ВИННИЧАНКА ОЛЬГА МАЗУР, ОРГАНИЗУЮЩАЯ БАТАЛИИ В ДУХЕ ВРЕМЕН КИЕВСКОЙ РУСИ, ПРИЗНАНА ОДНИМ ИЗ СИЛЬНЕЙШИХ БОЙЦОВ НА МЕЧАХ СРЕДИ… МУЖЧИН

Поверить в то, что молодая и небольшая симпатичная девушка в 20-килограммовых доспехах успешно дерется с парнями тяжелыми мечами (“всего лишь 1,5 кг”) было непросто. Разве что походка Оли Мазур слегка смахивает на мужскую. Так или иначе, но юная заведующая сектором археологии отдела охраны памятников истории и культуры Винницкого областного краеведческого музея является одним из лидеров клуба исторической реконструкции “Аркона”. Корреспондент “РЕАЛа” пришел на “теоретическое” собрание клуба, которые регулярно проходят по четвергам в 18:30 в холе краеведческого музея, на полчаса раньше и уже застал там Ольгу.

— Почему именно “Аркона”? Если я не ошибаюсь, это древний полумифический славянский город…

— Абсолютно реальный город, построенный балтийскими славянами руянами на острове Рюген, славившийся храмом бога Святовида, и разрушенный датчанами в 1168-м. “Аркона” — это очень символическое название, в котором пересекаются славянская и скандинавская тематики, что очень близко нашему клубу – мы ориентируемся на Киевскую Русь 9-11 веков. На сегодня “Аркона” не имеет четкой структуры, у клуба два лидера: кроме меня еще Алексей Волков, который подойдет чуть позже. Костяк “Арконы” — человек 5, но на крупные соревнования собираются до 30.

— Оля, что такое “историческая реконструкция” в принципе, если можно, доступным языком?

— Например, для археологов – это максимально возможное восстановление найденной исторической вещи. Как молодежное движение, “историческая реконструкция”, например, для нашего клуба — это фехтование на мечах и щитах, средневековые танцы, воспроизведение костюмов, доспехов, обрядов и быта славян преимущественно эпохи Киевской Руси. У других клубов может быть скифская эпоха, античность, наполеоновские войны, первая или вторая мировая война и т.д. Объединяются продвинутые люди, соединяющие интеллектуальное и физическое развитие, интересующиеся историей, умеющие что-то делать руками.

В России это движение зародилось еще в 80-х, в Украине – в начале 90-х. В Виннице первый клуб исторической реконструкции “Белый волк” был основан Антоном Нестеровичем в конце 90-х. Я сама была членом этого клуба, занимаясь исторической реконструкцией еще со школы. Но в 2005-м вместе с единомышленниками решили создать что-то свое. Если я не ошибаюсь, сейчас в Виннице существуют только два наших клуба. Вообще в Украине их очень много, даже в некоторых райцентрах есть, но движение пока что не систематизировано, в процессе становления.

— Вопросов – не меряно. Даже трудно сфокусироваться… Где черпаете информацию о своей эпохе? Что-то есть в краеведческом музее?

— Кстати, да. Например, на Винничине был найден большой комплекс форм для литья ювелирных украшений из олово-свинцового сплава 6-го века (в Бернашевке Могилев-Подольского района). Для нас слепки сделал Михаил Потупчик (начальник отдела охраны памятников в структуре облгосадминистрации. – Ред.), и теперь мы надеваем эти украшения на фестивали и выступления. А, скажем, украшения собственно эпохи Киевской Руси слишком сложные и дорогие: серебро с тонкими узорами нам не по карману. Но в принципе находок в нашей области не так уж и много. Пользуемся томами Советской археологии, основанных на раскопках в Киеве, Новгороде. Клубы обмениваются информацией между собой, Выручает Интернет. Например, для костюмов мы используем домотканое полотно (конопля, лен, шерсть), которое красим растительными красителями. Навыки передаем друг другу, например, вместе шьем под музыку. Уже где-то десяток человек из “Арконы” имеют полноценные костюмы эпохи Киевской Руси. Правда, по доспехам бывает разнобой.

— И сколько стоит такой костюм?

