Арендаторы прудов в Украине заявляют, что их бизнес убивают со всех сторон

«Бизнес на аренде прудов – большая головная боль – денег в этом болоте нет: арендная плата, корма и чиновничьи наезды подорожали в десятки раз…». Об этом в сердцах заявил председатель комитета при общественном совете Госагентства рыбхозяйства Украины Иван Агарков

Как здорово сходить в лес и насобирать там подснежников весной, опят осенью и дров круглый год. Или прийти на водоем и наловить там рыбы на халяву – и в удовольствие, и с выгодой… 

Вот только любителей сочетать таким образом приятное с полезным на Винничине очень много, а вот природных ресурсов все меньше. Наша область – густонаселенная, а это означает, что мы за один сезон способны вытоптать все леса, выбить всю дичь, выловить всю рыбу и загадить все водоемы, если нас не сдерживать. При этом большинство соотечественников живет по принципу «после меня хоть потоп» и хочет, чтобы «дядя» содержал тот же пруд, разводил в нем рыбу и пускал всех желающих бесплатно порыбачить с удочками, спиннингами, а то и с сетками, если очень надо. Вот только «дядя» почему-то артачится и не хочет делиться даром собственноручно выращенной продукцией J L.

 Аренда прудов на Винничине всегда была неоднозначной: конфликтной со всех сторон, коррупционной и весьма теневой. Обычно разнообразные чиновники и органы, а также население наезжали на арендаторов, а те как-то выкручивались и откупались, предпочитая не апеллировать к прессе и общественности. Но, похоже, ситуация категорически меняется. Во всяком случае, такой вывод «РЕАЛ» сделал после последнего совещания на эту тему под председательством заместителя губернатора Валентина Полищука. Чего стоит заявление лидера ассоциации рыбоводов «Союз», а заодно и председателя комитета аквакультуры и воспроизведения водных ресурсов при общественном совете Государственного агентства рыбного хозяйства Украины Ивана Агаркова: «Это мы  — общественные организации — инициировали этот круглый стол. Причем мы обращались к губернатору еще раньше, но реакции на наше обращение тогда не было. Пришлось обращаться немного дальше. (В смысле к тем, кто поглавнее будет, — авт.). Зато сейчас аналогичные встречи проходят во всех областях Украины».   

Арендаторы прудов все громче отстаивают свои права в войне с чиновниками, органами и населением

Но обо всем по порядку. Открывая заседание, Валентин Полищук напомнил присутствующим журналистам (все остальные это и так прекрасно знали) о том, что 18 сентября 2012 года был принят Закон Украины «Об аквакультуре», который вступил в силу 1 июля 2013-го. Закон, естественно, сырой и требует многочисленных доработок и согласований, прежде всего, с Земельным и Водным кодексами. Наш журналист не претендует на полное разумение озвученных узкими специалистами специфическим бюрократическим языком закавык и проблем, но кое-что, кажется, понял. Например, что отныне объекты будут предоставляться в пользование по договорам аренды земель водного фонда, которые определяют условия использования водных объектов, размер арендной платы и срок действия договора. Что классификация водоемов на государственного и местного значений кануло в лету; теперь все пруды, находящиеся в пределах населенных пунктов, даются в аренду местными советами (так было и раньше), а вот все остальные – облгосадминистрацией (раньше с этим шаманили районные госадминистрации).

В то же время, со слов Валентина Полищука, новая процедура земельных торгов и ряд неопределенностей с арендной платой могут значительно усложнить процесс передачи водных объектов в аренду, а значит и наполнения местных бюджетов. Также, по мнению зама губернатора, на данный момент отсутствуют порядок разработки и форма паспорта хозяйственного технологического водоема, а также порядок предоставления гидротехнических сооружений для аквакультуры, что дополнительно усложняет передачу прудов в аренду.

Руководитель инспекции Госрыбохраны области Игорь Чернилевский среди прочего остановился на отношениях арендаторов и местного населения, зачастую привыкшего, что пруд принадлежит всей общине: «Поскольку рыба является собственностью арендатора, он сам определяет место для отдыха, оздоровления, спортивного или любительского рыболовства на платном или бесплатном основании (на его выбор). Арендатор может выбрать направление рекреационных услуг, в том числе любительского рыболовства за плату… В то же время водный кодекс не ограничивает право общего водопользования (типа всем можно загорать, купаться и рыбачить с одной удочкой). Эти разногласия приводят к осложнению отношений арендаторов и местного населения в вопросах рыбалки. При этом бесплатное рыболовство приведет к большим убыткам и невозможности ведения рыбного хозяйства».

