На Винничине “завал” майскими и колорадскими жуками, плюс проблема вымирания дождевых червей

Гадюк и шершней больше не стало, но их активность выросла из-за жары 

Рекордная жара в первой половине мая сего года обернулась невиданной активностью братьев наших меньших: майские жуки (хрущи) залепили деревья даже в центре Винницы, гадюки покусали несколько человек, еще одного подолянина убили шершни… И хотя последующее похолодание и дожди умерили прыть мерзопакостной живности, “РЕАЛ” в поисках ответа на вопрос “Чего же от нее ожидать дальше в свете глобального потепления?” обратился за консультаций к председателю областной общественной организации “Зеленый мир Подолья” Елене Яворской. Биолог по образованию со специализацией на ботанике и зоологии, она глубоко изучала популяционную экологию — науку, прогнозирующую колебания численности разных видов живых существ.

— Насекомые – самые многочисленные животные на Земле с самой широкой экологической амплитудой. Одни виды могут жить, например, в самых сухих условиях, другие – в самых влажных. Могут зимовать при очень низких температурах в состоянии анабиоза, но могут жить и при максимальной жаре. Помните библейский пример, когда в пустыне из ничего тучи саранчи “вывелись и налетели”?..

— Как “хрущи” на Винничине в этот май?

 

 

— В самом деле, наблюдается большая вспышка их рождаемости. Такого их количества я не видела давно. И в то же время ничего эксклюзивного, это происходит регулярно. Вы, наверное, помните из школьной программы, что многие популяции пульсируют по своей численности? От минимума до максимума за несколько лет и обратно — по синусоиде. У насекомых выражены 11-летние циклы, очевидна привязка к 11-летнему солнечному циклу, но не очень строгая, зависящая и от других факторов. Если большая засуха, часть личинок может погибнуть, если слишком много дождей – часть личинок тех же майских жуков в земле может залить. Часть может вымерзнуть в сильный мороз. 

— То есть, они расплодились не из-за глобального потепления?

— Нет. В первую очередь потому, что этой зимой глубокий снег многих из них спас от замерзания. Во-вторых, у них как раз уже подходил популяционный пик. Так благополучно сложились для них все обстоятельства. Если не будет каких-то глобальных изменений, через год-два их численность начнет падать.

— За этих пару лет майские жуки и их борозняки сожрут все растения на наших дачах?

— Все не сгрызут… Взрослые особи максимальный вред приносят в мае. Я видела в Винницком районе кленовую посадку, где эти жуки висели гроздьями еще на почках, а вокруг стоял громкий хруст… Конечно, листьевой массе этой посадки был нанесен значительный урон. И хотя все листья жуки съесть не смогли, потом они развились, биологическая продуктивность этой лесополосы теперь существенно снижена. Например, древесины она произведет гораздо меньше, чем в прошлом году…

— Насколько я знаю, максимальный вред аграриям и дачникам наносят борозняки.

— Паника типа “прилетели хрущи, сейчас все съедят” в целом не оправдана — все не съедят. Хотя, конечно, яиц отложено много, личинок будет больше.

Другое дело, что в аграрном секторе все засыпается химией, к тому же у нас начинает доминировать монокультура — почти четвертая часть области засеяна рапсом… А мы еще в университете учили, что поликультурные насаждения более стойкие, чем монокультурные. Чтобы спасти эти монокультуры от вредителей, хозяйства применяют большие дозы пестицидов. Поэтому дикие насекомые либо вымирают, либо начинают неконтролированно размножаться в тех местах, где химии меньше, в том числе и на дачных массивах. Тем более что у многих насекомых не осталось природных конкурентов — вымерли. Поэтому защитить свой небольшой участок исключительно методами органичного земледелия становится все сложнее. Поэтому я, будучи большим противником химии, признаю, что дачникам иногда следует ее применять.

Да, традиционные технологии земледелия с каждым годом работают все менее эффективно. Есть такое понятие – пермакультура. Это по сути алгоритм обустройства на своем участке земли максимально стойкой экосистемы. Для этого нужны эффективные микроорганизмы, которые сейчас продаются. К сожалению, калифорнийский червь в отличие от нашего дождевого не способен так хорошо лазить, а потому не может его заменить. Если когда-то при перекопке огорода на каждом штыке лопаты было 3-4 дождевых червя, то сейчас один на 5-7 лопат. А на поле, обрабатываемом тяжелыми тракторами, их практически вообще нет. По моим наблюдениям, популяция дождевого червя уменьшилась до катастрофических масштабов. Поэтому, например, моя родная сестра купила плоскорез, чтобы рыхлить только самый верхний слой почвы и перестала пускать курей на огород выедать червей…

— А как дела с другими жуками — колорадскими?

