ШУЛЬЖЕНКО КЛАВДИЯ. Певица Клавдия Шульженко пела для защитников блокадного Ленинграда, но отказала сыну Сталина

Личность. Вехи истории в именах

Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 в Харькове в семье бухгалтера управления железной дороги. Отец серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда и пел соло на концертах. Его красивый грудной баритон и выступления приводили дочку в неописуемый восторг. В детстве девочка постоянно принимала участие в художественной самодеятельности, играла в спектаклях, которые шли на импровизированной сцене посреди двора. Зрителями были соседи и друзья, которые приходили со своими стульями и пожертвованиями для следующих постановок. В каждом спектакле Клавдия обязательно пела: либо по ходу пьесы, либо в концертном отделении.

Однако Шульженко не хотела быть певицей. В гимназии она пренебрегала музыкой, но отличалась усердием в словесности и мечтала стать драматической актрисой, для начала — прекрасного харьковского театра под руководством прославленного режиссера Николая Синельникова. На конкурсном экзамене в неполные 17 лет Клавдия лихо исполнила любимую песню отца “Розпрягайте, хлопці, коней” под аккомпанемент будущего легендарного композитора Иосифа Дунаевского. Правда, в театре Шульженко всегда играла небольшие роли. Зато родители настояли на обучении у профессора Харьковской консерватории Никиты Чемизова, который однажды ей сказал: “Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его”.

Случай свел Клавдию с поэтом Павлом Германом, который предложил молодой певице несколько своих песен, в том числе скоро ставшую знаменитой “О кирпичном заводе” и “Шахту № 3” на музыку Кручинина. Вскоре харьковские друзья написали специально для Шульженко ставшие популярными песни “Папиросница и матрос”, “Силуэт”, балладу “Красный мак” и шуточную “На санках”. С таким репертуаром она приехала в Ленинград. Успешный дебют молодой певицы состоялся на праздничном концерте в Театре оперы и балета. Шульженко стала артисткой Ленинградской эстрады и была приглашена в мюзик-холл для участия в программах “Аттракционы в действии”. В Питере у Шульженко появились новые хиты “Андрюша”, “Часы”, “Руки”, “Мама”, “Письмо”, “Дядя Ваня”, “В вагоне поезда”, “О любви не говори” …

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии вместе с мужем, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-оркестра Ленинградского военного округа. Только в первый год блокады для защитников Ленинграда Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов. Выступать приходилось иногда прямо в окопах и под бомбами, и не раз жизнь артистов висела на волоске. Именно в это время стали всенародно любимыми “Синий платочек” (найденный певицей среди старых сочинений польского композитора Петербургского на новые слова лейтенанта Максимова), а также “Давай закурим” и “Морячка”…

После Победы 31 декабря 1945 года Василий Иосифович Сталин пригласил Клавдию Шульженко по телефону к себе на вечеринку. Та отказалась, поскольку на Новый год уже пообещала выступить в другом месте. Затем долго опасалась репрессий со стороны сына вождя. Но в данном случае Василий Сталин оказался незлопамятным. Между прочим, Шульженко никогда не пела песен о коммунизме и руководящей роли партии, вероятно, поэтому звание народной артистки СССР получила уже на старости.

После войны Клавдия много гастролировала по стране, записывала новые песни. Она была признанным кумиром советской эстрады, исполняла, как старые свои песни, так и новые: “Студенческая застольная”, “Студенческая прощальная”, “К другу”, “Срочный поцелуй”, “Мой старый парк”. Певица оставалась хорошей актрисой, и, по мнению некоторых строгих критиков тех времен, даже переигрывала. Шульженко использовала кастаньеты, исполняя “Простую девчонку”, бубен в “Тарантелле”, листок бумаги в “Записке”, веер в “Старом вальсе”… Руки актрисы находились в постоянном движении, они просили и страдали, утешали и обнимали. Мимика, повороты головы, легкие движения иллюстрировали текст… С возрастом певица стала отказываться от “молодежных” песен, акцентируясь на военном творчестве.

Дебютом Клавдии Шульженко в кино была эпизодическая роль Веры в киноленте “Кто твой друг”. Режиссер Эдуард Иогансон пригласил певицу принять участие в звуковой кинокомедии “На отдыхе”, где Клавдия исполнила “Песню Тони” вместо главной героини. Шульженко активно сотрудничала с Дунаевским, который написал для нее “Окрыляющее слово”, “Письмо матери”, “Школьный вальс”, а также песни для музыкального фильма-ревю с участием Шульженко “Веселые звезды”, в котором певица исполнила одну из самых любимых своих песен — “Молчание” на стихи Матусовского. Уже в декабре 1983 года певица приняла участие в съемках телевизионного биографического фильма “Вас приглашает Клавдия Шульженко”, имевшего колоссальный успех.

Певица никогда не была обделена мужским вниманием. В 1930-м она вышла замуж за актера Владимира Филипповича Коралли. В 1932-м у них родился сын Игорь. Развелись в 1955-м, разменяв свою жилплощадь. Коралли переехал в соседний дом, а квартира певицы стала коммунальной, так что в ней она уже не могла репетировать. Через год 50-летняя Клавдия встретила новую любовь: ее 38-летнего избранника звали Георгий Епифанов, в свое время он окончил операторский факультет ВГИКа. В певицу влюбился еще до войны, когда случайно купил ее первую пластинку, а потом побывал на концерте. Георгий любил Клавдию заочно шестнадцать лет, не женясь ни на ком другом, и, в конце концов, все-таки стал ее мужем. Он публично говорил, что не может поверить в свое счастье, а она все это называла сказочным сном. Епифанов утверждал, что чувствует себя старше Шульженко, она казалась ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать. Он сидел дома и бережно собирал письма и телеграммы, которые теперь она посылала ему со своих гастролей…

Между тем, Клавдия Шульженко, как настоящая звезда, была достаточно прихотливой. Никогда не экономила, все деньги тратила на концертную одежду и духи, любила дорогую косметику и одевалась у известных модельеров. (Но отличает Шульженко от современных звезд то, что она никогда не пела под фонограмму.)

Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году после тяжелой болезни в своей московской квартире. Там стоял рояль, который композитор Дмитрий Шостакович проиграл ей в преферанс. Среди личных вещей было концертное платье от тогда еще мало известного Вячеслава Зайцева.  В записной книжке нашли телефоны поликлиники московского Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым ее связывала крепкая дружба. А на сберкнижке было три рубля с копейками.

Подготовил Виктор Бережной


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

«Шахтер» в нервном матче с «Динамо» выиграл Кубок Украины: видео гола

17.05.2017 - 23:01
Донецкий «Шахтер» в Харькове обыграл киевское «Динамо» со счетом 1:0 и стал обладателем Кубка Украины. Это уже одиннадцатый трофей горняков и они по этому показателю сравнялись с киевлянами. Кроме того, ...

Виртуоз на фуре чудом ушел от столкновения (видео)

04.11.2015
Водитель фуры сумел вовремя заметить ...

Виктор Бронюк презентовал новый хит «Альо-на!»: видео

07.12.2016
Поскольку близится пора новогодних корпоративов, ...

В Бразилии сняли на видео битву ягуара с крокодилом

05.10.2017
Во впадине Пантанал в Бразилии ...