РЕКОНСТРУКЦИЯ ПАРКА ГОРЬКОГО СПРОВОЦИРОВАЛА МЕЖДУНАРОДНЫЙ СКАНДАЛ!

 Сначала с претензиями выступили швейцарцы, винницкий исполком дал задний ход, а затем возмутились наши архитекторы и англичане

Всего месяц назад “РЕАЛ” писал о подведении итогов первого в истории города международного конкурса архитектурных проектов. На нем был определен лучший вариант реконструкции Центрального парка культуры и отдыха. Победа досталась группе местных архитекторов. В галерее “Интершик” винничане должны были ознакомиться со всеми проектами, представлявшимися на рассмотрение жюри. Но выставка не состоялась. Как гром среди ясного неба — исполком Винницкого горсовета 17 мая принял решение “признать конкурс не состоявшимся”. Руководитель коллектива архитекторов, чей проект был признан победителем, Юрий Плясовица считает, что, приняв такое решение, чиновники нарушили закон, и вместе с коллегами собирается обращаться в прокуратуру. 

— Юрий Алексеевич, что, собственно, произошло?

— Это беспрецедентный случай в архитектурной практике. Не только в Украине, но и в мире. Что такое для нас архитектурные конкурсы? Это большая отдушина. За свой более чем 40-летний стаж я участвовал в десятках конкурсов как автор проекта или член жюри, поэтому, прежде всего, хочу остановиться на юридических вопросах. Конкурс проводится в соответствии с постановлением Кабмина, в котором расписаны все детали, в том числе основания отмены его итогов. Заказчик, в данном случае мэрия, руками департамента архитектуры создает условия конкурса. Условия – это договор между заказчиком и участниками. В правительственном постановлении и условиях “забиты” две ключевые нормы. Первая гласит, что конкурс может считаться несостоявшимся, если на него поступило меньше трех работ. В данном случае жюри рассматривало 14 проектов, в том числе четыре – от зарубежных архитекторов. Второе – в обоих документах указано, что решение жюри является окончательным и не может быть пересмотрено даже заказчиком. Это нормальная практика, существующая во всем мире.

Первоначальные условия, составленные департаментом архитектуры, были выписаны очень непрофессионально. Не было четко поставленных задач, качественных снимков территории… Как только эти “условия” были обнародованы в Интернете, пятеро представителей винницкого отделения Союза архитекторов Украины (САУ) предложили их переписать. Переписали, департамент принял новый вариант, отвечающий мировым стандартам конкурсов. Там было прописано все, вплоть до критериев оценки. Кроме того, поскольку я и мои коллеги Коротких, Жданов, Танасийчук решили принимать участие в этом конкурсе, мы вышли из состава жюри.

— Насколько авторитетным был новый состав жюри?

— Соответствующий международному статусу. В него вошли архитекторы из Польши, Швейцарии, России, три киевлянина и два винницких архитектора. Кроме них, от заказчика членами жюри являлись два заместителя мэра – Валентина Балицкая и Сергей Матусяк. При рассмотрении проектов присутствовало девять из 11-и членов жюри. Не было одного архитектора из Москвы и киевлянина.     

Через неделю после подведения итогов (замечу, при единогласном определении лучших работ) и обнародования результатов конкурса появилось письмо одного из участников, получившего поощрительную премию. Это коллектив из Цюриха. Швейцарские архитекторы обратились к мэру Винницы с просьбой дать разъяснения относительно результатов конкурса. Их интересовало, почему департаментом архитектуры после завершения срока подачи заявок был принят один проект, а жюри допустило его к рассмотрению. Действительно, это нонсенс. Помню, узнав об этом, сделал Мартынюку (директору департамента, – прим. авт.) устное замечание. Он не прислушался.

— А какова судьба “опоздавшего” проекта?

— Он не был премирован. То есть, его наличие, по сути, не повлияло на распределение призовых мест, что является конечной целью любого конкурса. Между прочим, после подведения итогов почтой пришел еще один проект – из Донецка. Жюри конверт вскрыло, но работу не рассматривало. Второй вопрос швейцарских коллег состоял в том, почему не все члены жюри участвовали, а именно интересовались отсутствием г-на Асадова из Москвы. При этом архитекторы из Цюриха сделали замечание, что большинство жюри представляли члены Союза архитекторов Украины, а руководитель коллектива, получивший первую премию, состоит в этой организации. Мол, “сработала” корпоративная порука… На это вместо мэра  отвечу я. В постановлении Кабмина указано, что в составе жюри может быть до 60% членов Союза архитекторов. А был только один – вице-президент САУ Елена Олейник. А третье – они просили городского главу объяснить критерии оценки проектов.

Украинские архитекторы себе не позволяют “махать руками” после подведения итогов жюри. Может в Швейцарии так принято?..

— Первую премию присудили группе архитекторов во главе с вами. Давайте уточним, кого еще отметило премиями жюри?

