Один из лучших исполнителей песен Высоцкого Михаил Грицкан: «Вообще меня неправильно ассоциировать только с шансоном»

Певец, великолепно исполняющий баллады Высоцкого, украинские песни и русский шансон, побывав с концертом в Виннице, рассказал «РЕАЛу» о дружбе с Вилли Токаревым, своем творчестве и жизненных ориентирах

За день до концерта Вилли Токарева и Михаила Грицкана в Виннице «РЕАЛ» взял эксклюзивное интервью у последнего (кстати, в оригинале непринужденная и откровенная беседа проходила на украинском).

— У вас двойная фамилия: Армаш-Грицкан?

— Армаш – девичья фамилия мамы. Я раньше выступал в России, как Михаил Армаш, а в Украине — как Михаил Грицкан. Потому первый диск издали с двойной фамилией. Но по паспорту я Михаил Грицкан.

— Вы родились на Буковине, можно сказать, недалеко от Винницы…

— В селе Порубное на границе с Румынией. В принципе я и сам румын по национальности. Из того же села родом Иво Бобул, у которого моя мама была первой учительницей…

— Интересно получается, украинский румын известен, прежде всего, как исполнитель русского шансона…

— Ну не знаю, я не против, до определенной степени мне все равно… Но не думаю, что мое творчество относится чисто к шансонному стилю. Исполняю я и лирику, и рок-баллады, и попсу, и эстраду. Возможно, меня связали с шансоном просто из-за того, что выступаю с королем этого направления Вилли Токаревым. Это наш дружественный всеукраинский проект: концертная программа «А жизнь – она всегда прекрасна!» Запланировали объехать 30 городов Украины, Винница – четвертый. Первые три концерта были удачными: зрители уходили с хорошим настроением. Для меня это главный показатель: как человек уходит после концерта. В Черновцах мы с Вилли Токаревым выступали 3 часа 10 минут: там открытый зал в летнем театре с жесткими лавками, дождь лупил, на улице только +12, но люди высидели до конца! Творчество должно приносить аудитории всплеск позитивных эмоций. Мы стараемся дать людям капельку добра, любви, веры и надежды на лучшее.

— У вас есть музыкальное образование?

— Музыкальная школа по классу аккордеона. Но сейчас играю на гитаре, на сольных концертах она всегда со мной. Зато я окончил Каменец-Подольский сельхозинститут. Когда хотел поступать в театральное училище, мой отец посчитал, что работа агронома более востребована. Я не жалею: например, проработал 9 лет главным агрономом на птицефабрике имени Калинина. Потом бизнесом занимался.

— Но я знаю, что вы с молодости постоянно где-то выступали, пели в каких-то ВИА…

— С 4-х лет и до сих пор я пою для родственников, друзей, коллег, и гитара всегда со мной. В школе ни один концерт не проходил без моего выступления. В армии выступал в ВИА «Шторм».  В институте тоже был свой ВИА, на четвертом курсе даже несколько свадеб отыграли… А сейчас я уже имею второе высшее образование: кафедра музыки, вокальное пение Черновицкого национального университета. Уже в этом году защитился, теперь я магистр.

— Но на профессиональную сцену вы вышли достаточно поздно.

— В 2006-м, с моей первой авторской песней «Белая метель». С тем же названием вышел мой первый диск. На сегодня у меня больше 45 авторских песен, написанные 15 авторами. Я сам соавтор некоторых из них.

— Если пишите сами, какой смысл делиться гонорарами с другими авторами?

— Есть исполнители, которые поют только свои песни. Но я считаю, что в принципе это неправильно. Прежде всего, в творчестве все должно быть качественным, а уже потом шоу-бизнес. Хотя без экономики, конечно, тоже никуда…

— Выше вами упомянутый Иво Бобул, когда был судьей на недавнем отборе на Евровидение, спросил у вас, кто авторы вашей песни. Что он этим хотел сказать? Помог ли хоть как-то земляку? Вам не обидно, что не выиграли?

