ДВОРКИС ДМИТРИЙ
ДМИТРИЙ ДВОРКИС: “В МЭРЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, БОЛЬШЕ НЕ ПОЙДУ! Я ТЕПЕРЬ ЗАНИМАЮСЬ ВНУКАМИ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ”
Удалившись от “большой винницкой политики” Дмитрий Дворкис остается достаточно популярной в городе фигурой. Периодически разные СМИ на первых полосах подают сведения о личной жизни экс-мэра или его близких. Благодаря харизме этого человека “дорогие винничане” до сих пор ассоциируют 90-е годы прошлого столетия с эпохой Дворкиса. Поэтому любые новости обрастают неимоверным количеством слухов, развеять или подтвердить которые может только Дмитрий Владимирович. По признанию бывшего городского главы, он уже полтора года не общался с журналистами. Поэтому наша встреча была далеко не случайна. — Дмитрий Владимирович, чем Вы сейчас занимаетесь?
— Внуками, строительством. Я возглавляю компанию “Укрпромэксим”. Строю разные объекты – в Виннице и области. Тесно сотрудничаем с иностранными компаниями. Конечно, кризис затронул практически всех, и нас в том числе, но мы продолжаем строить, хотя не прежними темпами. Я всю свою жизнь занимался строительством, поэтому это занятие мне по душе.
— Каждый строитель гордится определенным объектом, который считает своим лучшим достижением. Какое строительство Вы бы отнесли к разряду таковых?
— Главное мое достояние – это внуки. Дианочке исполнилось четыре года, внуку Жене – два. Это главное, что я построил в этой жизни. Все остальное второстепенно. Хотя, честно говоря, сколько бы ты ни строил домов, всегда считаешь, что мог бы сделать лучше. Идеала достичь в строительстве очень сложно, всегда стремишься к нему, но потом понимаешь, что совершенству нет предела.
Но, знаете, не нужно сожалеть о том, что прошло. Это в прошлом. Так говорила моя бабушка. Но это не значит, что не стоит помнить, что было. Человек всегда должен помнить, как он жил, что он прожил и что сделал. Потому что, не имея прошлого, никогда не удастся иметь будущего, сопоставить прошлое с будущим. Философия обязывает учиться на своих прошлых ошибках. Конечно, хорошо учиться на чужих, но зачастую приходится ориентироваться на свои промахи, сопоставлять и анализировать. Я живу по таким канонам.
Когда работал мэром, губернатором, я каждую субботу выступал по телевидению, отчитывался о проделанной работе, но сама должность для меня никогда не была самоцелью. Не купался в лаврах должности, другое дело, что она предоставляла возможность самореализации, воплощения моих идей. Я прекрасно понимал, что не буду “вечным” мэром, начальником строительного управления и когда-то уйду с поста. Это логично. Я старался достичь того, чтобы, уйдя с занимаемой должности, мне не было стыдно смотреть в глаза винничанам. Сейчас я могу с полной уверенностью сказать, что мне не стыдно за проделанную мной работу. Как народный депутат я, возможно, не сделал чего-то существенного, а вот на посту мэра и губернатора я вкладывал в дело всю свою душу, пытался делать работу чистыми руками, с горячим сердцем и холодной головой. Поэтому отношение винничан ко мне самое теплое, уважительное. Хотя я давно не у власти. Недавно у меня был День рождения, поздравлять меня приходили не только руководители, сослуживцы, но и простые люди. Это очень показательно и приятно.
— Как Вы считаете, что не успели сделать или не сделали, находясь в исполнительной власти?
— Это риторический вопрос. На него так просто не ответишь. 90-е годы были страшными и коварными. Украина заявила о себе как о независимом государстве. Указы и законы издавались, а нормативная база и механизмы отсутствовали. Приходилось на местном уровне, на свой страх и риск додумываться, как их адаптировать к жизни. У меня была отличная команда в горисполкоме, настоящие профессионалы, у которых было чему поучиться, и я учился у них. К примеру, Галина Вергелес. Знаете, это же готовый министр образования. Опыта и знаний ей бы запросто хватило для руководства министерством. К нам в те годы приезжали из многих областных центров перенимать опыт. Я и сам у нее учился. В этом нет ничего зазорного: руководитель ценен ни тем, какой он умный, а какие умные у него помощники. Он аккумулирует их знания и выносит правильное решение. Я благодарен и другим своим помощникам – Тамаре Бачинской, Владимиру Бондарчуку, Инне Беловой, Роману Аксельроду, Андрею Реве, Владимиру Слишинскому, Галине Черешнюк, Клавдии Петрунь, Михаилу Тереверко. Это была очень сильная команда единомышленников. С ними было настолько приятно и комфортно работать, что я порой не договаривал, а они понимали на ходу, что я хочу. Диктатуры не было. Да, я, как мэр, принимал решения, но рождались они коллегиально, что позволяло порой работать на опережение.