— Вторую премию получили английские архитекторы, третья была разделена между двумя украинскими группами – винницким и ровенским коллективами. Еще жюри присудило пять поощрительных премий, в том числе ими отметили американский и швейцарский проекты.     

— По вашим сведениям, что так встревожило в этом запросе из Цюриха городские власти?

— Насколько я знаю, критерии. Хотя я не вижу здесь проблем — они обозначены в условиях конкурса. Тем не менее, исполком принял известное вам решение. Фактически исполком “нашел виновных”. Ими стали победители и участники конкурса. Признать конкурс несостоявшимся – единственный приемлемый вариант для мэрии, поскольку отменить конкурс нельзя. А ведь, по сути, это одно и то же. Теперь в течение месяца департамент должен подготовить новые условия, и в декабре опять определяться с лучшим проектом.

Давайте посмотрим не на правовые, а моральные моменты такого решения. Первое, оно спровоцировало международный скандал. Швейцарцы, может быть, останутся довольными, а как смотреть в глаза американским, английским, польским архитекторам, которые сами привозили в Винницу свои проекты?.. Помимо них некрасиво обошлись с архитекторами из многих городов Украины. Это решение я называю бандитским нарушением условий договора между хозяйственными субъектами. Мы в свое свободное время работали над этим проектом три месяца. Не только мы. Над 14 проектами трудились свыше 50 специалистов из пяти стран.  

— Мэрия предлагает организовать новый конкурс…

— И скажите, кто в нем будет участвовать? У меня сложилось мнение, что исполком преследует одну цель – чтобы винничане не участвовали в конкурсе. Мы – европейский город, я чувствую, что и мы – архитекторы – стали балластом, который “оттягивает ноги” городу, поэтому нас нужно устранить. Если бы победителем был признан проект англичан или швейцарцев, можно было бы говорить, что в Виннице будет парк по проекту европейцев, а так… Хотя я считаю, что стоит гордиться, что местные архитекторы победили в международном конкурсе. Что происходит? Возможно, мэру в уши доносят неправильную информацию.

— Кого вы имеете в виду?

— С созданием в Виннице департамента архитектуры игнорируется ряд законов Украины. С 2011 года ликвидирована должность главного архитектора города. Винница в этом плане уникальна. Законом “Об архитектурной деятельности” четко установлены требования к чиновнику, который может занимать этот пост. Нынешний директор департамента Максим Мартынюк им не отвечает. За последние полтора года в городе не состоялось ни одного градостроительного совета, на которых архитекторы обсуждают целесообразность и возможность реконструкции и строительства того или иного объекта.

— В суд обращаться будете?

— Скажу так, из нынешней ситуации есть варианты выхода. Не хотите реализовывать проект – не нужно. “Завершите” этот конкурс, рассчитайтесь с архитекторами, как этого требуют условия договора. К примеру, конкурс по острову Кемпа тоже не реализован, но всем выплатили премии. А потом можно провести общественное обсуждение, и на его основании сказать, что “нужно искать иные варианты”. Точно так же следует поступить и сейчас, а потом заказчик может проводить повторный конкурс. Пожалуйста. Хоть десяток. Всех интересует, будем ли подавать в суд?.. Это никому не нужно. По моему мнению, даже за справедливое решение суда сегодня нужно платить. Мы не собираемся этого делать. Есть орган, надзирающий за законностью, в том числе и решений исполкома, — это прокуратура. Когда будем иметь в руках вышеупомянутое решение, обратимся туда. Если прокуратура не вынесет протест, мы сделаем попытку обратиться в суд, но я не вчера родился, поэтому, к сожалению, не верю в возможность справедливого вердикта.     

И еще, мы с коллегами почему-то пришли к выводу, что жалоба швейцарских архитекторов написана в кулуарах мэрии. Не знаю, по чьему заданию. Вероятно, свыше… Текст изложен на идеальном русском языке. Вопросы построены четко. Господин Мартынюк отказался комментировать это мое “некорректное заявление”. Его право. Мы можем себе позволить такие заявления. Хочу напомнить, что гражданин Швейцарии, архитектор-урбанист Урс Томан уже полгода как стал штатным сотрудником департамента архитектуры. Он очень дружен с Владимиром Гройсманом. А из прессы мы узнаем, что различные проекты в городе будут выполнять наши европейские коллеги. Поверьте, я не добиваюсь того, чтобы мне выплатили гонорар. Если бы нам пояснили, что “нет денег”, никто бы не обиделся. Но нужно уважать чужой интеллектуальный труд, не пускать коту под хвост три месяца творческой работы… Обидно, что в твоем городе считают, что лучшим может быть только европейский интеллект.

— Вы тоже в хороших отношениях с Владимиром Борисовичем. Наверняка, интересовались у него причинами…

— Разговаривали мы до заседания исполкома. Мэр ушел от конкретного ответа. А Мартынюк ссылается на правоведов.  

— Не считаете, что причина в Швейцарии? В последние годы она нам здорово помогает, поэтому власти и “прогибаются”?