— Индивидуально. Можно купить за тысячи долларов или гривен, а можно обойтись подручными материалами и сделать самому. А можно и зарабатывать на этом: открыть собственную мастерскую, шить одежду, продавать ее на фестивалях… Летом во двор Краеведческого музея выносим музыкальные колонки и танцуем на улице. Изучаем по возможности самые древние народные танцы.

— У “Арконы” есть какое-то систематизированное финансирование?

— Взносов у нас нет, но, например, скидываемся на аренду спортивного зала для тренировок зимой. Летом занимаемся в лесу. Иногда кое-что зарабатываем на показательных выступлениях, чаще всего эти деньги тратим на доспехи новичкам. Но, как правило, выступаем бесплатно. Мы это делаем для себя, спонсора не ищем. Хотя, когда за выступление на Дне Европы нам дали премию от Владимира Гройсмана, было приятно.

— Оля, не тяжело самой махать мечом и не страшно отбивать удары соперников?

— Всегда страшно, хотя зрители чаще всего думают, что нам не страшно. А одноручные мечи не такие уж и тяжелые: они не весили больше полутора килограммов. Они у нас такие же, как оригиналы, но тупые. Преимущественно мы их покупаем на фестивалях. Также встречаются  сабли, мечи позднего средневековья, двуручные мечи. В “Арконе” до полутора десятка мечей. Используем деревянные щиты: круглые или западные треугольные. Большие древнерусские каплеобразные щиты больше подходят к конному или строевому бою, которыми у нас почти никто не занимается. Сложно говорить про историческую реконструкцию самого фехтования, так как техники владения оружием до наших дней не дошли. Это, наверное, уже больше похоже на какой-то современный вид спорта. Но система подготовки пока что не стандартизирована. В некоторых городах сложились свои школы подготовки, они делятся с нами своими методиками. Что-то заимствуется из других боевых искусств, в первую очередь, из бокса…

— Так вы можете и руками драться?

— На большинстве турниров удары руками запрещены, но есть номинации, где они, а также удары ногами и приемы борьбы разрешены.

— А латы?

— Обязательно! Они одеваются поверх костюма. У нас полноконтактное фехтование: удары максимально сильные, поэтому даже поиграть со стальным муляжом меча нельзя без доспехов. При этом запрещены колющие удары, чтобы исключить, например, попадание меча в глазницы шлема. Разрешены только рубящие удары. Доспехи стараемся делать исторически правдоподобными, вес полной экипировки около 20 кг — не так уж тяжело, если учесть, что полная экипировка современного пехотинца тянет на 40 кило. Шлемы обязательно с полностью закрытым лицом. Под стальной броней размещается материя, которая амортизирует удар. Латы на корпус, конечности.  Если в истории не было защиты какой-то части тела, например, локтей и коленей, то мы под костюм надеваем спортивную защиту, чтобы ее не было видно.

Но постоянно тренироваться в таких доспехах вредно для позвоночника. Поэтому на занятиях мы используем спортивные мечи (мягкие палки) и более “легкое” снаряжение: шлемы с масками, перчатки, корпуса и т.д. У нас три тренировки на неделю и одно теоретическое занятие. Силовая подготовка занимает минимум половину времени, плюс каждый занимается ею сам, например, можно таскать с собой гантели или утяжелители. Летом тренируемся в лесу по полдня, зимой — в школьном спортзале час-два. 

— Как реагируют на вас люди, увидевшие вас в лесу?

— По-разному. Иногда задерживаются на минуту, иногда вроде бы не замечают, иногда ускоряют шаг.

— У вас, наверное, высокий травматизм?

— Как раз и нет. Травматизм небольшой, доспехи спасают. Фехтование на мечах менее опасно, чем многие единоборства.

— А сколько стоит полный комплект доспехов?

— Полный набор миланских или готических доспехов 15 века будет стоить тысячи полторы долларов. Попроще и бывшие в употреблении — можно найти и за тысячу гривен.

— У тебя большой опыт соревнований?

