Он родился 6 февраля 1946-го в Виннице. С детских лет восторгался мамиными рукотворными традиционными кружевами. «Она вязала для себя и для добрых людей». Саша сам овладел техникой плетения крючком, помогая маме. Первые азы живописи получил от брата, который учился в художественной школе. А в школьные годы увлекся и художественным выпиливанием (оно же сквозная или орнаментная резьба). Когда служил пограничником на границе в месте стыка СССР, Афганистана и Ирана, был ранен — 4 месяца провел в госпитале. Но участником боевых действий не стал, потому что тогда не было «официальной» войны… Серьезно занялся выпиливанием только после выхода на пенсию, в 2003-м. Когда дети выросли, и появилось свободное время (сын живет в Нижнем Новгороде, дочка — в Виннице, внуки уже взрослые).
Александр Крутых жалуется, что сегодня в Виннице негде купить качественную фанеру: «Когда-то были хорошие финские и карельские материалы. Но сейчас их нет. Наличную в строительных магазинах фанеру не покупаю — она не годится для таких работ. Связываюсь с теми, кто может достать хорошую сухую фанеру. Например, дружу с дворниками. Они, когда замечают, что кто-то выкинул старую, но сухую мебель, приносят ее мне. А я им плачу. Из какой древесины фанера, особой роли не играет, хотя чаще она из клена (твердые породы лучше, чем мягкие). Главное, чтобы она была сухой, цельной, без отслоений и подрывов. Работаю у себя в квартире, никаких станков, все делается одним обыкновенным дугообразным лобзиком с ручкой, купленным 40 лет назад за один рубль. И выжигатель у меня старый, видите, я местами обжигаю. Но не лакирую, потому что лакированное все сливается одним тоном, как говорят, уходит дерево».
Дольше всего мастер трудился над самым крупным торшером — 4 месяца! Но самой сложной работой называет пасхальную картину с двумя павлинами, в роскошных хвостах которых вырезаны 14 (если не ошибся наш корреспондент) крашанок — каждая со свои оригинальным орнаментом. Толщина этой ювелирной работы – 2 мм. «Сложность была в том, что если бы я нарушил последовательность выпиливания узора, вся внутренность бы осыпалась – пришлось бы все выбрасывать и начинать заново. Но все работы, которые сейчас вы видите на выставке, получались с первого раза. Естественно, до них я сделал много более простых изделий, на которых учился».
Интересно, что у Александра Крутых нет ни одного ученика или последователя: «И не потому, что я не хочу. Просто никто долго не выдерживает. А здесь нужны большое терпение, желание, усидчивость, художественный вкус, бурная фантазия – только в этом случае можно придумать тысячи орнаментов, нарисовать их и вырезать… Люблю смотреть старые фильмы, где показывают усадьбы и быт графов, помещиков – у них всегда были художественные вещи. Вот этот подсвечник, например, я там подсмотрел. Прошелся по магазинам, поглядел — понял, что торшеры там некрасивые. Вот и сделал свой. Жене нужна была подставка под цветы, сам изготовил…»
На открытии выставки в библиотеке имени Крупской Александру Крутых теплые слова говорили многие народные мастера и представители «культурного чиновничества» города и области. В том числе и директор музея имени Коцюбинского Федор Панчук: «… Когда-то, во времена СССР вырезание лобзиком было весьма популярно. Но сейчас про него все забыли. Я сам, если честно, предлагал Александру Николаевичу в начале его творческой карьеры заняться резьбой по дереву, даже инструмент ему предлагал. Но Крутых не послушался и правильно сделал! А я убедился в том, что был не прав – Крутых очень круто усовершенствовал художественное выпиливание!
Владимир МОЗГОВОЙ