— Не исключаю этот вариант, хотя и не располагаю доказательствами. Может, мы рассчитываемся за трамваи, реконструкцию теплоснабжения. Но получается, что винничане городу не нужны. 

— Не планируют ли винницкие архитекторы бойкотировать конкурсы, организуемые мэрией?

— На заседании областного отделения САУ будет рассматриваться вопрос бойкота повторного конкурса. Все игнорировать не можем, мы же живем в Виннице!

Я вам больше скажу, архитекторы из Лондона, мягко говоря, весьма удивились, узнав о решении винницкого исполкома. Нынче они готовят официальное обращение на имя мэра, где собираются выразить свое отношение к случившемуся и призвать к возвращению ситуации в законное поле.

Напомним, в проекте, которому жюри присудило первую премию, архитекторы предлагали в мемориальной зоне ЦПКиО им. Горького установить композицию из фонариков, символизирующих души репрессированных, в овраге у озера посадить васильки, и через эту цветочную реку перебросить мостик, а вторым мостом соединить парк с площадью перед универмагом. Кроме этого, авторы посчитали, что площади перед Летним театром не хватает колонн, а еще предложили пустить экскурсионный “трамвайчик” через весь парк к башне.

Комментарий

Максим Мартынюк, директор департамента архитектуры, градостроительства и земкадастра

— Максим Петрович, решение исполкома о признании конкурса “не состоявшимся” готовил ваш департамент…

— Но принимал исполком. Обжалование результатов конкурса – это мировая практика. Украинским законодательством не предусмотрен механизм обжалования, Кабинет министров его не предусмотрел, поэтому мы с департаментом правовой политики вынуждены были формулировать проект решения именно так.

— Основанием послужило обращение к мэру швейцарского архитектора с тремя вопросами, два из которых указывают, что обращающийся не ознакомился с условиями конкурса?

— Мы опубликовали результаты конкурса, готовились к выплате гонораров, и за день до выставки проектов получили письмо. После изучения сути вопросов посчитали спорным принцип определения лучших проектов. Критерии оценки действительно не были прописаны. Анализ этого замечания вынудил нас подготовить решение. Мы понимаем репутационные риски, к которым в итоге привело признание конкурса “не состоявшимся”, но не смогли понять, по каким критериям члены жюри отдавали предпочтение… На местном уровне мы не раз проводили конкурсы, жюри которых возглавлял Юрий Плясовица. Он предлагал членам жюри высказать свое мнение по каждому проекту, пожелания. То есть, было обсуждение. А в данном случае каждый, кто входил в жюри, молча давал оценки проектам, а потом ответственный секретарь “подсчитывал голоса”. Я наблюдал за их работой, видел, как выбирали лучшие проекты.

— Как директор департамента, ни один из них после доработки не считаете достойным реализации?

— Практической ценности в них очень мало, многие элементы, откровенно говоря, “сдерты” с Интернета. Вероятно, мы не четко указали условия, но многие авторы предложили варианты, которые нереально осуществить, и они не думали о реализации. Кроме того, проекты не “вписываются” в окружающую парк застройку. Это я говорю, как “смотрящий” за архитектурой. Так меня архитекторы назвали.

— Винницкие архитекторы склоняются к тому, чтобы проигнорировать повторный конкурс, который департамент собирается провести в декабре. Это нормально, что варианты реконструкции Центрального парка Винницы будут предлагать только иногородние?

— Меня о таком решении предупредили еще до заседания исполкома. И сказали, что будут в суд обращаться. Конечно, хотелось бы, чтобы в конкурсе принимали участие все, но что делать?.. Что касается повторного конкурса, то, вероятно, он состоится не в декабре, а в начале следующего года.

— Сколько бюджетных средств потрачено на проведение “не состоявшегося” конкурса?

— Ни копейки. Планировалось потратить 200 тысяч гривен, из которых 160 тысяч – на гонорары. Запланированные на орграсходы и канцелярию по 20 тысяч мы не потратили, обошлись.

— Мэрия обсуждала со швейцарской стороной вариант помощи с финансированием реконструкции парка? Все-таки Цюрих готов взять патронат над нашим городом…

— Насколько мне известно, то нет. Если вы подводите к тому, что решение исполкома принималось “под швейцарцев”, чтобы в итоге победил их проект, то ошибаетесь. Да, один из швейцарских урбанистов работает в нашей команде, был членом жюри. Но он не из Цюриха. Швейцария большая. {jcomments on}


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

В Харькове сняли на видео, как школьник помочился с мемориальной плиты расстрелянным солдатам

20.08.2018 - 13:24
В Харькове на Салтовском шоссе неадекватный школьник надругался над памятником. Он залез на мемориальную плиту расстрелянным 19 солдатам Второй мировой войны и помочился с нее. При этом очевидно, что это ...

Видео спринтерского забега носорога набирает обороты в Сети

05.08.2017
Бегущего по автомобильной трассе носорога ...

Гол Ярмоленко принес Вест Хэму победу над МЮ: видео

22.09.2019
Игрок сборной Украины Андрей Ярмоленко ...