ЛЮБИМОВ ЮРИЙ. За покровительство Владимиру Высоцкому режиссера Юрия Любимова изгнали из СССР

Личность. Вехи истории в именах

Юрий Любимов родился в 1917 году в Ярославле. Отец — Петр Захарович — окончил реальное коммерческое училище и был купцом. Мать работала учительницей (тогда это было очень престижно). Интересно, что мама была наполовину цыганкой. Позже Юрий вспоминал: “Меня однажды привели в театр „Ромэн“. Когда они начали свои дела — я весь заходился!”В 1922-м семья переехала в Москву, где во время НЭПа отец начал заниматься бизнесом: держал магазин в Охотном ряду. Вскоре его дважды арестовывали, но не за политику, а якобы за махинации; фактически же просто требовали денег (рэкет). Попал в тюрьму и дед. Но, в отличие от многих других, в семье Любимовых от родственников не отказывались, даже если кто-то сидел в тюрьме. Из-за материальных трудностей Юрий бросил в школу, поступил в электромеханический техникум и одновременно работал. Однажды парня избила шпана: выбили два зуба и рассекли голову. На следующий день он пошел на улицу с финкой и однозарядным пистолетом – с тех пор его больше не трогали.

В 1934-м Любимов был принят в студию при 2-м МХАТе, на сцене которого в 1935-м сыграл свою первую роль в спектакле “Мольба о жизни”. Но уже в 1936-м театр был закрыт, и Юрий перевелся в Театральное училище имени Щукина при Театре Вахтангова, которое окончил в 1939-м.

Участвовал в советско-финской войне (скорее всего, как артист); в период с 1941 по 1945 выступал в составе Ансамбля песни и пляски НКВД в том числе “непосредственно на линии фронта”. Во время войны Юрий Любимов дебютировал в кино. В 1941 году он сыграл Принца-свинопаса в новелле “Свинопас” альманаха “Цветные киноновеллы”. Потом ему досталась главная роль в военной драме “Дни и ночи” Александра Столпера. А после войны вышла комедия “Беспокойное хозяйство” Михаила Жарова.

В 1946-м Юрий был принят в труппу Театра имени Вахтангова. Здесь же в 1959-м он дебютировал как режиссер, поставив пьесу Галича “Много ли человеку надо”. С 1953-го преподавал в училище имени Щукина. В 1963-м силами студентов поставил спектакль “Добрый человек из Сезуана” по пьесе Брехта, исполнители которого в 1964-м составили ядро труппы Театра на Таганке. До того, как его возглавил Любимов, он назывался Театром драмы и комедии, находился на Таганской площади и вел жалкое существование. Среди лучших постановок тогдашнего Любимова — “Жизнь Галилея” Брехта, “Гамлет”  Шекспира, “А зори здесь тихие…” Васильева и т. д.

Бескомпромиссные постановки Любимова получили большую известность не только в СССР, но и во всем мире. На западе его театр назвали “островом свободы в несвободной стране”. А спектакль по роману Достоевского “Преступление и наказание”, показанный в 1983 в Лондоне, был удостоен премии “Evening Standard”. Во время спектаклей Любимов часто сидел в зале или на балконе, манипулируя включенным трехцветным фонариком, делал подсказки актерам и поддерживал динамику их игры.

Как режисер, Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно “Под жарким солнцем любви” в “Ла Скала” в 1975-м. Также поставил оперы “Дон Жуан” Моцарта, “Леди Макбет Мценского уезда” Шостаковича, “Пиковая дама” Чайковского, “Набукко” Верди и т. д.

Около 15 лет (1959-1975) Любимов прожил вместе с актрисой Людмилой Целиковской в гражданском браке. Впрочем, еще до брака с ней Юрий оставил сына Никиту предыдущей жене. А в 1978-м 61-летний Любимов женился на 32-летней венгерской журналистке Каталине Кунц. У них родился сын Петр. Несмотря на многочисленные предыдущие романы, сам Любимов предпочитал говорить только об одной женщине в своей жизни — о Кате.

