Веретинский Анатолий

Звезда винницкого футбола Анатолий Веретинский: “Сыновья мои уже отыграли, теперь надежда на внука”

Некогда он блистал за молодежную сборную СССР

Время бежит неумолимо. У известного футболиста прошлых лет Анатолия Веретинского вот уже и 7-летний внучек Ваня сыграл в детском турнире за Новогодний Кубок. Деду это в большую радость. Выходит, и четвёртый Веретинский пошёл в футбол. Напомним, два сына, Олег и Андрей, также успешно играли за ФК «Винница»/ФК «Нива». Игра всех Веретинских болельщикам была очень по душе. Но особенно яркая футбольная удача была у старшего.

Анатолий Веретинский родился 2 сентября1954 года. Его амплуа – полузащитник. Играл за «Локомотив» (Винница), затем два сезона за московский «Локомотив», в 1974-1976 гг. снова в Виннице. Потом были выступления за «Кривбасс», львовский СКА и Черниговскую “Десну”.

Ещё более известен Анатолий Веретинский выступлениями за молодёжную сборную (до 19 лет) СССР. Играл вместе с такими звездами советского футбола, как Валерий Газзаев, Александр Минаев, Владимир Фёдоров, Олег Серебрянский и Александр Бойко. А под занавес своей карьеры поиграл в Чернигове вместе с Олегом Кузнецовым, которого в следующем сезоне Валерий Лобановский пригласил в киевское «Динамо» и далее в главную сборную СССР.

Будучи ещё учеником (школа №7), Анатолий с 17 лет играл уже в «основе» винницкого «Локомотива», выступавшего во второй лиге Союза. Тогда под руководством главного тренера команды Абрама Лермана раскрылись футбольные дарования не только Веретинского-старшего, но и ставших впоследствии известными многих футболистов, в частности, Владимира Дзюбы (бронзовый призёр высшей лиги в составе одесского «Черноморца»), Михаила Прозоровского (также играл за молодёжную сборную СССР), Юрия Кулинича (блистал и в именитых командах), Александра Грушанского («железного» защитника)…

— Анатолий Николаевич, в каком возрасте вы стали заниматься футболом, у кого тренировались?

— С 12 лет я в футболе. Сначала несколько месяцев тренировался у Виталия Кохановского (бывший защитник 1-го состава винницкого «Локомотива»), а потом у Константина Никитина, Анатолия Воеводкина (игрок «Локомотива»). Анатолия Ивановича все называли «папой»; через него прошли много юных футболистов, которые впоследствии играли за серьёзные футбольные команды. К сожалению, в октябре минувшего года Воеводкин ушёл из жизни.

— Как вы попали в московский «Локомотив»?

— После успешного выступления молодёжной сборной Союза на чемпионате Европы-73 во Флоренции министр путей сообщения Советского Союза Борис Бещев позвонил Петру Кривоносу (начальник Юго-Западной железной дороги, – авт.) и настоял на моём переходе из винницкого «Локомотива» в московский. Обе эти команды были в ведомственном подчинении МПС и с переводом всё было просто.

— В Москве существенно большая ответственность. Вы лично тоже хотели «наверх»?

— Разумеется. Играя в Москве, я стал мастером спорта СССР. Хотя футбол в Виннице и был на высоте, но выступать в московской команде, — это совершенно другой, явно более высокий уровень. Тогда между московскими командами «Спартак», «Динамо», «Торпедо», ЦСКА, «Локомотив» была настоящая спортивная конкуренция. Никакой речи о договорных матчах между москвичами не могло быть. Даже «Спартак» познал горечь вылета из высшей лиги. В последних матчах сезона ни одна из московских команд ни на «грамм» (очко) не уступила. Знаменитый тренер Константин Бесков был вынужден «поднимать» на следующий год команду обратно в высшую лигу.

— И в заработке был скачок в московской команде?

— Конечно. В Виннице я тогда получал 160 рублей в месяц, плюс 40 рублей премиальных за каждую победу, а в Москве около 500 плюс 80 за победу в матче. Но, подчеркну, главное, это — выход на более высокий уровень игры.

— Против каких именитых клубов вам приходилось играть?

— Это, в частности, московский «Спартак», ростовский СКА, минское «Динамо», ташкентский «Пахтакор», в котором играл мой товарищ по молодёжке Володя Фёдоров (он впоследствии пробился в главную сборную страны, заработал «бронзу» на Олимпиаде-1976 в Монреале, вошёл в число лучших 33 футболистов СССР в 1976 г. – авт.). К сожалению, вся ташкентская команда погибла в авиакатастрофе в 1979 г. под Днепродзержинском. Играл я также против московских спартаковцев Вагиза Хидиятуллина, Георгия Ярцева, Александра Минаева, Сергея Шавло, «торпедовца» Виктора Банникова, тбилисского «динамовца» Давида Кипиани, московского «динамовца» Юрия Сёмина.

— Что-то неординарное запомнилось из спортивной карьеры?

— Да. Если можно назвать неординарным то, о чём сейчас я скажу. Так вот, в те времена видео не было; просмотров спорных игровых эпизодов не практиковали. Судьи иногда «что хотели, то и творили». Помню, в одном из матчей судья Гарбузенников после подачи углового назначает пенальти в наши ворота, причём, просто так, что называется, «ни за что, ни про что». Спрашиваем его, почему так, ведь никакого нарушения правил не было. В ответ слышим: «в такой сутолоке не могло не быть игры рукой, пенальти и точка». Также частенько бывало, что играли матч не 90 минут, а по 100 и более, — как судья хотел в пользу конкретной команды. Тогда ещё не было чёткой фиксации игрового времени, а также информирования публики о добавленных арбитром минутах. И ничего нельзя было с этим поделать. Такое частенько было совсем не неординарным, а скорее, к сожалению, «в порядке вещей».

— Почему вы относительно рано, в возрасте 28 лет закончили спортивную карьеру?

— Это случилось вынужденно, из-за серьёзных травм и неоднократных переломов. После «большого» футбола я ещё 7 лет играл на первенство Винничины, в частности за команду ГПЗ.

— Чем после завершения карьеры спортсмена занимаетесь по жизни? Высшее образование получили?

— Я окончил Винницкий педуниверситет в 1977 году по специальности физическое воспитание и спорт. Однако в силу необходимости пришлось многие годы работать в производстве, — на химкомбинате и ГПЗ. Нынче у меня другие интересы. Двое внуков дают мне заряд оптимизма по жизни.