 В то же время Игорь Чернилевский подчеркнул,  что самостоятельно вносить на местном уровне изменения в порядок общего водопользования на арендованных водоемах неуместно. Надо ждать, когда все согласуют законодатели.   

 В свою очередь начальник Главного управления Госкомзема в области Алексей Конык рассказал, что на территории Винничины сейчас насчитывается 4900 водных объектов, общая площадь которых составляет 34,5 тысяч га водного зеркала. Из них в аренду передан 1941 пруд площадью 16 тысяч га. А в пользование бывших казенных рыбхозов передано еще 9 тысяч га водного зеркала. Если арендаторы прудов в 2011-м заплатили в местные бюджеты 3 миллиона гривен, то в 2012-м – уже 5,19 миллионов, а в 2013-м – 5,89. В то же время Алексей Конык признал, что на многих прудах установлены таблички о запрете ловли рыбы, при том, что у их хозяев есть только распоряжения райгосадминистраций, и не оформлены проекты, не подписаны договора аренды (что позволяет им не платить арендную плату и избегать проверок контролирующих органов). (Получается, не имея всех документов на пруд, такие хитрецы не имеют и прав «гонять» людей). Чиновник предлагает передавать такие земли под фактическими нелегальными водоемами на аукцион; вот только непонятно, кто именно должен это делать. При этом старые договора, которые добросовестно выполняются арендаторами, остаются в силе — закон обратной силы не имеет.

Присутствующие в зале арендаторы возмутились тем, чем похвалился Алексей Конык – ростом арендной платы: «Арендаторы страдают от того, что земля в населенных пунктах в разы дороже (до 16 тысяч за га), чем за их пределами (около 600 гривен за га). В итоге заниматься рыборазведением в населенных пунктах невыгодно, многие такие пруды остаются бесхозными, приходят в упадок и становятся бременем для местных советов». На что начальник Главного управления Госкомзема в области жестко парировал: «Есть закон про нормативную денежную оценку земли, ее пересматривают раз в 5-7 лет, и, естественно, что со временем земля в населенных пунктах дорожает». В ответ активисты «СОЮЗа» предложили перевести участки под прудами из категорий сельскохозяйственных и несельскохозяйственных земель, например, в категорию «прочее», в которой сейчас пребывают леса, за которые арендная плата не платится. Но Алексей Конык остался на своем: «У нас нет на это полномочий, не наш уровень».

На жалобы о том, что арендаторам не дают выловить свою рыбу, если договор закончился хотя бы на месяц раньше до сезона спусков прудов, Алексей Конык также был непреклонен: «Все по закону, в котором четко указано, что арендатор за месяц до окончания срока действия договора должен подать заявление на его пролонгацию». Реплику о том, что пролонгация стоит дорого (около 8 тысяч за пруд площадью в 2 га) начальник Главного управления Госкомзема в области пропустил. А вот на жалобу о том, что Бассейновое управление водными ресурсами Южного Буга подписывает договора на очень короткий срок, Алексей Конык ответил: «Если у вас действительно договор на аренду земли на 10 лет, договор на аренду дамбы на 15 лет, то давать на аренду водоема только 3 года — неправильно. БУВР обязан был оформить аренду на срок не меньше, чем 10 лет».

 Замначальника БУВРа Юрий Гавриков позже объяснил «РЕАЛу»: «Согласно с временным порядком, утвержденным  областным советом, мы подписывали договора на 5 лет». А с трибуны чиновник сообщил участникам круглого стола, что Минюст наконец-то разработал паспорт, методику расчета арендной платы и типовой договор аренды прудов, правда, не полностью: «Типовая форма утверждена, но там оставлено место для прав и обязанностей сторон, это ведь тоже надо как-то грамотно прописать». Также Юрий Гавриков констатировал существенное удорожание арендной платы: «Раньше рекомендовалось 30-40 гривен с гектара, теперь – порядка 240 гривен.  Для точного расчета нужно знать конкретные технические показатели: зарастание, глубину и т.д.» Поэтому и очень нужен паспорт водоема, который могут изготовить только специализированные проектные организации (понятное дело, за деньги арендаторов, — авт.).  

