ЛИНДГРЕН АСТРИД. Мама «Карлсона» Астрид Линдгрен отдала родного сына в приемную семью

Личность. Вехи истории в именах

Писательница устранила от власти свою родную социал-демократическую партию

Астрид Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года в небольшом городке Виммербю в южной Швеции в фермерской семье. У нее был старший брат Гуннар и младшие сестры – Стина и Ингегерд. Отец Самуэль Август Эрикссон занимался сельским хозяйством на арендованной пасторской усадьбе на самой окраине городка. Сама писательница всегда называла свое детство счастливым, поскольку в нем было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях. Астрид всегда указывала, что именно оно служит источником вдохновения для ее творчества. Тем более что родители испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, и не стеснялись показывать ее, что для тогдашней “арийской” Швеции было редкостью.

Кроме того, впечатлительная Астрид была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу ее собственных произведений. Любовь к книгам и чтению зародилась в раннем детстве и всячески поощрялась семьей.

Ее литературные способности были очевидными уже в начальной школе. Окончив благополучно школу, в возрасте 16 лет Астрид начала работать журналистом в местной газете “Wimmerby Tidningen”. Спустя два года она забеременела вне брака, а затем и отказалась выйти замуж за отца ребенка — дальнейшая жизнь в консервативном городке была невозможной. Оставив должность младшего репортера, Астрид уехала в Стокгольм. Там она окончила курсы секретарей и нашла работу по этой специальности. В декабре 1926-го у нее родился сын Ларс, но так как денег на жизнь не хватало, Астрид пришлось отдать его в Данию, в семью приемных родителей. В 1928-м она получила работу секретаря в престижном Королевском автоклубе, где познакомилась с респектабельным Стуре Линдгреном. Они поженились в апреле 1931-го, после чего Астрид смогла забрать Ларса домой.

Астрид Линдгрен решила стать домохозяйкой, чтобы посвятить себя заботам о сыне, а затем и о родившейся в 1934-м дочери Карин. В 1941-м Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти. Изредка берясь за случайную секретарскую работу, она сочиняла описания путешествий и довольно банальные сказки для семейных журналов и рождественских календарей, чем постепенно оттачивала свое литературное мастерство. Интересно, что в качестве великой писательницы Линдгрен рождалась во время второй мировой войны, стороной обошедшей благополучную Швецию.

По словам Линдгрен, “Пеппи Длинный чулок” появилась на свет в 1945-м, прежде всего, благодаря дочери: в 1941-м Карин заболела тяжелым воспалением легких, и каждый вечер мама рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды ребенок заказал историю про “Пеппи Длинный чулок” — так родилась история о девочке, которая не подчиняется никаким условиям и условностям. Астрид тогда являлась приверженкой новой и дискуссионной для того времени идеи воспитания с учетом детской психологии, и вызов закостенелым правилам показался ей занятным мыслительным экспериментом… 

На протяжении нескольких следующих лет Астрид рассказывала дочери все новые вечерние сказки о рыжеволосой девочке. А однажды на день рождения Карин мама подарила ей книжку собственного изготовления с авторскими иллюстрациями; кстати, эта рукопись “Пеппи” была более радикальной, чем известная нам версия. Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство “Бонньер”, которое после некоторых раздумий ее… отвергло.

Но Линдгрен не расстроилась и в 1944-м приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством “Рабен и Шегрен”: Астрид получила вторую премию за повесть “Бритт-Мари изливает душу” и издательский договор на нее. А в 1945-м ей предложили должность редактора детской литературы в этом издательстве, в котором она, кстати, проработала до 1970-го, когда официально ушла на пенсию. Естественно, в том же издательстве выходили все ее новые книги.

Она была одновременно ценным работником, примерной домохозяйкой и успешной писательницей. Если считать книжки-картинки, из-под ее пера вышло в общей сложности около 80 произведений. В 1946-м она опубликовала повесть о сыщике Калле Блюмквисте, с которой завоевала первую премию на литературном конкурсе, после чего больше в них не участвовала. А “Калле Блюмквистом” писательница, кстати, хотела заменить юным читателям прославлявшие насилие дешевые триллеры.

В 1954-м году Астрид сочинила первую из трех своих сказочных повестей “Мио, мой Мио!” — фантастическая история о приемыше, нелюбимом и оставленном без должной заботы LJ. А в 1955-м появился легендарный “Малыш и Карлсон, который живёт на крыше”, в 1962-м — “Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел”, в 1968-м — “Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять”.

Безусловно, с точки зрения медицинской психологии Карлсон являлся выдумкой Малыша, в которую тот искренне верил, с ее помощью решая свои детские психологические проблемы. И писательница сама это признавала. Но большинство из нас и сейчас многое отдали бы за реальное воплощение этого  “компенсаторного альтер-эго” — во всех отношениях лучшего в мире Карлсона, который помог бы нам забыть о наших неприятностях и страхах… Успех был ошеломительным. В 1969-м “Карлсона” поставил прославленный стокгольмский Королевский драматический театр, что было необычно для того времени. Но с тех пор инсценировки по книгам Линдгрен постоянно идут как в крупных, так и небольших театрах по всему миру. Интересно, что в Швеции писательница широко известна также благодаря фильмам и телесериалам по мотивам ее произведений: в период с 50-х по 80-е годы только известный режиссер Улле Хелльбум создал в общей сложности 17 фильмов по книгам Линдгрен.

За годы своей литературной деятельности Астрид Линдгрен заработала не один миллион крон, в том числе и на своих песнях. Вела теле- и радиопередачи. Однако она всю жизнь прожила в довольно скромной, как для людей ее достатка, стокгольмской квартире, много тратила на благотворительность, исправно платила большие шведские налоги. Только однажды, в 1976-м, когда взысканный налог составил 102% от прибыли, Астрид Линдгрен запротестовала: она написала сказку для взрослых, в которой осудила пороки паразитического общества потребителей и всеобщее притворство. В полемику с писательницей необдуманно втянулся министр финансов Гуннар Стрэнг, в итоге социал-демократы впервые за полвека проиграли выборы, а закон о налогообложении был изменен. Но больше всего здесь интересно то, что Астрид Линдгрен всю свою жизнь была членом… социал-демократической партии. Кстати, среди прочего писательница добилась принятия в Швеции самого гуманного в мире законодательства по обращению с сельскохозяйственными животными…

Еще в 1952-м году умер ее муж Стуре. В 1961-м умерла ее мать, спустя восемь лет — отец, а в 1974-м скончались ее брат и несколько закадычных друзей. Но если все они были искренними приверженцами лютеранства и верили в жизнь после смерти, то сама писательница называла себя агностиком, то есть она считала темы типа жизни после смерти или существования Бога непознаваемыми. Она умерла 28 января 2002-го в Стокгольме в возрасте 94-х лет.

Виктор БЕРЕЖНОЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Аргентина и Исландия сыграли в боевую ничью: видео голов

16.06.2018 - 17:59
ЧМ-2018. Матч №6 Группа D. Аргентина — Исландия — 1:1 На чемпионате мира сборная Аргентины сыграла с обидчиками Украины — Исландией. Со стартовых минут поединка южноамериканцы задали хороший атакующий темп. ...