ТИГИПКО СЕРГЕЙ

СЕРГЕЙ ТИГИПКО: “ВИННИЦЕ, ДУМАЮ, НЕ МОЖНО, А НУЖНО ВЕРНУТЬ ОТОБРАННУЮ ДОЛЮ (ОКОЛО 170 МЛН. В ГОД) ПОДОХОДНОГО НАЛОГА. А О ЛЬГОТАХ – ИХ СОХРАНЕНИИ ИЛИ ЧАСТИЧНОЙ ОТМЕНЕ – НУЖНО ГОВОРИТЬ С ОБЩЕСТВОМ”

Сергей Леонидович рассказал “РЕАЛу” о том, что в его прошлом конфликте с главой таможни Игорем Калетником не было ничего личного, о том, чем попробует подсобить Виннице по просьбе Владимира Гройсмана, о том, что человек его команды, замгубернатора Винничины Григорий Дерун в список ПР не просился, а также о реализации социальных инициатив и пенсионной реформе

 

 

Сутки пребывания в Виннице оказались для Сергея Тигипко более чем насыщенными. Для вице-премьера этот день начался с утренней зарядки в Центральном парке. Правда, от криков в мегафон, через который кто-то весьма бодро руководил движениями чиновников, проснулись сотни горожан...

Посетив “Прозрачный офис” мэрии, столичный гость пообещал, что направит в Винницу других градоначальников. Правда, многие из них по аналогичным “направлениям” уже ездили, но опыт не переняли. Помимо этого, Сергей Леонидович посетил протезно-ортопедический завод, выставку работ людей с ограниченными возможностями и многие другие мероприятия, пообещал снимать с постов чиновников, беспричинно “прессующих” бизнес и рассказывал о социальных инициативах, уверяя, что увеличение пенсий и госпомощи не приведет к инфляции. Дескать, бюджету это по силам. Но помимо общегосударственных задач винничан интересуют и свои “местечковые” проблемы. Вице-премьер обнадежил, что многие из затронутых в Виннице вопросов могут быть решены в ближайшей перспективе.

«Практика показывает, что любые расходы местных властей проходят с меньшей коррупцией, чем на центральном уровне»

- Сергей Леонидович, возглавляемая Вами «Сильная Украина», и Вы лично, заняв после выборов президента пост вице-премьера, на первых порах жестко конфликтовали с таможней, считая ее руководителя Игоря Калетника человеком, из-за которого в этом ведомстве процветает коррупция. Чем закончилось это противостояние, и в каких Вы сейчас отношениях?

- Знаете, как говорят в таких случаях, ничего личного… Я считаю, что в тот период мы имели массу проблем с таможней, а часто и неприкрытую коррупцию. По моей инициативе удалось внести изменения в Таможенный кодекс, где сейчас прописан целый ряд норм, которые улучшают положение бизнеса. Но сказать, что сегодня ситуация полностью исправлена, я не могу, хотя в отношении борьбы с коррупцией есть положительные сдвиги. Это подтверждают и сами предприниматели.

Недавно мы внесли дополнительные изменения в Таможенный кодекс, которые при первой «попытке» не были поддержаны депутатами. Так что мы не сдаемся - продолжаем бороться. Кто приходит во власть и хочет реализовать определенные реформы, сразу себя настраивает на мощное сопротивление. При любых изменениях изначально все настроены негативно. К такой реакции надо быть готовым.  

- В прошлом году у Винницы, после внесения изменений в Бюджетный кодекс, отобрали треть собираемого в городе подоходного налога (оставив 50% вместо 75%). Эти деньги теперь непосредственно из Киева идут на область для финансирования системы здравоохранения. Но, во-первых, то, что отобрали по факту больше, чем Винница тратила на те учреждения здравоохранения, которые «перешли» области. А во-вторых, когда реформа только задумывалась, речь шла о том, что государство ее дополнительно профинансирует, а не станет отбирать на эти цели деньги у самой Винницы (или области). Вопрос же таков – это справедливо? И второе – можно ли Виннице вернуть отобранную долю подоходного налога?

