ЧТОБ ТЫ ЖИЛ НА ОДНУ ИНДЕКСАЦИЮ или СНОВА ОБ ОБИЖЕННЫХ ДЕТЯХ ВОЙНЫ

Почему, выиграв в судах положенные доплаты, люди остаются в убытках

Кому-то тема детей войны, оказавшихся в убытках после, казалось бы, выигрышных судов из-за утраты индексации, уже набила оскомину. Но только не самим пенсионерам, которые постоянно обращаются в редакцию с просьбами уже даже не столько помочь, сколько просто найти, если не справедливость, то хотя бы логическое объяснение происходящему. Напомним читателям, что речь идет о примерно 10% детей войны, являющимися бывшими военными, госслужащими, учеными и т.д., которые теряют индексацию после перерасчета Пенсионным фондом отсуженной доплаты.

Что такое индексация? Стабильные зарплаты и пенсии в Украине по закону должны расти вслед за официальным уровнем инфляции в каждом месяце. Большинство граждан с индексацией не сталкивается потому, что размер их минимальных зарплат и пенсий поднимается правительством несколько раз в год (особенно это касается пенсионеров, чья “родная” пенсия ниже минимальной, и государство доплачивает им до прожиточного минимума). Правительству вообще-то более выгодно повышать зарплаты бюджетникам и пенсии как можно чаще по чуть-чуть, чем выплачивать им постепенно растущую индексацию. Во-первых, это обходится дешевле, во-вторых, повышение зарплат и пенсий выглядит куда солиднее (можно себе в заслугу записать), чем их индексация к уровню инфляции.

Но вернемся к нашим детям войны. В одном из недавних номеров “РЕАЛ” писал о 76-летнем винничанине Николае Жарикове. Он подал иск 2 сентября 2011, а уже 23 сентября положительное решение суда было принято: компенсировать выплаты со второго марта по 18 июня (3,5 месяца). ПФ посчитал, что должен пенсионеру аж… 45,66 гривен. Если  бы полковник в отставке не получал индексации, было бы гривен 600. А так ПФ отнял от суммы доплаты выплаченную за 3,5 месяца индексацию. Мало того, 45,66 гривен Жарикову выплатят неизвестно когда: отныне правительство имеет полное право самостоятельно регулировать социальные выплаты. Но главное даже не в этом, а в том, что пенсионер уже несколько месяцев получает пенсию гривен на сто меньшую, чем раньше. Вы уже догадались — он потерял ежемесячно сто гривен индексации взамен теоретически возможной разовой выплаты в 45,66 гривен – что называется, без комментариев…

Николай Григорьевич, среди прочего, спросил через газету у ПФ, почему ему не “срезали” индексацию раньше, когда ему выплачивали добавку “За боевые заслуги”, ведь она составляет 21% от прожиточного минимума и растет вслед за его ростом? Также пенсионер сомневается вообще в адекватности применения перерасчета индексации из-за доплат детям войны, ведь размер социальных выплат не может уменьшаться согласно с Конституцией. А заодно спрашивает: почему одних истцов предупреждают о негативных последствиях поиска правды в судах (в итоге они пишут заявления об отказе от присужденных выплат и остаются со своими пенсиями), а других нет?   

69-летний винничанин Виктор Ипполитов также бывший военнослужащий. Как ребенок войны он подал иск, и по решению суда за период с 16 декабря 2010-го по 18 июня 2011-го ПФ насчитал ему 471 гривну. Но уже с 5 декабря его пенсия стала меньше на 71,6 гривен… Пенсионер засыпал корреспондента “РЕАЛа” цитатами из кабминовского постановления №1070 от 2003 года о порядке начисления индексации, доказывая неправомерность действий ПФ… Но главный аргумент Виктора Дмитриевича в том, что индексация должна пересчитываться после постоянных выплат, а выплата по решению суда является разовой: “Раньше военные вообще отсуживали колоссальные суммы, и никто не снимал с них индексации”.

