесе Голдсмита, а в 1978-м вышла его трагикомедия “Безымянная звезда”. В ней дуэт Игоря Костолевского и Анастасии Вертинской оказался бесподобным. Сам Козаков также снялся в своей картине, сыграв небольшую, но заметную роль Грига.

Для своего дебюта в качестве театрального режиссера на Малой Бронной Козаков выбрал пьесу Леонида Зорина “Покровские ворота”. Спектакль продержался в репертуаре театра семь лет и имел большой успех у зрителей. В начале 80-х Михаил Козаков решил перенести пьесу на экран. Ему вежливо отказали, ибо пьеса о хрущевской оттепели. Не помогло Михаилу Козакову и то, что к тому времени он получил Государственную премию и две премии КГБ СССР за роль Феликса Дзержинского. Первого советского чекиста Козаков сыграл в трех разных фильмах, вышедших в начале 80-х. Его Дзержинский впервые в истории кино говорил с польским акцентом. А если учесть еще холодный и жесткий взгляд этого Дзержинского, то становилось ясно, что Козаков знал о “железном Феликсе” нечто большее, чем было написано в сценарии. Снять “Покровские ворота” помогла актриса МХАТа Софья Пилявская: она пошла на прием к начальству, и разрешение было получено. Картина пришлась по душе зрителям, ее до сих пор называют культовой.

В 80-е годы Михаил Козаков сыграл в приключенческом фильме “Шестой” фармацевта Данилевского — замаскированного бандита Вахрамеева. Были и другие роли. В то же время Козаков-режиссер снял детскую комедию “Если верить Лопотухину”, экранизировал спектакль “Маскарад” Лермонтова и пьесу Дюрренматта “Визит старой дамы”, внесенную критиками в Золотой фонд советского кинематографа.

В конце 80-х знаменитый американский актер Роберт Де Ниро пригласил Регину в качестве переводчицы в США и она уехала. А через три месяца известила Козакова, что у нее все хорошо, и она подает на развод. Регина осталась за границей навсегда. Михаил впал в депрессию, из которой его вывела Анна Ямпольская. Она была на 25 лет моложе Козакова. За счастьем в Москву приехала из Кишинева, мечтая работать на телевидении. Анна пришла в ресторан ВТО с подружкой. К ним за столик подсел Михаил Козаков с друзьями. Аня сразу же влюбилась в обаятельного и респектабельного мужчину… Вскоре состоялась свадьба. Козаков перевез родителей Ани из Кишинева в Москву, и они все вместе поселились в одной квартире. В 1989-м у них родился сын Михаил, а в 1996-м — дочь Зоя.

В 1992 году Михаил Козаков с семьей уехал в Израиль. До 1996-го он играл в камерном театре в Тель-Авиве. Там же Козаков организовал русскую труппу, с которой выпустил четыре спектакля. Вернувшись в 1996 году в Россию, Козаков возглавил собственную антрепризу. В 1999-м году Михаил экранизировал два своих спектакля: драму “Ужин в четыре руки” и телеспектакль “Чествование”. В 2004-м он поставил фильм “Медная бабушка” по пьесе Леонида Зорина, в 2005-м — шестисерийную приключенческую мелодраму “Очарование зла”, в 2006-м — фильм-спектакль “Король Лир”. Уже будучи тяжело больным (рак легких), в 2010-11 годах Козаков снялся в фильмах “Зоя” (кинооператор Портер), “Борис Годунов” (отец Пимен), “Любовь-морковь-3” (доктор Коган) и ряде других. Скончался Михаил Михайлович 22 апреля 2011 года в израильской клинике неподалеку от Тель-Авива.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Найдена суперскоростная замена Wi-Fi, которая имеет высокий уровень информационной безопасности (видео)

16.03.2016 - 14:18
Вполне возможно, что в скором будущем мы сможем подключиться к Интернету, не используя ничего, кроме простой лампы. Li-Fi, или (light fidelity, в пер. «верность свету), это новая беспроводная технология, которая была ...

Опубликована архивная любительская съемка старой Винницы (видео)

11.11.2015
Ранее мы публиковали современную съемку ...