РЫЛЬСКИЙ МАКСИМ. Поэт Максим Рыльский после отсидки в тюрьме стал писать оды советскому режиму

Личность. Вехи истории в именах

Максим Рыльский родился 19 марта 1895 года в Киеве. Его на тот момент уже 54-летний отец – этнограф, общественный деятель и публицист – Фадей Рыльский был сыном богатого польского пана Розеслава Рыльского и княжны Трубецкой. Один из предков Рыльских в XVII веке был киевским городским писарем, другой – генеральным губернатором Белоцерковского староства во времена Колиивщины. А дед Максима был учеником базилиянской школы и при взятии Умани гайдамаками в 1768-м избежал казни только потому, что спел православный гимн “Пречистая Дева, мать русского края” – пораженные гайдамаки якобы отпустили парня, а также остальных осужденных на смерть поляков и евреев.

Как бы там ни было, но Фадей Рыльский вместе с Владимиром Антоновичем и группой других польских студентов посвятили себя изучению истории Украины и народу, среди которого жили – таким образом возникло так называемое движение хлопоманов. Рыльский опубликовал немало научных и этнографических статей о Колиивщине, изучал быт, обычаи и фольклор украинского народа. Мало того, Фадей к недовольству родни после смерти первой супруги даже женился на простой украинской крестьянке. Зато своему сыну передал аристократическую культуру, чувство независимости и веры в себя.

Мать Максима – Мелания Федоровна (в девичестве Чуприна) – была родом из села Романовка (ныне Попельнянского района Житомирской области). От нее сын взял колорит народного языка, его песни и лиризм, которыми впоследствии была пронизана вся его поэзия. Когда в 1902-м преждевременно умер отец, семья переехала из Киева в Романовку. Максим сначала учился в домашних условиях, затем – в частной гимназии в Киеве под опекой родни отца. С детства был знаком с композитором Лысенко, этнографом Ревуцким, актером и режиссером Саксаганским, фольклористом Руссовым. Даже жил некоторое время в их семьях. В общем, несмотря на раннее сиротство, Максим не знал бедности, любил природу, увлекался охотой.

Окончив частную гимназию, Рыльский в 1915-1918 годах учился на медицинском факультете Киевского университета Святого Владимира, потом перешел на историко-филологический факультет Народного университета в Киеве (основан гетманом Павлом Скоропадским). Впрочем, ни одного из них в тяжелых условиях разрухи и гражданской войны закончить не удалось. Максим занимался самообразованием, в первую очередь изучением языков и музыкой. С 1919 по 1929 преподавал в деревенских школах, в том числе и в родной Романовке, а также в киевской железнодорожной школе, на рабфаке Киевского университета и в Украинском институте лингвистического образования.

Первый сборник его стихов “На белых островах” вышел еще в 1910-м. В 1920-х Рыльский принадлежал к художественной группировке так называемых “неоклассиков”, равнодушных к “социалистической реальности” и скептично относившихся к пролетарской безвкусице. (В итоге их обвинили в декадентстве, и постепенно практически всех истребили.) Тем не менее, в течение десятилетия вышло десять книг стихов и несколько книг поэтических переводов Рыльского, в частности в 1927-м перевод поэмы Адама Мицкевича “Пан Тадеуш” (для поляков этот автор, как Пушкин для русских или Шевченко для украинцев). Литературные критики высоко отмечают этот период творчества поэта и его сборники: “Синяя даль” (1922), “Сквозь бурю и снег” (1925), “Тринадцатая весна”(1926), “Где сходятся дороги” (1929), “Гомон и отзвук” (1929).

В 1931-м у НКВД “дошли руки” и до Рыльского: после ареста он почти год просидел в Лукьяновской тюрьме в Киеве. На тот момент его коллеги неоклассики Д. Загул, М. Драй-Хмара, П. Филиппович, М. Зеров и ряд других уже были репрессированы, а многие из них уже и погибли в концлагерях. Максим Фадеевич, пытаясь сохранить свою жизнь, пошел на компромисс с властями. Здесь главное, что последние все-таки высоко ценили талант поэта, ибо с большинством репрессированных литераторов никто и не собирался искать компромиссы, перемалывая за ненадобностью. Из всех неоклассиков уцелел только один единственный Рыльский. Не избежал печальной участи  и Остап Вишня, который, например, забрал Рыльского к себе в Харьков откормиться после ареста.

Зато понятно, почему творчество Рыльского после тюрьмы резко изменилось. В сборнике “Знак весов” (1932) Максим провозгласил активное восприятие советской действительности, после чего был зачислен в число официальных советских поэтов. С тех пор его творчество разделилось на два русла – официальное и лирическое. В последнем ему удавалось создать независимые от политики, сугубо художественные произведения, пережившие его и ставшие классикой литературы. Впрочем, Рыльский время от времени получал нагоняи. Например, в начале октября 1947-го “Советская Украина” напечатала статью “О националистических ошибках Рыльского”.  Кроме того, Максим Фадеевич обвинялся в “буржуазном объективизме, отсутствии большевистской партийности, советской идеологии и культуры”, в том, что “не овладел основами марксистско-ленинского мировоззрения, не лишился влияния буржуазно-националистической идеологии”.

Тем не менее, до предметных репрессий дело так и не дошло. Спасло покровительство неравнодушных к хорошей поэзии партийных боссов (Рыльского якобы “крышевал” Никита Хрущев). А также, естественно, “правильные” творения, за которые в 1950-м поэт был удостоен Государственной премии СССР, а в 1960-м – Ленинской. В “советский” период своего творчества Рыльский написал тридцать пять книг стихов, лучшими среди которых признаны: “Знак весов” (1932), “Лето” (1936), “Украина”, “Сбор винограда” (1940), “Слово о Родине”, “Розы и виноград” (1957), “Голосеевская осень”, “Зимние записи” (1964). Также вышло четыре книги лирико-эпических поэм, много переводов, научные труды по языкознанию и литературоведению. (Максим Фадеевич оставил после себя высокопрофессиональные переводы на украинский язык произведений французской, польской и русской литературы.) Особо критики хвалят Рыльского за работы, вышедшие в мир во время хрущевской оттепели.

Женился поэт в 1926-м на Екатерине Николаевне Очкуренко, усыновив ее сына от первого брака Георгия, в 1930-м у них родился Богдан (когда Екатерина умерла в 1958-м, оба ее мужа на похоронах плакали, обнявшись). Последние 13 лет Максим Рыльский жил в собственном особняке под Киевом. Сквозь всю свою жизнь пронес страстную любовь к охоте и рыбалке. Умер 24 июля 1964-го, похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ


 
gnezdo
Видеобаннер SAPE RTB
НовостиМира
РедТрэм Обменный

Комментарии закрыты.

Video >>

Появилось видео, как Савченко сбила женщину

13.04.2017 - 19:08
КП в Украине раздобыла видео сегодняшней утренней аварии в Киеве, во время которой Вера Савченко сбила пенсионерку. Напомним, на улице Драйзера, сдавая задним ходом со стоянки, Вера сбила пенсионерку. На ...

Собака спасает рыбу, обливая её водой (видео)

16.11.2015
Удалось снять видео, на котором ...