- Начну со второго вопроса. Думаю, не можно, а нужно. Мы обсуждали эту ситуацию с Владимиром Борисовичем Гройсманом. Он правильно говорит, что стране нужна мощная административная реформа, прежде всего, на уровне регионов, которая должна закончиться, во-первых, передачей на места определенных функций с правом финансирования, в том числе и зачисление в горбюджет определенных налогов. Мэр Винницы, в частности, указывает на часть налога на прибыль и некоторые другие.

Такой шаг привел бы к двум вещам. Первое – налоги стимулировали бы местную власть развивать производство. Сегодня явно не хватает заинтересованности местной власти в развитии тех предприятий, которые находятся на территории ее подчинения. В местный бюджет попадают действительно копейки. И второе – местная власть лучше проведет любую реформу. Мэр и депутаты избираются людьми, находятся рядом с избирателями, поэтому скорее смогут убедить людей в необходимости реформирования, нежели любой министр или вице-премьер. Захотят на местном уровне оптимизировать систему охраны здоровья - найдут варианты, учтут местную специ-фику, и этот процесс пройдет менее болезненно. Уверен, что каждый мэр сможет пояснить людям, где он собирается сократить расходы, и куда направить появившиеся средства. Более того, практика показывает, что любые расходы, осуществляемые местными властями, проходят с меньшей коррупцией, чем на центральном уровне.

Мы сегодня (26 июня, – авт.) говорили об этой реформе. Владимир Борисович просил, чтобы я занялся этим вопросом. Она хоть и не относится к социальному блоку, но эффект в социальной сфере может быть значительным. Также мы говорили об опыте Польши. Административная реформа там считается самой главной и самой удачной. Это мнение поляков. Я неоднократно разговаривал с Лешеком Бальцеровичем (польский экономист, автор ставшего хрестоматийным «плана Бальцеровича» по реформированию многих отраслей, – авт.) на разные темы. Так вот, он уверяет, что именно эта реформа дала Польше наибольший экономический эффект.

- Как и в какие сроки эту идею можно реализовать в Украине?

- В ближайшее время я приглашу людей, которые занимаются разработкой админреформы в Администрации Президента, посоветуюсь с ними, узнаю, на каком этапе находятся их разработки. Потом переговорю с Президентом, и может быть, предложу частично свои услуги по проведению реформы. Я убежден, что для любой реформы важна персонализация. Это связано, поверьте мне, не с аплодисментами. Когда начнете отбирать налоги, полномочия у кого-то и передавать их другим, у вас сразу появится очень много «доброжелателей». И поносить они будут по полной программе. Но находиться во власти и избегать реформ - это неинтересно и неправильно.

Если у вас в Виннице что-то получается, то, прежде всего, благодаря тому, что вы делаете это. Не называя это реформой, вы взяли и оптимизировали городской транспорт, увеличив количество трамваев, троллейбусов, многоместных автобусов. Согласен, это плохо сказалось на частных перевозчиках, но в плане транспортного обеспечения горожан отразилось в позитивную сторону. Перед кем-то инициаторы стали непопулярны, но ведь для большинства винничан сегодняшнее транспортное обеспечение удобней.

- Сергей Леонидович, на самом деле эта оптимизация не от хорошей жизни, а вынужденная мера. Госбюджет хронически не компенсирует транспортникам средства за перевозку льготных категорий пассажиров. По этой причине, в частности, Винницкое ТТУ оказалось на грани «смерти». Мэрия, чтобы спасти коммунальное предприятие, пожертвовала маршрутками и где-то даже удобством для винничан. Считаете это выходом из ситуации?.. Может, государству стоит вспомнить о своей обязанности по компенсации?

- Я считаю, что если мы хотим проводить эффективную политику, то должны быть открытыми и честными. Сегодня вопрос стоит просто: мы имеем определенное количество льгот, поэтому должны либо обеспечить их, финансируя в полном объеме, либо сказать, что мы изменим подход к предоставлению льгот, потому что помогать нужно только самым незащищенным. Формально государство гарантирует очень большое количество льгот, многие из которых не может обеспечить. И тот же Конституционный суд четко говорит: что можете бюджетом обеспечить – обеспечьте, а по остальным льготам признайте, что не получается… Сказать, что льготируем - легко. В этом плане все добрые, хорошие, а потом люди идут и требуют – платите! Откуда? Опять брать у бизнеса? Но сегодня бизнес больше давать не может. Тогда у кого отнимать – у учителя, врача, военного? Извините, они тоже получают не заоблачные зарплаты. И своих проблем у них хватает. Поэтому я считаю, что, прежде всего, нужно помогать самым бедным.

