РАНЕВСКАЯ ФАИНА. Великая актриса и одинокая стерва Фаина Раневская: “Душа — не жопа, высраться не может”

Личность. Вехи истории в именах

Фаина Раневская (Фельдман) родилась 15 августа (по старому стилю) 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Ее отец, Герш Хаймович, был крупным торговцем и владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, складов и парохода “Святой Николай”. Он также являлся старостой синагоги и основателем приюта для престарелых евреев. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова), была натурой несколько экзальтированной, поклонницей литературы и искусства, страстная почитательница Чехова. Видимо от нее Фаина и унаследовала чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке и театру.

Судя по высказываниям самой Фаины Георгиевны, она не была счастлива в родительском доме: “Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве”. Что называется, чисто еврейское счастье: без всяких материальных проблем, в семье с братом и сестрой, горячо любящей матерью, девочке чего-то не хватало. Вероятно, правда, что уже в советские времена актриса на всякий случай привирала о своем буржуазном прошлом. А возможно причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения? Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать ее оттуда. Не проблема: Фаина получила обычное для обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

Лет с 14 Фаина начала увлекаться театром. Первые посещения городского театра оставили в душе подростка неизгладимые впечатления. Но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле “Вишневый сад” Антона Чехова на сцене Московского Художественного театра. Кстати, ее будущий псевдоним “Раневская” именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: “Как красиво они летят!”. Ее спутник тогда заметил: “Вы совсем как Раневская”. Позже этот псевдоним стал фамилией.

Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии Ягелло. Она училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание. В это время она участвовала в любительских спектаклях. Отец снисходительно относился к увлечению дочери. Но, когда вдруг Фаина объявила о желании стать профессиональной актрисой, это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству.

В своей биографии Ф. Г. Раневская позже писала: “В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу, но ни в одну из лучших школ принята не была, как неспособная. С трудом устроилась в частную школу, которую вынуждена была оставить из-за невозможности оплачивать уроки”. Фаина Раневская осталась в Москве без денег, протекции и жилья. Зато к девушке с участием отнеслась актриса Гельцер. Это она порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой (в те годы там играла Ольга Садовская). Отыграв сезон в Малаховском театре, Раневская в 1916 году подписала договор на роли “героинь-кокеток” и уехала в Керчь. Но выступления труппы не собирали зрителей, и Раневская покинула антрепризу. Начались ее скитания по провинциальным театрам – Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону…

 Когда вся семья Фельдман после революции эмигрировала, Фаина осталась одна в России. Она работала в Крыму, в Ростове-на-Дону, в Саратове, Баку и других городах. В Ростове она познакомилась с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, в лице которой обрела надежного друга на всю жизнь. В годы Гражданской войны Вульф приютила Раневскую, а помог обеим выжить знаменитый драматург Макс Волошин. Тогда же Раневская была принята в труппу “Театра актера”, главным режиссером которого был Павел Рудин. Актриса успешно дебютировала в роли Маргариты Кавалини в “Романе”, а затем играла в спектаклях: “Живой труп”, “Последняя жертва”, “Без вины виноватые”, “На всякого мудреца…”, “Гроза”, “На дне”, “Ревизор”, “Женитьба”, а одной из лучших работ стала роль Шарлотты в “Вишневом саде”.

В 1925 году Павла Вульф и Фаина Раневская поступили в передвижной Театр Московского отдела народного образования (МОНО). Но, просуществовав один зимний сезон, театр закрылся, а актрисы вновь возвратились в провинцию. Опять начались скитания — Святогорск, Баку, Гомель, Смоленск, Архангельск, Сталинград и вновь Баку…

В Москве Фаина обосновалась только в 1931 году в столичном Камерном театре. Поскольку ролей у нее было немного, Раневская в 1935-м ушла в Центральный театр Красной Армии. В 1939 году ее пригласили в Малый театр. Из театра Красной Армии ее отпускать не хотели, и актриса ушла со скандалом. В то же время старейшины Малого оказались категорически против ее прихода в труппу. В итоге Раневская осталась без работы…

Зато в кино Фаина Раневская дебютировала еще в 1934-м, будучи еще актрисой Камерного театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в немом фильме “Пышка” по знаменитой мопассановской новелле. Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров он выделил в первую очередь Раневскую. По его просьбе “Пышку” продемонстрировали во Франции, где картина прошла с огромным успехом. После “Пышки”, несмотря на успех, Раневская решила больше в кино не появляться: “Слишком это все мучительно”. Тем не менее, спустя три года она приняла предложение режиссера Игоря Савченко сняться в роли попадьи в фильме “Дума про казака Голоту” (к этому времени актриса как раз осталась без работы в театре).