— Перезимовали очень хорошо. А сейчас дожди, сочные листья – пойдут только так! С ними можно эффективно бороться, когда популяция на минимуме – когда они только вылезли из земли. То есть, уже поздно .

А так по весне, как только снег сошел, земля оттаяла, пока картошка еще не посажена, надо раскладывать ловушки. Если у вас есть время собирать и уничтожать жуков каждый день, в банки достаточно положить картофельные очистки. Если времени нет, или огород далеко от дома, в приманки надо добавить отраву.

— Елена Григорьевна, а каким это лето будет для комаров?

— Воды и луж очень много, естественно комары плодятся хорошо. Думаю, их будет очень много. Спасаться от них в квартире или доме лучше всего москитными сетками. А еще они боятся масла гвоздики; к счастью, у нас в семье нет аллергиков, я на открытые части тела, когда иду на природу, наношу пару капель. Может, один-два и укусят, а остальные летят к тем, кто не намазался.

— В последнее время в прессе пугают какой-то мошкой-людоедом, которая из-за глобального потепления прилетела к нам из Азии…

— Я никакой мошки-людоеда не знаю… А простые мошки у нас появились лет 25-30 назад. Сначала на их укусы была очень сильная аллергическая реакция, потом мы к ним понемногу привыкли: уже не замечаем, кто нас укусил – комар или мошка. Если, конечно, мы говорим об одном и том же виде…

— В мае 2013-го было зафиксировано несколько укусов винничан гадюками. Что-то раньше я такого не припоминаю.

— Почему? Укусы гадюк на Винничине были постоянно. А санстанция всегда держала запасы сыворотки от них. Возможно, иногда проскакивал год, когда никого не кусали, но обычно было по несколько случаев в год. Другое дело, что раньше СМИ этому вопросу меньше уделяли внимания.

— То есть, можно не опасаться того, что у гадюк, как у майских жуков, популяционный пик?

— Нет. По моим наблюдениям, слабо выраженный прирост количества гадюк наблюдался несколько лет назад. Их ведь долго вообще практически не было — гадюк даже занесли в Красную книгу. А когда в 90-х пошел спад в сельском хозяйстве, а значит и в использовании ядохимикатов, они и другие виды, питающиеся грызунами, например, хищные птицы, немного восстановились. Но сейчас в связи с интенсивным сельским хозяйством и мощными ядохимикатами, я думаю, количество этих видов опять будет резко сокращаться.

А в мае 2013-го просто очень рано установилась жара: гадюки еще не успели толком проснуться, наесться, потомство вывести, а тут так парит, да еще и люди кругом ходят. Естественно, такие змеи очень злые.

— Но если от гадюк винничане в этом году пока что не умирали, то шершни одного человека таки убили.

— Всегда укусы шершней и шмелей давали сильнейшую аллергическую реакцию, вплоть до смерти. Их популяции в первую очередь зависят от количества еды и использования человеком химикатов. Например, моя семья живет в старом кирпичном доме, где во внешней кладке много выемок – там живет популяция здоровенного желтого шершня. Периодически насекомые залетают в квартиру — тушим везде свет и ждем, пока вылетит. Или оставляем свет только в кухне, куда он залетает, затем открываем окно и выгоняем его, махая полотенцем. А если попытаться уничтожить их гнездо, здесь они уже будут защищаться. Я их не трогаю, они меня тоже. Тем более что у них мало места для большого гнезда, присутствуют пищевые конкуренты, то есть они сильно не размножаются.

— У вас чисто экологический подход даже к шершням…

— Мало того, я хочу заступиться за тех, кто точно не может навредить, но кого безжалостно уничтожают. Например, за ужей. Когда-то в селах даже верили, что они у коров из вымени молоко пьют. Сейчас распространена абсолютно глупая привычка выжигать камыши на прудах — это вредит и рыбному хозяйству, и природе. Но каждый арендатор считает своим долгом сжечь тростник, а вместе с ним лягушек и ужей, которые приносят только пользу. Например, чем больше лягушек и стрекоз, тем меньше комаров. А стрекоз стало гораздо меньше из-за пестицидов и пленок из нефтепродуктов на поверхности водоемов…

— Кстати, лягушки – основной корм аистов, которые в этом году прилетели на Винничину, когда еще лежал снег…

— Даже боюсь прогнозировать, какая часть популяции погибла. Слава Богу, основной путь их миграции проходит не через нашу область, где тогда был максимальный снег. Они мигрировали по Днестру, а на нем тогда уже лед сошел, плюс там очистительные сооружения есть с более теплой водой. А сейчас я видела, что в области есть лишь отдельные птицы. Но какой процент погиб, мне сказать сложно.

