ЦЫГАНСКИЙ АНСАМБЛЬ “БРАТСТВО”
“КОГДА МЫ ВЫХОДИМ К ЛЮДЯМ, НАС ВСТРЕЧАЮТ РАДОСТНО, НО КОШЕЛЬКИ И СУМОЧКИ ПРЯЧУТ ”
Если честно, корреспондент “РЕАЛа” перед интервью с артистами был немного растерян: цыгане ведь все-таки. А с ними связано столько очевидных предрассудков и стереотипов, что легко и несознательно обидеть людей. Впрочем, сомнения были напрасными: супруги Галина и Валерий Коваль оказались людьми интеллигентными, открытыми и с хорошим чувством юмора. А если в чем-то журналист и был неумышленно бестактным, то они не подали виду.
Фактически Цыганский народный ансамбль “Братство” — это семейный подряд, в котором Галина Викторовна является руководителем, во всяком случае, формальным. Зато у Валерия Евгеньевича есть параллельный бизнес. А их 21-летняя дочь учится на заочном отделении в Ирпене, танцует и поет вместе с родителями.
— Сколько у вас в ансамбле человек? Каковы ваши роли?
ГАЛИНА: — Сейчас до восьми артистов. Мы с мужем поем, основные солисты; уже пришлось операции на голосовых связках делать. Дочка Диана танцует. Наше выступление, когда мы заходим в зал, начинается с фольклора: у нас есть парень, играющий на баяне, муж играет на гитаре, а мы с бубнами. Потом мы поем и танцуем под “минуса” (современная музыкальная подложка). Основная программа – мы с мужем поем, а все остальные танцуют. Но есть номера, когда меняемся ролями: например, Валера уходит с другим парнем на чечетку, а Диана поет вместе со мной. Или одна девочка сама поет свою песню… В общем, постоянное разнообразие.
— Репертуар?
ВАЛЕРА: — Около полусотни композиций на цыганском, русском языках, вперемешку. Вообще мы русскоязычные. Хотя в семье, дома поем и украинские народные песни, они нам очень нравятся.
ГАЛИНА: — Выступая, нутром чувствуешь, что людям нужно. В основном подбираем зажигательный репертуар, а не романсы, которые надо сидеть и слушать. Мы ведь в основном выступаем на свадьбах, днях рождения, крестинах, на праздниках, где народ хочет веселиться. “Ручеек”, “Ай да ну да най”, песни из кинофильма “Табор уходит в небо” и т.д.
— У вас есть музыкальное образование?
ГАЛИНА: — Я окончила музыкальную школу и винницкое музыкальное училище по дирижерско-хоровому классу.
ВАЛЕРА: — А я, признаться, уличный музыкант, дворовой. Но на слух подбираю любую песню на гитаре или пианино. У меня отец играл, и вообще вся семья музыкальная.
— А как “Братство” стало народным коллективом?
ВАЛЕРА: — Мы начинали больше 20 лет назад, даже не думали, что к этому придем. Это нам нравилось, мы пели для себя и в кругу близких. Потом пригласили одни, другие, и так оно потихоньку пошло. Мы сначала даже иногда бесплатно ездили, ради собственного удовольствия. Вскоре нас стало четверо, мы пошили нормальные профессиональные костюмы…
ГАЛИНА: — Года полтора работали на свою рекламу, брали деньги, чтобы хватало только на такси на дорогу.
ВАЛЕРА: — Потом, как-то лет восемь назад нас пригласили выступить в винницкой “Плеяде” на очередном фестивале нацменьшинств. После этого нас стали регулярно приглашать на различные конкурсы и фестивали. В том числе в Геническ на фестиваль “Таврийская семья”… Затем года через четыре из Киева нам и присвоили звание народного коллектива.
— Оно вам что-то практическое дает?
ВАЛЕРА: — Если честно, ничего не дает.
ГАЛИНА: — Разве что для имиджа, какой-то солидности. У нас вот такие удостоверения участников народного коллектива “Братство” (показывает). Но никаких привилегий нет.
— А сколько стоит один костюм?