В 1939-м Фаина Раневская снялась сразу в трех фильмах: “Человек в футляре”, “Ошибка инженера Кочина”, но настоящую известность актрисе принесла комедия Татьяны Лукашевич “Подкидыш”. В ней Фаина Георгиевна сыграла самоуверенную, командующую подкаблучником-мужем женщину. Актриса сама специально для своей роли придумала несколько хлестких фраз. Одна из них – “Муля, не нервируй меня” – стала по-настоящему крылатой и впоследствии преследовала актрису всю жизнь. Все это необычайно раздражало Раневскую, и со временем она стала просто ненавидеть роль, давшую ей популярность. Много лет спустя, когда Леонид Брежнев вручал Раневской орден Ленина, то и он не смог удержаться — скорчил рожу и пропищал: “Муля, не нервируй меня!”. Фаина презрительно пожала плечами и сказала: “Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!” Генсек искренне смутился и тихо ответил: “Извините, просто я вас очень люблю”. На этом инцидент исчерпался.

В 1940-м Михаил Ромм пригласил Фаину Раневскую сниматься в социально-психологической драме “Мечта”. После начала войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где пробыла до 1943 года. Затем вернулась в Москву, и была принята в Театр драмы. Она снялась в нескольких рядовых фильмах, после чего была приглашена на роль Мамаши в комедии “Свадьба”, на долгие годы ставшей одним из любимейших зрителями фильмов. В 1945-м Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке “Золушка” режиссера Надежды Кошеверовой…

Перечислить все театральные и киношные роли в рамках газетной статьи нереально. Скажем лишь, что она была весьма вздорной и истеричной стервой. Оскорбляла коллег и режиссеров, издевалась над сценаристами. При этом ее уважали и к ней прислушивались, потому что, по сути, она  практически всегда была права.

Возможно, причина тяжелого характера в неудавшейся личной жизни и отсутствии детей. А может быть, всего этого не было из-за сложного характера? За всю свою жизнь Фаина Раневская так и не вышла замуж. Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер сказал ей, что вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол, а кавалер пришел пьяный и с… другой женщиной: “Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя”. “С тех пор не то, что влюбиться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!” — призналась Фаина Георгиевна. Вряд ли актриса в этом случае была искренней, вполне возможно у нее были весьма ощутимые психологические проблемы или даже со здоровьем.

Зато в начале 60-х из Франции в СССР приехала на ПМЖ родная сестра Фаины Раневской Изабелла, к тому времени тоже одинокая. Ради этого Фаина Георгиевна выседела в приемной не одного столичного кабинета. Несколько лет сестры прожили вместе, но вскоре у Беллы обнаружили рак.

В последний раз Фаина Раневская вышла на сцену в возрасте 86 лет: в 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей “надоело симулировать здоровье”. Скончалась Фаина Раневская после перенесенных инфаркта и пневмонии 19 июля 1984 года, похоронена на кладбище Донского монастыря вместе с сестрой Изабеллой.

P.S.: Фаина Раневская известна, как автор остроумных, смелых, глубоких и вульгарных афоризмов, родившихся на съемочных площадках и актерских тусовках.

— “Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности” (сказано публично в 60-е годы).

— “Как я завидую безмозглым!”

— “Страшно грустна моя жизнь. А  вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз”.

— “Я — выкидыш Станиславского”.

— “Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!”

— “Душа — не жопа, высраться не может”

— “Вы  знаете, милочка, что  такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью – повидло”.

— “Жизнь — это затяжной прыжок из п…зды в могилу”.

— “В мои годы один может быть любовник — домашний клозет”.

— “Молодой человек! Я ведь еще помню порядочных людей…  Боже, какая я старая!”

— “Оптимизм — это недостаток информации”.

— “Если больной очень хочет жить, врачи бессильны”.

— “Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать”.

— “Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности,  брюнетки или блондинки? — Седые!”

— “Когда я умру, похороните меня, и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

В Китае 116 экскаваторов за одну ночь снесли огромную автоэстакаду

19.09.2016 - 20:45
Строители в городе Наньчан на востоке Китае задействовали 116 экскаваторов, чтобы оперативно сравнять с землей построенный 24 года назад путепровод. Об этом сообщает autoua.net. Объект, помимо прочего является частью крупной ...

Танцующие собаки породы Хаски

27.02.2016
На видео собаки породы Хаски, ...

Оригинальный способ экономии на общественном транспорте (видео)

17.09.2015
Оригинальный способ экономии на общественном ...

Разбив Chevrolet на скорости 240 км/ч, водитель не пострадал (видео)

21.11.2015
Двое владельцев хорошо прокачанных Chevrolet ...