— И еще о братьях наших меньших. Куда делись зайцы?

— А вы посмотрите, какие у нас масштабы браконьерской охоты!

— Так охотники и жалуются, что заяц пропал.

— А они что думали?! Будут безмерно его выбивать, а он из воздуха зарождаться будет? Надо, чтобы к февралю, когда у них начинается сезон спаривания, осталось хотя бы несколько половозрелых зайцев и зайчих. Кстати, родившиеся зайчата гибнут под колесами сельскохозяйственной техники на полях.

— Так техника на полях уже давно, а зайцы исчезать стали недавно.

— Раньше плуги и прицепные агрегаты были не такими широкими, зверушки успевали убежать. Кроме того, урожай сейчас собирают с краев поля к середине: в итоге выжившие зайчата убегают туда, где еще не скошены растения – в центр, где затем все и гибнут.

— А раньше что, не так убирали урожай?

— Нас еще в школе учили, что урожай надо убирать с центра поля, сначала прокосив туда дорожку. Таким образом, дается шанс на спасение зайцам, ужам, перепелам и прочей живности. Во всяком случае, я такую уборку видела в советских колхозах.

— Елена Григорьевна, предлагаю посвятить немного времени домашним вредителям. Например, фараоновым муравьям. Когда-то вы говорили, что они вытеснили тараканов. Вы еще не передумали?

— Нет.

— А правда, что по мере потепления климата они будут наносить все больше вреда на наших кухнях? И что избавиться от них очень сложно?

— Конечно. Просто метод борьбы с такой популяцией должен учитывать биологические особенности муравьев. У нас их обычно начинают травить, когда они не только сахар едят, но уже и за соль взялись. А надо травить тогда, когда замечены первые 2-3 разведчика.

— А как же их 2-3 увидеть, если меньше 2 мм в длину?!

— Лично мне удалось их вывести. Но вся семья знала, что в 3-4 утра надо выйти на кухню и посмотреть на кафеле и в самом умывальнике – им нужно пить, они неизбежно будут у источника воды. Только увидели пару штук – пора раскладывать приманки. Причем все патентованные в модных тюбиках ничего не дали. Помог классический раствор борной кислоты — от нее все вымерли. Причем, следует помнить, что фараоновые муравьи больше любят белковые продуты, чем сладкие: приманки с тонко перемолотым куриным мясом, разведенным водой и борной кислотой действуют отменно!

Естественно, если уже вся кухня кишит муравьями, времени и приманок понадобится очень много, и не избежать физического удаления зараженных продуктов…

— А меня уже пару лет достает пищевая моль. Из-за нее сухофрукты уже дома не держим, так она иногда в крупах находится. Вроде бы всю уничтожим, через пару месяцев опять появляется. Это нашествие связано с глобальным потеплением?

— Не думаю. Пищевая моль у  нас всегда была, скорее всего, вы просто допустили развитие популяции. Их летало 2-3 штуки, и они отложили яйца. Теперь надо все продукты перебрать, зараженные выбросить. В принципе моль имеет природного врага – трихограму (манюсенькие мушки, до 1 мм длиной, откладывающие свои яйца в яйца мотыльков, — автор), но в квартире вряд ли ее кто-то захочет выпускать. Проще использовать отпугиватель – запаха лаванды моль точно боится.

Ну и надо быть внимательнее при покупке круп и других продуктов в магазинах и маркетах – пищевая моль активно размножается на складах. Скорее всего, это основной путь ее попадания в вашу квартиру.  


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Япония уверенно выиграла у Колумбии: видео голов

19.06.2018 - 18:28
ЧМ-2018. Матч №15 Группа Н. Колумбия — Япония — 1:2 Сегодня на чемпионате мира заканчиваются матчи первого тура. Первыми в группе Н на поле вышли сборные Колумбии и Японии. Удача ...

Кот демонстрирует сложные акробатические номера (видео)

10.05.2016
По части акробатики и гимнастических ...