 «Работа в исполнительной власти сложней, забирает больше времени, сил и энергии, но она более живая. Думаю, и Григорий Дерун тоже более к этому склонен»

- В результате слияния с ПР глава облорганизации «Сильной Украины» Григорий Дерун был утвержден на пост заместителя губернатора. Довольны ли Вы его работой?

- После президентских выборов перед нами стояла дилемма. Могли пойти в оппозицию, и говорить о проблемах, либо пойти во власть, чтобы заниматься реформами. Я предложил второй путь. Тогда я выслушивал разные мнения. Могу сказать только одно: за личными позициями есть еще Украина, которая нуждается в реформах. Если мы не будем их делать, то страна, как на эскалаторе, «съедет вниз».

В период кризиса все страны начинают искать варианты реформирования, чтобы структурно изменить ситуацию для выведения общества на более высокий уровень и сделать страну более конкурентоспособной. Я сказал своим коллегам, в том числе и Григорию Григорьевичу: «Идите во власть и воюйте за изменения, которые приведут к лучшему!». Он сегодня отвечает, как я считаю, за самый лучший сектор, который стал приоритетным в развитии страны. Как замгубернатора Григорий Дерун занимается инвестициями, а для меня это означает, что он помогает создавать условия для нормальной и эффективной работы инвестора. А также способствует появлению новых.

В первую очередь, я говорю о своих, украинских, инвесторах, «замордованных» проверками и не имеющих нормального финансирования со стороны банковской системы, поскольку ставки по кредитам остаются высокими. У них есть еще масса проблем. И всеми ими на Винничине занимается Г. Дерун. Ему нужно садиться за стол с предпринимателями и искать варианты выхода. Мне кажется, это гораздо интересней, чем просто критиковать. Можно очень долго быть эффективным критиком, только от этого людям будет ни холодно, ни жарко.

- Как замглавы ПР, планируете ли в партийном списке перед выборами в ВР лоббировать место для бывших однопартийцев из «Сильной Украины» и кого-то из винничан?

- Это будут буквально несколько достаточно публичных людей, склонных к работе в парламенте. При этом я скажу, что оцениваю депутатскую работу не как самую интересную. Лично мне было несколько сложно работать в парламенте. По духу - это не мое… В исполнительной власти мне трудиться нравится гораздо больше. Сразу могу пояснить, что эта работа сложней, забирает больше времени, сил и энергии, но она более живая. Думаю, и Григорий Григорьевич тоже более склонен к работе в исполнительной власти. Он - крепкий, цепкий руководитель, мне кажется, что хорошо впишется в областную власть. И мне хотелось бы, чтобы он был очень полезен нашим предпринимателям.

- То есть в списке его фамилии не будет?

- Не знаю, он и не высказывал такого желания. У него есть сейчас серьезный объем работы, и я считаю, что разрываться тут не надо, следует сосредоточиться на выполнении сегодняшних задач.

- Наших читателей в связи с социальными инициативами последних лет раздражает манера подачи их властями. Вы называете одни цифры, Янукович и Азаров – другие, министерства – третьи. Примеров масса. Например, изначально было заявлено, что всем пенсионерам повысят пенсии на 100 грн., а потом оказалось, что речь о средней цифре – одним вообще ничего не добавили, другим – по 300-400 грн. Или заявили, что чернобыльцам разных групп добавят 3,5-5 тысяч, в зависимости от категории, грн., а оказалось, что это максимальные выплаты, и большинство довольствовалось куда меньшими суммами. Складывается впечатление, что власти специально так преподносят информацию – с целью понравиться украинцам. Или это просто недоработки?