ГАЛИНА: — 800 гривен на один костюм по самому бедному.
ВАЛЕРА: — Это только ткань. А если у меня рубаха в камнях Сваровски, то это гораздо дороже…
— А сколько вам надо костюмов на одно выступление?
ВАЛЕРА: — На свадьбах мы костюмы не меняем, а на концертах, если есть время, да: надо минимум 2-3 костюма на каждого артиста.
— Чтобы выступать под “минус” надо иметь проигрывающую аппаратуру. А если вас приглашают выступить в место, где ее нет?
ВАЛЕРА: — Берем с собой нашего музыканта с полным комплектом аппаратуры. А заказчик дополнительно оплачивает его работу.
— В Виннице большая конкуренция между цыганскими коллективами?
ГАЛИНА: — Для такого небольшого города три коллектива – это много.
— А кто вас заказывает? В основном цыгане или ромы?
ВАЛЕРА: — Наоборот! Преимущественно украинцы или русские!.. Я, кстати, коренной винничанин до четвертого колена, моя прапрабабушка по маминой линии жила по Соборной, напротив нынешнего 50-го отделения связи. Бабушка по линии отца жила там, где сейчас Вечный огонь…
— Правда, что цыгане женятся преимущественно на цыганах? Это воспитание и железное правило или случайность?
ВАЛЕРА: — Действительно, цыгане чаще женятся и выходят замуж за своих. Когда-то это было правило, а сейчас, как получается. Стереотипы стираются…
— Галина, вы потомственная чистокровная цыганка?
ГАЛИНА: — Да нет, мы полукровки. У меня дедушка был цыганом.
ВАЛЕРА: — Я тоже, кстати, полукровка: по маминой линии у меня украинцы. А дочка Диана встречается с парнем из нашего коллектива, то есть цыганом. Но, опять же, это ее решение. Никто ее не учил: замуж только за того или за другого…
— Возвращаемся к “Братству”. Когда я вас искал, вы мне по телефону сказали, что на гастролях. Интересно, куда вас приглашают?
ВАЛЕРА: — Мы только что из Крыма приехали: выступали в филармонии Алушты, в военном санатории в Партените. Наши гастроли организовывает продюсер Леонид. Летом — Крым, а так каждый месяц мы выступаем в Трускавце, Моршине, в санаториях Хмельника.
— Для сольного концерта надо быть хорошо подготовленным. Как долго вы можете выступать на сцене?
ВАЛЕРА: — Час двадцать в среднем.
— Если это не коммерческая тайна: сколько стоит для клиентов ваше выступление на той же свадьбе?
ВАЛЕРА: — Средняя наша программа длительностью 40 минут стоит 1800 гривен – это недорого. Цена держится стабильной уже на протяжении 5 лет. 40 минут вполне хватает для свадьбы. А на меньше мы не поедем.
ГАЛИНА: — Нет смысла: нас много, всем макияж надо делать, прически, одеваться… Ну и мы залог берем – тысячу гривен.
ВАЛЕРА: — А в Хмельницком мы стоим 2,5 тысячи, и Хмельницкий заказывает нас чаще, чем Винница, причем в несколько раз! Мы даже сегодня едем выступать в Хмельницкий. У нас есть свой микроавтобус…
— В Хмельницком нет своих цыган?
ВАЛЕРА: — Есть, но они нам уже не конкуренты. “Братство” уже лет 7 в Хмельницком выступает.
— Как часто вообще выступаете?
ГАЛИНА: — Несколько раз в неделю. Суббота и воскресенье у нас забиты уже до декабря. Нередко и по будням выступаем, например, сегодня, в четверг.
— На свадьбах люди, наверное, очень хотят выпить с цыганами…
ВАЛЕРА: — Мы никогда не садимся за стол, у нас такое правило: красиво зашли, отработали, красиво вышли… Тем более что у людей есть свои предрассудки к цыганам, с детства воспитываемые. Например, когда мы заходим в зал, нас встречают радостно, но кошельки и сумочки многие на всякий случай рефлекторно прячут …
ГАЛИНА: — У нас в середине программы есть сценка гадания, и девочки-танцовщицы раздают в этот момент людям визитки, раскладывая их в виде карт. Многие, наверное, думают, что это какая-то магия, и боятся: “Нет, нет, мы не возьмем!”
