МИНИН КУЗЬМА. Кузьма Минин – простолюдин, спасший Россию

Личность. Вехи истории в именах

Как известно, от фактически свершившейся польско-шведской оккупации в начале 17 века Московское государство спасло народное ополчение Минина и Пожарского (1611-1612). Если последний был весьма известным князем и авторитетным военным, то первый – простолюдином, о котором историки до сих пор знают не так уж и много.

Предположительно его полное имя звучало, как Козьма Минич Захарьев Сухорукий. То есть, Минин – это, скорее всего, отчество. Есть предположение, опирающееся на местное предание, что Кузьма был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны. Впрочем, другие историки не исключают того, что балахнинские Минины были лишь однофамильцами нашего героя. Зато в конце 20-го века татарские СМИ распространили гипотезу, согласно которой Минин был сыном крещеного татарина Минибая, а сам до крещения звался Кириша Минибаев;  во всяком случае, эту версию официально озвучил главный казанский муфтий. По роду деятельности Кузьма был то ли солепромышленником, то ли мясником, то ли торговцем скотом.

 В любом случае Кузьма Минин впервые еще при жизни был записан в архивных документах Нижнего Новгорода, как успешный “посадский человек” — ремесленник или (и) купец. Есть сведения о том, что в 1608-1610 годах Кузьма в составе нижегородского ополчения под началом воеводы А. С. Алябьева участвовал в боевых действиях против сторонников Лжедмитрия II. Точно известно, что первого (11) сентября 1611-го Минин был избран земским старостой Нижнего Новгорода (типа мэром города). На этом посту Кузьма возглавил движение за организацию Второго ополчения, причем в круг его обязанностей входили самые неблагодарные обязанности: сбор денежных средств, выдача жалования ратникам, обеспечение хозяйственной части.

Подробная деятельность Минина на этом поприще становится известной только с осени 1611-го, когда в Нижний Новгород прибыла грамота с призывом к восстанию то ли от патриарха Гермогена, то ли от Троицкой лавры. На созванном совете ее поддержало духовенство и старшие в городе люди. На следующий день содержимое грамоты было оглашено горожанам, и протопоп Савва стал призывать народ “стать за веру”. Но священнослужителю люди поверили не очень. Зато речь Минина оказалась гораздо убедительней: “…Хотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником…”

В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: свободные люди рассуждали о том, как подняться против ляхов, откуда взять людей и средства. Минин знал ответы: прежде всего, жертвовать самим. Кузьма подробно развивал свои планы, с каждым днем росло его влияние. В итоге нижегородцы вконец увлекались его предложениями и решили созывать ополчение, искать служивых людей и собирать на них деньги. Вождем ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, как раз лечившегося тогда от ран в нижегородском имении, но пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

Кузьма пошел на жесткие шаги: при поддержке войск Пожарского осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение. По совету Минина свободные люди отдавали “третью деньгу”, то есть третью часть своего имущества. Лишь в исключительных случаях принималась жертва в пятую часть. Но “скидывались” все: у пытавшихся схитрить отнимали все, что было, а их самих продавали в холопы (выручка тоже шла на ополчение). Как писал летописец: “Он жаждущие сердца ратных людей утолял и наготу их прикрывал и во всем их покоил, и сими делами собрал не малое воинство”.

Вскоре к нижегородцам примкнули и другие города, до которых из Москвы не доходили слабые руки поляков, поднятые известной окружной грамотой, предположительно написанной Мининым. В начале апреля 1612-го в Ярославле стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе; а уже в октябре Москва была очищена от поляков Турбецким, заменившим Пожарского. При войсках обоих князей Кузьма был казначеем и завхозом, а также фактическим руководителем российского правительства. Что, впрочем, не помешало ему отличиться и на поле боя: под Москвой в битве с гетманом Ходкевичем Минин командовал отрядом, переправившимся через Москву-реку и нанесшим решающий фланговый удар по ляхам. И все же главное его достижение – это безукоризненное снабжение войска, в том числе и своевременная денежная плата служивым людям. В разоренной голодом, интервенцией и смутами стране это было сделать очень не просто.

До созыва Земского собора 1613 года Кузьма входил в “Совет всея земли”, сформировавшийся в начале 1612-го в Ярославле и выполнявший функции правительства. Минин участвовал в Земском соборе 1613-го, избравшего царем Михаила Федоровича Романова. На следующий день после своего венчания на царство новоизбранный монарх пожаловал Кузьме Минину чин думного дворянина и включил в состав Боярской думы. В 1615-м за службу он получил в вотчину село Богородицкое с 9 деревнями и 3 пустошами под Нижним Новгородом. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием Михаила. Например, в 1615-м ему было поручено “беречь Москву” во время путешествия царя в Сергиев монастырь, оттуда Михаил посылал Минину важнейшие “посылки” и поручения.

Умер Кузьма Минин своей смертью в 1616-м во время расследования бунтов татар и казаков, был погребен на погосте приходской Похвалинской церкви. У него остался единственный сын — Нефед. После смерти Минина царь грамотой от 5 июля 1616 года подтвердил право владения вотчиной в Нижегородском уезде (село Богородское с деревнями) его вдове Татьяне Семеновне.

У Нефеда имелся свой двор на территории Нижегородского кремля, хотя сам он по своей службе жил в Москве, исполняя обязанности стряпчего. Известно, что в 1625-м он присутствовал при отбытии персидского посла, в 1626-м состоял “у государева фонаря” на двух царских свадьбах. Он умер в 1632-м, после чего пожалованные вотчины вернулись в государственную казну и были отданы князю Якову Черкасскому. Татьяна Семеновна Минина еще некоторое время продолжала жить в Нижнем Новгороде, а в преклонном возрасте постриглась в монахини, окончив жизнь, скорее всего, в Воскресенском монастыре на территории Нижегородского кремля. Туда же в 1672-м был перенесен и прах ее мужа.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Продвижение в серой зоне: флаг Украины стал ближе к Первомайску. Видео

28.05.2017 - 23:18
В течение первых 18 часов спикер АТО Антон Миронович зафиксировал 20 обстрелов террористами украинских позиций на Донбассе (боевых потерь нет). В том числе ЛНР вела огонь из гранатометов по укреплениям ...

В США мужчина поджег себя протестуя против Трампа: видео

18.01.2017
Согласно данным соцопросов, на данный ...