— Наверное, вы знаете, что на отбор можно представлять только новые, ранее не раскручивавшиеся и нигде не звучавшие песни. Иво Бобулу, очевидно, новая песня понравилась, вот он и спросил. Кстати, ее автор тоже с Буковины – Владимир Будейчик. А разочарования не было – я уже взрослый человек, мне сейчас 47. На профессиональную сцену вышел в 40 лет, до тех пор накопил большой жизненный опыт…

Творчество – это всегда неточная наука. Меня самого часто приглашают в жюри, например, скоро поеду на «Шансон у моря» в Севастополе, заодно выступлю на гала-концерте; потом на «Славянском базаре» в Витебске… Также у меня в Черновцах своя студия есть – «Гранд мюзик», где дети учатся. Так вот я всегда говорю молодым исполнителям: оценка жюри – это отношение именно на тот момент, зависящее от множества объективных и субъективных факторов, вплоть до настроения, усталости и самочувствия членов жюри. У вас же тоже, наверное, такое бывает: сейчас у вас голова чем-то забита, и вы не въезжаете в данную песню или музыку. Но завтра она вам может очень даже понравиться. Потому к конкурсам и оценкам жюри стоит относиться по-философски. И не всегда все решает голос, очень много зависит от песни и от того, как вы ее подали или, если хотите, пережили. Надо довести слушателя до того, чтобы у него внутри что-то екнуло…

— Интересно, почему на украинском отборе Евровидения румын Михаил Грицкан пел песню на русском? Это я не в укор спрашиваю, просто интересно.

— Если бы вы внимательно слушали, то заметили бы, что ее окончание и последний припев были на румынском языке. Вообще для меня язык не имеет принципиального значения. Хотя, русскоязычных песен у меня больше. Но украинские обязательно есть на всех концертах, в том числе и в России, где они отлично принимаются публикой, и в альбомах. Также я часто пою на румынском и итальянском.

— А как вы относитесь к тому, что русский шансон стойко ассоциируется с блатными песнями и криминальным миром?

— Да неправда это, нет такого…

— Но даже в ваших клипах я видел зону, а вы лично играли только что освобожденного из колонии…

— Правильно, так этот клип о жизни, любви…

— И именно эта приблатненность «хавается» аудиторией.

— Так получилось… Все пошло от блатных песен, в России они стали ассоциироваться с шансоном. Но на самом деле он не может быть криминальным… Меня лично вообще неправильно ассоциировать с шансоном. Даже мой голос не сильно вписывается. Впрочем, и хрип сам по себе тоже не может быть шансоном. Но почему-то меня приглашают на серьезные фестивали именно шансона. Так не отказываться же!

— Когда в Винницу недавно приезжал «Океан Эльзы», билеты стоили по 150-200 гривен, на Григория Лепса – по 700. Если не секрет, сколько стоят билеты на ваши концерты?

— От 80 до 250 гривен. И это не на стадионе, а в Доме офицеров. Да и как можно сравнивать продюсеров раскрученного Лепса и нас? Я в принципе сам себе режиссер: вся наша агенция – это я сам и мои друзья. В туре у нас 10 человек. Но мы не ездим из города в город, потому что у Вильяма Ивановича нет такой возможности, он дает концерты по всему миру. Да и у меня есть свои выступления, съемки в фильмах. Кстати, именно в российском телесериале «Джамайка» мы с Токаревым и познакомились два года назад. Стали друзьями, и я предложил Вильяму Ивановичу совместный тур. Ему уже 79 лет, но он очень энергичный, а по моему мнению, и великий человек!

— Как вы делите сцену с великим человеком? Не обидно быть на «разогреве»? Музыканты у каждого свои?

— Двое музыкантов его, трое моих – они играют для нас обоих. А быть на разогреве у самого Вилли Токарева для меня ничуть не обидно, скорее, наоборот. И это нормально – ведь есть еще и просто уважение к мэтру. Хотя мы между собой об этом не говорим, работаем по 50%.

— Правда, что вы владеете правами на исполнение песен Владимира Высоцкого?