- Если говорить о пенсиях, то мы совершенно четко называли суммы и выполнили сказанное, в том числе в Винницкой области. Уточню, речь шла о том, что всем людям, которые имеют полный трудовой стаж (для женщин – 20 лет, для мужчин – 25), пенсии поднимут не менее чем на 100 гривен. Так и произошло… Не могли пенсионерам поднять на меньшую сумму. О чем вы говорите, закон принят. Точка. Повышение ниже 100 гривен ни один пенсионер не должен получить. Если же такое встречается, ему неправильно начислили, он может обратиться в Пенсионный фонд, и ему пересчитают. У кого нет полного стажа, тем подняли скромней, но не менее чем на 50 гривен. А в среднем по стране рост выплат на уровне 120 гривен. (Тут не в пику Сергею Леонидовичу «РЕАЛ» позволит себе настоять на своем – из разных официальных источников на первых порах звучали конкретные заявления об увеличении пенсий на 103 гривны всем пенсионерам, а не только тем, кто имеет полный трудовой стаж. Ну не было этого важного дополнения! – Ред.).

В рамках социальных инициатив Президента пенсии повышены для 12,9 млн человек. Почти вдвое выросла помощь ветеранам ко Дню Победы, с первого июля началось поэтапное повышение пенсий для военных пенсионеров. В десять раз увеличивается помощь семьям, которые ухаживают за психически больными людьми. Мы начали реальную борьбу с бедностью, которая не ограничится только 2012 годом. Повышение выплат продолжится и в будущем.

Что касается инвалидов-чернобыльцев, то их пенсии выросли почти вдвое. Да, есть чернобыльцы, которые не могут подтвердить о себе некоторые данные, скажем по зарплате, либо ту или иную зону, где они работали. В ближайшее время начнет работать специальная комиссия, которая станет в индивидуальном порядке рассматривать обращения чернобыльцев, и принимать решения именно по таким вопросам.

Подавать некорректную информацию или «заигрывать» перед кем-то мы не хотим. Вы знаете, мне кажется, что нужно делать свое дело и меньше думать о чем-то другом, например, о том, как понравиться. Я убежден, есть возможность - делай, и люди действия оценят.

 «Если раньше социальной сферой опекались колхозы, то теперь эстафету у них должны перенять агрофирмы, которые приходят в качестве инвестора»

- Скажите, зачем нужна была пенсионная реформа, призванная экономить 1-2 млрд. гривен в год, если нынче на повышение пенсий пустили 6 млрд.? И это ведь не за счет роста экономики, так как дефицит ПФ планируется пересмотреть с 9 заявленных миллиардов до 16-ти…

- Уже пересмотрели дефицит. Зачем нужна пенсионная реформа? Хороший вопрос. (На самом деле вопрос не «зачем нужна пенсионная реформа», а «зачем она нужна, если сегодня на повышение пенсии пустили 6 млрд. грн. при прогнозируемой отдаче от реформы в 1-2 млрд. грн. Вот так политики уходят от конкретного ответа. «РЕАЛ», например, поддерживает пенсионную реформу, как и Тигипко, считает ее правильной. Но мы не понимаем, зачем рубить ее только принявшиеся корешки… - Ред.). Ответ на него очень простой. Когда пришло правительство Азарова, у нас стоял вопрос очень жестко: выплачиваем пенсии или создаем задолженность с выплатой? Несмотря на наши усилия, в 2010-м году дефицит бюджета Пенсионного фонда составил 34 миллиарда гривен. В 2011-м мы вышли на «минус» 16 миллиардов. В этом году планировали ограничиться 9-ю миллиардами дефицита, сейчас снова вернулись к 16-и.

Тем не менее, мы посчитали, что можем эту сумму дотировать из госбюджета, потому и повышаем пенсии. А делаем мы это благодаря экономическому росту. В 2010-м он составлял 4,5%, в 2011-м – 5,2%, а в этом идет пусть и небольшой, но 2%-й прирост. Поэтому сегодня часть средств от экономического роста можно пустить на социально-экономические нужды. Это интересно и правильно в макроэкономическом плане. Во многих странах Европы, где с финансовым кризисом начали урезать социальные выплаты, зарплату, об этом уже очень пожалели. Этот шаг плохо сказывается на внутреннем рынке. Теперь вся Европа говорит не об экономии средств, а о необходимости тратить деньги для стимулирования экономического роста. Поддерживать экономический рост, снижая выплаты, очень сложно. Это удается за редким исключением.

- На Винничине в последние годы активно строятся элеваторы. Супер! Но вроде бы как государство компенсирует львиную часть расходов на их строительство. Получается классный бизнес для избранных – за чужие деньги получают собственность и возможность зарабатывать… Сколько государство возмещает за элеваторы, и как Вы оцениваете это «явление»?