 Когда рыбоводы набросились на Юрия Гаврикова: «А что вообще делает БУВР? Какая от вас польза? Только деньги гребете!», коллегу спас Валентин Полищук: «Это не вопрос сегодняшнего совещания». Замгубернатора поспешил подытожить, что все причастные специалисты совместно с арендаторами из «Союза» должны разработать свои замечания и предложения к законам, касающихся рыборазведения, которые будут переданы в Киев. Однако закрыть круглый стол не удалось – слова настойчиво потребовал Иван Агарков:

«Только благодаря закону про аквакультуру рыбоводы получили статус. У нас проблем много, но главная – отношение чиновников на всех уровнях. На Винничине в законной аренде только 45% водоемов; но эти показатели, по нашим данным, завышены. Люди бросают эту работу, потому что тут нет бизнеса, а есть большая головная боль. Денег в этом болоте нет: арендная плата, корма и чиновничьи наезды подорожали в десятки раз, а рыба не подорожала. Лично ко мне областная и природоохранная прокуратуры приезжают с проверками каждый год – сегодня уже третий месяц проверяют. Но это не самое страшное, так у всех…

Райгосадминистрации и сельские председатели организовывают наезды, чтобы согнать людей с объектов, которые готовы и более-менее работают. И рыбоводы в самом деле все бросают и уезжают. Мы теряем специалистов, которых вы потом не восстановите: будете руководить сами собой — наши дети, видя наш тяжкий труд, на пруды не пойдут. Вот у Олега в Барском районе водоем на 8 га — он сам его сделал, поднял греблю. А сельский председатель решил забрать, организовал травлю, посылает людей с удочками на его водоем: «Идите, ловите. Он — вообще никто». Прокуратура сделала предписание, отменила решение сельсовета. Но от этого ведь ничего не поменялось.

 Здесь говорили, что мы заплатили 5 миллионов арендной платы по земле, но промолчали, что мы еще и по воде дали столько же. БУВР деньги три года за паспорта собирал противозаконно: люди заплатили, паспорта не получили, а деньги спрашивать не с кого. Будем подавать список в прокуратуру… Мы не позволим заниматься тем, что было немного раньше. Это я вам говорю как председатель ассоциации. У нас есть рычаги, и мы знаем, как бороться!» 

 Естественно, после того, как круглый стол все-таки закончился, журналист «РЕАЛа» воспользовался случаем, чтобы задать еще пару вопросов Ивану Агаркову:

— Сколько рыбоводов области объединены в «Союз»?

— Ассоциация рыбоводов «Союз» объединяет 80% легальных рыбоводов области. Мы входили в рабочую группу по разработке закона про аквакультуру.

— Иван Владимирович, вы сказали, что ваши главные проблемы – не законодательные. Тогда какие?

— Наши конкуренты – рыбхозы — живут совсем в других условиях. У них приспособленные специальные водоемы, а мы сидим в неприспособленных болотах, где товарным производством заниматься почти невозможно. Плюс, у нас налоговое бремя в десятки раз больше. Они ведь не платят за аренду земли, а это – главная составляющая расходов! В итоге они вывозят свою рыбу по 10 гривен, а у меня себестоимость – 12.

Дальше – браконьеры.

Потом люди, которые ушли в тень — сидят только с распоряжениями РГА, разводят рыбу, рассчитываются напрямую с известно кем, налогов не платят и не имеют никаких проблем.

— А как насчет многочисленных конфликтов арендаторов и местного населения?

— На отдых на водоеме право имеет каждый, но только в том месте и на тех условиях, где ему укажет арендатор. Эти зоны давно уже естественным путем определены.

 Человек с удочкой — не браконьер, конечно. Но если на водоем запустили зарыбок по 200 грамм, то за 2 часа на одну удочку можно выловить 20 кг и уйти, показывая  арендатору дулю. Так нельзя, конечно: на зарыбок даже нельзя пускать ребенка. И законы это позволяют, акт зарыбления есть у всех арендаторов. А на другом водоеме, где спортсмены ловят огромную специально выращенную рыбу, можно посидеть и с удочкой – попробуй, поймай.  

 А конфликты, как правило, инсценирует местная власть. Сельский председатель, РГА собирают банду браконьеров и начинают терроризировать арендатора: ставят сети, садятся с удочками… В Александровке в Жмеринском районе 7 здоровых мужиков побили молодого охранника, а когда приехала милиция, они написали заявление, что 17-летний пацан их побил. Парень долго лежал в реанимации, а потом в больнице… Поэтому мы возлагаем надежды на закон про аквакультуру – РГА, заинтересованные в теневых рыбоводах, уже не сдают пруды в аренду.   


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Аксенова взбесили «антигосударственные» цвета урн на пляже в Крыму: видео

13.05.2017 - 11:36
 «Глава Крыма» Сергей Аксенов эффектно сконфузился, инспектируя пляж на окраине Керчи. Бывшего депутата крымского парламента настолько задело, что урны в поселке Героевка окрашены в синий и желтый цвета, что он ...

Сутки из жизни Винницы уложили в 12 минут: уникальное видео

28.02.2017
Сотрудник Департамента информационных технологий Винницкого ...

Российский корабль протаранил мост: появилось видео

28.02.2019
Сегодня в южнокорейском порту Пусан ...