— Я действительно имею право публично исполнять песни Высоцкого, о чем подписал договор с Людмилой Абрамовой. Кстати, собираюсь выпустить диск его песен в своем исполнении. Дружу с сыном Высоцкого Никитой и его внуком Семеном. Я с ними познакомился, когда Никита, который, кстати, служил в армии в Черновцах, открыл в Москве музей Высоцкого. Регулярно посещаю музей и могилу Владимира Семеновича в Москве. С самого детства я был фанатом песен Высоцкого, особенно после того, как попал на его концерт в Одессе. А после подростковой мутации голоса у меня тембр даже стал немного похож на его. Плюс я сознательно всегда пытался копировать его манеру исполнения, подачу.

— А на свои песни пытаетесь отслеживать авторские права?

— Да нет. Я, например, выкладываю в Интернет «минуса» (музыка без вокала) своих песен, чтобы музыканты на свадьбах или в ресторанах могли их исполнять.

— Где вас лучше встречают, в России или в Украине?

— Одинаково, слава Богу, везде хорошо.

— Скажите пару слов о своей семье.

— У меня три дочери: Валерия, Юлия и Ирина. Средняя подарила мне в январе внука Кирилла, сейчас поет со мной. Она ходила на вокал, голос хороший. Мы дуэтом сделали «Пісню для доні». У меня вообще много семейных песен: «Доченька», «Про маму» и т.д. Но больше всего, конечно, про любовь и женщин…

— Будучи подростком, какую музыку любили, кроме Высоцкого?

— Александр Барыкин, Юрий Антонов, группа Стаса Намина, Алла Пугачева, Ирина Аллегрова, Ирина Понаровская, румынский певец Дан Спэтару… Кстати, в школе я везде исполнял песню Стаса Намина про сапожника, мне даже трех взрослых девушек выделили на бэк-вокал…

— А сейчас вы любите каких-то исполнителей? Или как подавляющее большинство музыкантов относитесь к творчеству «профессионально»? То есть, либо боитесь рекламировать конкурентов, либо любите только себя?

— Я вообще не понимаю этой липовой «профессиональности»… Мне нравятся Григорий Лепс, Женя Кемеровский, Вилли Токарев, Александр Демин, Иво Бобул…

— Анекдот расскажите?

— Разговаривают два кума по мобильному. Один говорит: «У нас два дня подряд очень сильный дождь идет. А моя жена смотрит в окно с таким депрессняком, что я уже боюсь». Второй: «И что будешь делать?» Первый: «Если дождь не стихнет до вечера, пущу ее в дом».

— Хороший анекдот.

— Анекдот из жизни: на концерте один раз свет пропал. Ничего, взял гитару и пел под акустику.

— А зал был не очень большой?

— Не маленький, я могу своим голосом и большой охватить.

Люблю выступать с коллективом, но на корпоративы иногда езжу сам, не всегда есть возможность везти с собой музыкантов. Еще очень не люблю, когда весь свет направлен на сцену, и я не вижу слушателей.

— А под «фанеру» приходилось петь?

— Конечно, например, на телевидении.

— А на концертах? Хотя, никто не сознается…

— А я сознаюсь. В худшем случае стараюсь работать под «минус». Но иногда, например, микрофон выходит из строя. Тогда приходится включать «плюс» (запись песни с вокалом, — автор). Но это тяжело, я все равно пою вживую, иногда и «плюс» перекрикиваю. Я три часа могу выступать, проверил на своем сольном концерте, только пару инструментальных перерывов сделал по 5 минут. Правда, я еще восстанавливаюсь, когда общаюсь с аудиторией в перерывах между песнями. 

— Глупый и банальный прощальный вопрос: что бы вы могли пожелать нашим читателям?

— Чтобы они верили в свои силы. Чтобы у них никогда не опускались руки. Потому что никогда не бывает рано или поздно, в том числе и петь. Если искренне верить в мечту, то она сбудется. 


Подпишитесь на новости

 

Video >>

Роналду забил 101 гол в Лиге чемпионов и помог «Реалу» одолеть ПСЖ. Видео голов

15.02.2018 - 00:23
Мадридский «Реал» пощекотал нервы своим болельщикам в домашнем поединке против ПСЖ. Подопечным Зидана пришлось отыгрываться в первом матче 1/8 финала Лиги чемпионов, и они с честью справились с этой задачей. ...

Хорек копирует хозяйку на пляже (видео)

06.12.2015
Давно подмечено, что домашние животные ...