- Я в первый раз слышу о компенсациях на строительство элеваторов. Знаю о других программах – по садам, виноградникам. Не уверен, что такая есть, хотя вероятно просто не знаю, ведь аграрный сектор не в моем ведении. По крайней мере, на заседании правительства ни разу не слышал о компенсации строительства зернохранилищ. Что касается инвестиций, то без элеваторов бизнес зерноводческого хозяйства невозможен. Вы не сохраните продукцию и не продадите ее по выгодным ценам. Элеваторы позволяют при «пиковых» ценах выйти на внешний рынок с предложениями, и эффективно продать. Доставшиеся по наследству с советских времен элеваторы – дорогие в обслуживании и не экономичные. Поэтому сейчас при строительстве все используют современные технологии. Это абсолютно необходимая инфраструктура для развития сельского хозяйства. Если есть 10-13 тысяч гектаров земли, то в винницких условиях вы соберете 50 тысяч тонн зерна кукурузы, пшеницы. Попробуйте такое количество сразу продать. Не получится. Надо хранить и реализовывать зимой.

Поэтому в это направление надо инвестировать в любом случае. Тем более на Винничине.

Я не сомневаюсь, что в вашей области будут инвесторы, которые станут обрабатывать 100% земель. И с ними придется очень серьезно работать в плане поддержки социальной сферы. То, что инвестор получит отличную прибыль, мы знаем. Это можно легко просчитать. Минимум 200 долларов в год эффективный производитель зарабатывает на гектаре угодий. Налогов он платит не так много, поэтому мы должны убедить его часть средств направить в социальную сферу. Сделает это – получит кадры, молодежь, и главное, у него будут паи. Если поскупится, то рассчитывать, что люди отдадут ему паи в аренду, не стоит. Люди будут работать с теми, кто побеспокоиться о школе, амбулатории, вспашке огородов, дорогах. Некоторые инвесторы, насколько я знаю, помогают людям в случае смерти близких, поддерживают детсады. Так и должно быть. Если раньше социальную сферу опекали колхозы, то теперь эстафету у них должны перенять агрофирмы, которые приходят в качестве инвестора.

- В Виннице Вы – не частый гость. Судя по всему, остались довольны увиденным…

- Я приезжал около трех лет назад. Винница оставляет очень хорошее впечатление, в первую очередь, за счет того, что в городе не побоялись изменений, хотя на то время они и были непопулярными. Город меняется, это видно по дорогам, паркам, спортивным площадкам. Тот же «Прозрачный офис»… Это находка, которая может быть полезна в масштабах всей Украины.  

Досье

Сергей Тигипко родился в молдавском селе Драгонешты, куда его дед в 1902 году переехал из Винничины. В 1982-м окончил Днепропетровский металлургический институт по специальности “инженер-металлург”. После армии два года работал замдиректора по учебно-воспитательной работе Днепропетровского механико-металлургического техникума, а с 1986 года – на комсомольской работе. В 1989-91 годах был первым секретарем Днепропетровского обкома ЛКСМУ, после чего занял пост заместителя председателя правления коммерческого банка “Дніпро”. С 1992 года - председатель правления “ПриватБанка”. В период введения гривны с 1994 по 1997-й был внештатным консультантом Президента Украины по вопросам денежной политики, а затем вице-премьер-министром по вопросам экономики. Параллельно с 1997 по 2001 год был замглавы Государственной комиссии по проведению в Украине административной реформы. Занимал посты министра экономики и главы Нацбанка, с 2005-го председатель правления финансово-промышленной группы ТАС, а с 2007-го - председатель правления ВАТ “Сведбанк” (правопреемник АКБ “Тас-комерцбанк”). На президентских выборах 17 января 2010 года лидер партии “Сильная Украина” Сергей Тигипко занял третье место, получив 13,05% голосов (3,2 млн.). 11 марта 2010 года ВР утвердила кандидатуру Сергея Тигипко на должность вице-премьер-министра Украины, а 9 декабря президент назначил его вице-премьер-министром - министром социальной политики. С 17 марта 2012 года Сергей Леонидович является заместителем главы Партии регионов. Женат. Отец четырех детей.{jcomments on}

 

 
yottos
Загрузка...
   
     
загрузка...
RedTram обменный
Loading...