— Стараюсь каждые две недели на выходных куда-то съездить. Например, принимала участие в фестивале исторической реконструкции “Курская дуга 2011”. Это недалеко от Украины, гостеприимные организаторы, бесплатное проживание. Правда, для меня этот турнир всегда неудачный: я каждый раз приезжаю туда простуженная, но всегда получаю удовольствие.

В ноябре прошлого года на ежегодном турнире “Кубок Тамерлана” в Сумах я завоевала первое место в женской номинации. Это один из этапов популярной в Украине серии “Вторая лига”, где собирается средний класс бойцов и новички.  Но женские бои в Украине не очень популярные, нас было только четверо, победить было несложно.

А вот в Москве рождественский рыцарский турнир – это очень престижно, самый масштабный турнир в мире! Там среди женщин я заняла 2-е место, причем за проживание с меня денег не взяли. Победить в этом турнире — моя основная цель. После этого я, наверное, могла бы больше не фехтовать. Я очень нервничаю перед этим турниром и целый год к нему готовлюсь. Кстати, если мы стараемся не привлекать к фехтованию бойцов младше 14 лет, то в России к этому приучают с пяти: малыши бьют инструкторов мягкими палками…

— Ты ездишь на соревнования сама или с другими членами “Арконы”?

— По-разному. Но чаще сама. Это не очень затратно, фактически оплачиваю только дорогу. Зато на соревнованиях наград или призов обычно не бывает… В Киеве есть очень сильная команда бойцов “Айна-Бера”, я с ними часто езжу в Россию. Вообще дружу со многими клубами из Киева, Чернигова, Львова, Харькова. Мы в основном работаем с неформальной молодежью, которую другими способами заинтересовать историей очень сложно. А так мы на практике занимаемся патриотическим воспитанием.

— А в Виннице проводите соревнования?

— Проводим небольшие новогодние турниры, где-то по 20 бойцов. Хотим организовать в Виннице в мае один из этапов турнира серии “Вторая лига”, возможно на день Европы. Пригласили многих людей, согласовали с представителями Федерации исторического фехтования Украины, должно приехать много бойцов.

— Какие номинации существуют в боях на мечах?

— Самые популярные номинации: только одноручные мечи и мечи со щитами. Продолжительность боя на одних мечах – до минуты, со щитами – до двух. Побеждает тот, кто первым набрал 10 очков. В “щите и мече” попадание в голову и корпус соперника дает 2 очка, в конечности – 1 очко. В битве на мечах каждое попадание – очко. Запрещены колющие удары, удары в пах и ниже колена. Есть еще групповые бои (“5 на 5” или “21 на 21”) – там другие правила. Изредка проводятся соревнования на двуручных мечах, на древковом оружии.

— А судьи кто?

— Сертифицированных судей пока нет. Судят самые опытные бойцы, по 4 арбитра на один поединок – достаточно объективно.

— Оля, ты все-таки женщина…

— Я уже говорила, после чего смогу завязать с фехтованием. Но сейчас мне это нравится. Тем более что из истории известно, что женщины тоже иногда брали участие в боевых действиях. Когда перестану драться на мечах, смогу больше внимания уделять костюмам, доспехам, традициям и т.д.

P.S.: Пока мы разговаривали, собралось до десятка человек, как ни странно, большинство девушки. На мой вопрос, кто кого привел в “Аркону”, брат Оли Евгений ответил, что сестра: “Она меня до сих пор заставляет заниматься J”. А Алексей Волков пошутил, что Олю исключили из украинской Второй лиги, чтобы она не “обижала” парней (на самом деле из Второй лиги, где женщины дерутся на равных с мужчинами, исключают самых сильных бойцов, которые после этого переключаются на международные турниры). Настала пора начинать лекцию, но застенчивая Сильвия стеснялась при чужих рассказывать друзьям о вальденсам. Так что корреспонденту “РЕАЛа” пришлось откланяться. А зря – тема достаточно интересная.{jcomments on}

 


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Лавров поиздевался над ЛНР – от банановой страны и «гнойника» до Лаосской республики

09.08.2016 - 15:44
Сегодня явно нервно вздрогнули в Лаосе — 7-миллионом государстве в Юго-Восточной Азии. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, рассказывая об обстрелах на Донбассе, назвал образованную ими террористическую республику ЛНР Лаосской. ...