— Вы уж извините за бестактность. Я попробую свои личные стереотипы развенчать. Цыгане и в самом деле отличные гадатели?
ВАЛЕРА: — Отнюдь не все и не так, как это разрисовали. Если вы знаете, среди так называемых “бабок” в той же Виннице цыган практически нет. То есть, каким-то особым пророческим даром цыгане не обладают.
— А цыганский барон, если это не вымысел, а реальный титул, передается по наследству, или это “выборная должность”?
ГАЛИНА: — В Виннице был цыганский барон. Сейчас нет.
ВАЛЕРА: — Скорее, его выбирает цыганское общество за рассудительность, справедливость, жизненный опыт. Это словно цыганский судья. Цыгане ведь до сих пор в суд друг на друга редко подают, все споры решают старейшины, уважаемые люди, иногда из разных городов. Хотя сейчас времена не те, все понемногу отходит…
— И ребенок у вас, если я правильно понял, только один. А считается, что у цыган должно быть много детей…
ГАЛИНА: — Что значит: должно быть?! Как у кого получается.
ВАЛЕРА: — Мы более современные цыгане
— А нищие попрошайки цыганской внешности, которых я иногда вижу в общественном транспорте, к винницким цыганам никакого отношения не имеют?
ВАЛЕРА: — Конечно! Это приезжие какие-то, не знаю, то ли из Венгрии, то ли из Румынии. Да они в принципе, наверное, и не цыгане. Во всяком случае, их язык не такой, как у нас, мы не понимаем друг друга.
— Чем вы занимались, пока “Братство” вставало на ноги?
ГАЛИНА: — Я была администратором в ресторане “Европа”, но оставила эту работу: “Братство” выгоднее.
ВАЛЕРА: — А у меня и сейчас свое дело, мы с компаньоном делаем сыры. На остановке улицы Космонавтов напротив кинотеатра “Мир” ларек “Молочна хатинка” — это наш. Брынза, сулугуни, моццарелла. Цена, как на твердые сыры в магазине, около 60 гривен, зато у нас все натуральное, без химических добавок и растительных масел. Сыворотку пенсионерам бесплатно раздаем. В Крестовоздвиженский храм напротив нас каждое воскресенье молоко в качестве благотворительности завозим для малоимущих. Мы православные…
— Цыгане, вероятно, как те же евреи, очень дружны между собой? В том числе и в вопросах бизнеса? Например, вам на сыроварню нужен рабочий, вы своим в первую очередь предложите работу?
ВАЛЕРА: — Да нет. Евреи – дружны, согласен. Мой компаньон, кстати, очень настырный и толковый еврей. А у цыган в плане бизнеса дружбы нет. Если честно, когда стоит вопрос, кого лучше взять на работу, цыгана или украинца, то, конечно, лучше украинца. Цыгане более ленивые и неответственные. Да и, скажем, по понятиям цыгане — неработающие: будет сидеть голодным, но работать не будет.
ГАЛИНА: — Но в семейном плане цыгане очень дружны. Если что-то у кого-то случается, все съезжаются, помогают. Это здорово.
— Что вашей семье приносит больший доход: сыр или концерты?
ВАЛЕРА: — Концерты, конечно. Если честно, сыр пока что дохода вообще не приносит, хорошо, что не в убытках, конкуренция очень большая.
— И, напоследок: что это за зверь, с которым вы пришли на интервью?
ВАЛЕРА: — Стаффордширский терьер Рада, кстати, известное цыганское имя, ей 9 лет. Очень умная собака, прошла всевозможные курсы дрессировки. Как-то я потерял 5 гривен на рынке, смотрю, несет в зубах… Мусор выносит, из магазина вместе со мной покупки носит. Два раза щенков приносила, друзьям раздали… Рада, попрощайся с дядей!
РАДА: — Гав!!!
{jcomments on}
Подпишитесь на новости
Коментарі (0)