Комментарии закрыты.

Политика >>

Партия беглого экс-министра учинила новую провокацию

25.03.2017 - 13:28
В пророссийских СМИ появилась информация о том, что в селе Колоденка Ровенской области местные активисты «захватили в заложники около 30 сторонников партии «Успішна країна» (ПУК) беглого экс-министра Александра Клименко. Под видом съезда ...

Бирюков конкретным примером жестко попрекнул критиков Порошенко

25.03.2017
Советник президента Юрий Бирюков презентовал ...

Гройсмана сватают в лидеры партии

24.03.2017
23 марта стало известно, что ...

Убийцей Вороненкова назван завербованный Россией Павел Паршов

24.03.2017
Нардеп Антон Геращенко, являющийся советником ...

Экономика >>

Западные эксперты дали оценку экономическим потерям Украины от захвата террористами предприятий Донбасса

22.03.2017 - 14:02
Немецкие советники в Украине рассчитали потери страны от блокады, а также сделали несколько интересных выводов по поводу того, какие последствия для государства она будет иметь. Правда, выводы получились несколько взаимоисключающими. ...

Россия жестко ударила по заробитчанам из Украины

22.03.2017
Госдума запрещает переводы денег в ...

Гройсман провел успешные переговоры по сотрудничеству с Германией

21.03.2017
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман провел встречу ...

Roshen продает активы на востоке Украины

21.03.2017
В корпорации Roshen приняли решение ...

Авто >>

Bugatti создала велосипед стоимостью 39 тысяч долларов: видео

25.03.2017 - 15:16
Компания Bugatti создала при участии немецкой фирмы PG сверхлегкий велосипед, состоящий на 95% из углепластика. Всего будет выпущено 667 экземпляров стоимостью 39 тысяч долларов каждый. Велосипед PG Bugatti весит всего ...

Пенсионер из Черниговской области перевел Mercedes-Benz на дрова: видео

22.03.2017
Николай Наумчик нашел заброшенный Mercedes-Benz, ...

Названы самые надежные автомобили

18.03.2017
Компания J.D. Power представила 28-й ...

Криминал >>

На Винничине перевернулся прицеп трактора и убил человека

24.03.2017 - 17:55
Вечером 23 марта в Томашпольском районе произошла довольно странная трагедия. В лесу неподалеку от Вапнярки перевернулся прицеп трактора Т-40. При этом на лесной дороге он задавил идущего сзади человека. Пешеход ...

В Виннице детективы НАБУ задержали подполковника и майора СБУ

23.03.2017
Детективы Национального антикоррупционнного бюро Украины ...

На Винничине обокрали церковь

22.03.2017
Причем, на стадии ее строительства ...

Курьезы >>

Лучшие анекдоты недели

25.03.2017 - 13:46
Когда она красит ногти разными цветами – это игра с оттенками, это интересно и красиво. А когда я хожу в разных носках – я дебил тупой. Мы завели собаку, и ...

Кличко назвал свои самые любимые смешные оговорки

19.03.2017
Над «кличковизмами» (это не мы ...

Лучшие анекдоты недели

18.03.2017
В аптеке: – Вам чего? ...

Полезное >>

Эволюция мочалок

20.03.2017 - 16:26
Нас всех давно мучил вопрос: как отмывались наши предки? В смысле – чем они грязь оттирали? Оказывается, кто чем. А хорошая мочалка весьма необходима для поддержания здоровья кожи. Первые записи ...

Сначала замерзнут огурцы, потом водка

19.03.2017
0 градусов – точка замерзания ...

Как приготовить фаршированную рыбу

18.03.2017
Говорят, что у украинцев национальное ...

Когда косметика превращается во врага

17.03.2017
Хорошую косметику женщины стараются беречь ...

Video >>

Как ухаживать за стиральной машиной

13.11.2016 - 20:19
Вы переживаете за вашу стиральную машинку? Не хотите покупать новую каждые три года? Эксперт Тарас Шпира расскажет о самых главных врагах стиральной машины. И конечно же, даст практичные советы, как ...

Собачка учит младенца ползать (видео)

08.04.2016
На этом видео собачка пытается ...

Мировой рекорд скорости для тракторов

14.09.2015
Финский гонщик установил мировой рекорд ...