В 1980-е годы, после смерти Владимира Высоцкого, обстановка вокруг театра на Таганке накалилась – Любимов всячески помогал Высоцкому при жизни и хотел с честью почтить его память. Между прочим, Владимир посвятил Юрию боевые песни “Еще не вечер” и “Як – истребитель”. Но власти запретили спектакль, посвященный памяти Высоцкого. Были запрещены также постановка Юрия Любимова “Борис Годунов” по Пушкину (1982) и репетиции булгаковского “Театрального романа” (1983). А после публикации в газете “Times” в 1984-м, где режиссер раскритиковал культурную политику в СССР, Юрия Петровича лишили гражданства и должности в театре; он узнал об этом, находясь в Лондоне. Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нем было поставлено под запрет.

Естественно, Любимов не пропал: работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе на лучших сценах мира — в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера. Жена Каталина и их общий сын Петя были с ним; им предоставили гражданство Израиль и Венгрия.

 Когда в мае 1988-го Любимов приехал в Москву, его встретили как победителя. 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя. Им были восстановлены запрещенные ранее спектакли “Борис Годунов”, “Владимир Высоцкий”, “Живой”… В 1992-м Любимов удостоен звания народного артиста РФ. Но с возвратом старого главного режиссера не смирилась часть актеров, которые отделились и выступали в новом здании Театра на Таганке; любимовцы же остались в старом — на Земляном Валу. Не всем нравилось, что Любимов — сторонник контрактной системы и жесткой дисциплины в театре.

7 декабря 2010-го на вручении премии “Звезда Театрала” Любимов впервые объявил о своем желании уйти в отставку с поста художественного руководителя Театра на Таганке,  объяснив свое желание конфликтом с Департаментом культуры Москвы. В июне 2011-го на гастролях в Чехии актеры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Режиссер обиделся и подал заявление об отставке. 6 июля 2011-го Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Любимов покинул театр 16 июля, не попрощавшись с актерами. Правда, за ним последовали два актера (Дмитрий Межевич и Алла Смирдан), а также несколько административных работников.

Однако это еще была не пенсия: в 2012-м в Театре имени Вахтангова Любимов с большим успехом поставил 4-часовую эпическую постановку “Бесов” Достоевского.

Но 23 октября 2012-го Любимов попал в московскую городскую клиническую больницу № 23 с сердечным приступом – на день даже впал в кому, лечился полтора месяца.

Тем не менее, на исторической сцене Большого театра 8 июня 2013 года состоялась премьера оперы “Князь Игорь” в постановке Любимова. Билеты на все представления были проданы задолго до премьеры…

С середины июня 2013 года режиссер ушел на короткий отдых: лечился, давал мастер-классы и готовился к новому оперному проекту в Италии, где и отметил свое 96-летие. 20 мая 2014-го в театре “Новая опера” состоялась премьера оперы “Школа жен” по комедии Мольера в постановке Любимова.

2 октября 2014 года режиссер был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу имени Боткина в тяжелом состоянии с диагнозом сердечная недостаточность. 5 октября 2014-го в 11:40 Юрий Петрович Любимов скончался во сне.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

«Бронеколонна ВС РФ рвется в Украину», – стало известно, где снято видео

08.04.2018 - 17:26
В Ростовской области у границ Украины сняли на видео колонну бронетехники В англоязычном «твиттере» сегодня весьма популярным оказалось сообщение с прилагаемым видео о том, как российские танки через приграничное село ...

В Армении на похоронах расстреляли езидов: фото, видео

01.08.2017
На северо-западе Армении неизвестный из ...

«Лестница в небо», — невероятный фейерверк, поражающий воображение

21.12.2015
Китайский мастер-пиротехник, живущий сейчас в ...