Подобных обращений обиженных детей войны на самом деле очень много. Мы просто привели здесь самые аргументированные вопросы, услышанные нами за последний месяц. Не будучи специалистом, корреспондент “РЕАЛа” в предпоследний рабочий день 2011-го искал правду в кабинете у заместителя начальника главного управления Пенсионного фонда в Винницкой области Ларисы Дикой. (Честно говоря, уже не в первый раз по одному и тому же вопросу, и, боюсь, не в последний L.)

Лариса Дикая категорически заявила, что выплата по решению суда не является одноразовой, хотя бы потому, что она представляет собой суммированные доплаты за несколько месяцев. Также Лариса Николаевна объяснила, почему пенсионер Жариков не терял индексацию из-за увеличения добавки “За боевые заслуги”. По ее словам, индексация полностью обнуляется тогда, когда сумма пенсии и впервые полученного дополнительного дохода превышает сумму пенсии и ранее получаемой индексации. А когда дополнительный доход незначителен, размер индексации изменяется мало (она меняется каждый месяц в зависимости от доходов и инфляции за предыдущий месяц). Поскольку добавка “За боевые заслуги” каждый раз подрастала незначительно, это заметно не сказывалось на индексации Жарикова. А вот когда присуждаемая судом детям войны доплата оказывается сопоставимой с размером индексации, тогда и возникают серьезные проблемы: у кого-то сгорает вся индексация, у кого-то часть, а кто-то еще и остается должным ПФ…

А как же насчет того, что социальные выплаты, те же пенсии по конституции не могут уменьшаться? Лариса Дикая объяснила, что в вышеуказанных примерах пенсия у военных пенсионеров… не уменьшилась J L! Они просто лишились индексации, в том числе и “задним числом” за период, за который суд обязал ПФ сделать перерасчет. То есть, формально индексация вроде как не является социальной выплатой. Другое дело, что на практике подавляющее большинство пенсионеров, получающих индексацию, о ней даже не догадываются, думая, что им просто повышают понемногу пенсию…

На вопрос корреспондента “РЕАЛа”, почему органы ПФ с самого начала не объясняют военным пенсионерам, бывшим госслужащим, ученым и прочим “спецпенсионерам”, что им не выгодно отсуживать доплаты детям войны, Лариса Николаевна ответила следующим образом: “Почему не объясняем?! И пенсионерам объясняем и журналистам J, только мало кто понимает L… Одни пенсионеры не могут понять, другие отказываются нам верить, что такое возможно, идут судиться. А когда мы потом с лучшими намерениями предлагаем им написать отказ от решения суда, чтобы человек остался без убытка, многие не просто отказываются, но еще и возмущаются, обвиняют нас Бог весть в чем, жалуются во все инстанции, в том числе и в СМИ. А ведь наши сотрудники тоже живые люди… А вообще мы работаем по такому “Закону про индексацию”, который есть, и ПФ его лучшим не сделает”.

P.S.: Кто прав и кому верить, решайте сами. У вашего корреспондента сложилось частное впечатление неспециалиста, что правы все три героя этой статьи: и Николай Жариков, и Виктор Ипполитов, и Лариса Дикая. Возможно, действительно что-то не так с индексацией в принципе? Например, я знаю случаи, когда сотрудников государственных структур переводят на должности с незначительно высшими окладами фактически только для того, чтобы “срезать” им индексацию. Времена тяжелые, денег не хватает, вот человеку и повышают ставку на 50 гривен, чтобы “срезать” 300 гривен индексации. Хотя как такую практику сопоставить с утверждением Ларисы Дикой о том, что индексация “обнуляется” только в том случае, если дополнительный доход ее превысил?

{jcomments on}  

 


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Укроборонпром показал в действии новую штурмовую винтовку: видео

07.10.2017 - 18:35
После этого первая партия WAC-47 будет передана в армию Концерн «Укроборонпром» показал в действии автоматический карабин WAC-47. 5 октября на полигоне Национальной гвардии Украины в Новых Петровцах (Киевская область) состоялись ...

Появилось видео успешных испытаний новейших украинских ракет

21.03.2017
Министерство обороны 21 марта провело ...