Любой руководитель имеет право на ошибку, но она должна быть минимальной или минимизированной. То есть затронуть как можно меньше людей. Приведу пример. В начале 90-х годов вышел Указ Президента о “коммерциализации” магазинов. Он позволял коллективу брать в аренду с последующей приватизацией мелкие торговые учреждения и управлять ими самостоятельно. Естественно, процесс мог пойти лавинообразно. В те времена торговать хлебом, молоком и колбасой в таких магазинах становилось не выгодно. За бензин, чтобы довести хлеб до магазина, приходилось платить больше, чем за машину хлеба. И от продажи дешевых продуктов питания магазины начали отказываться. Куда выгодней было торговать колготками. Привез в чемодане и все полки заняты. Я понимал и продавцов, и покупателей. Если бы все магазины перепрофилировались бы под продажу колготок, где бы люди покупали продукты первой необходимости?.. Во многих городах их было проблематично купить, в гастрономах полки заняла галантерея, хлебом и молоком практически никто не торговал. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нами было принято решение передать по десять магазинов городским хлебокомбинату, молокозаводу и мясокомбинату. Эти предприятия предлагали винничанам продукты без перебоев и торговой наценки, что удешевляло их стоимость на 20-30%. Мы единственные в Украине пошли таким путем. Я вспомнил этот факт к тому, что власть обязана работать на опережение.
Или другой пример. Ко мне как-то пришла Галина Вергелес и говорит, что дети в школах в обмороки падают. Они голодные, утром ничего не едят, потому что нечего дома есть. Тогда было сложное время. Многие люди оказались выкинутыми на улицу, поскольку заводы, фабрики, институты массово закрывались. Им нужна была работа, чтобы прокормить семьи. Тогда стихийно создавались рынки. Торговля позволяла как-то прокормиться. И я был рад, что они нашли, где заработать. Я был рад, что они не бунтовали, не стояли под дверью исполкома и давали нам возможность работать. Мы же в свою очередь тоже на многие нарушения вынуждены были закрывать глаза. Ситуация требовала компромисса. Я помню, как ко мне пришел полковник и жаловался, что полгода ему не выплачивают зарплату, и нечем кормить семью. Он говорит: “Я ухожу из дому в 6 часов утра, чтобы не видеть голодные глаза детей и жены”. Из трамвая офицера, защитника Родины выгоняют, потому что ему нечем заплатить за проезд. И тогда мы принимаем решение: первое — всех детей в школах города кормить бесплатно, а второе – школьников, студентов и военнослужащих – возить в транспорте бесплатно. От городского бюджета требовалась немалая сумма на эти расходы, но эти деньги нужно было найти.
Тогда же мы ввели доплату за работу с тетрадями для учителей. Нам нужно было сохранить педагогов. Если они уйдут из школы, уже никогда не вернуться. Это особая категория людей, самая незащищенная, но при этом отдающая всю душу детям. Я никогда не понимал лозунг “бронетанкового” социализма, что “хлеб всему голова”, я уверен, что “голова всему голова”. Человеку нужны знания, а их может дать учитель. Это он воспитывает будущих профессоров и академиков, оставаясь при этом простым учителем. Поэтому в первую очередь лелеять и заботиться следует о педагогах.
Гройсман – на десять голов выше его предшественников
— Вы как никто другой можете оценить деятельность нынешнего мэра. Что он, по-вашему, делает правильно, а что нет?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно сидеть с ним рядом и анализировать каждый шаг. Единственное, что я могу сказать, что этот мэр лучший, чем тот, который был до него. То, что делает Гройсман – на десять голов выше, чем деятельность его предшественников. То было позорищем. Детальней сложно сказать, поскольку я не знаю нынешней финансовой стороны и очень многих нюансов. Чтобы давать оценку, нужно владеть полной информацией, я же ней сегодня не обладаю. По крайней мере, нынешний мэр хочет сделать город лучшим. Получается ли все, что он задумал или нет, судить сложно.
Нужно не забывать, что любой мэр является в определенной степени заложником ситуации в стране. Когда китайский философ Лао-цзы приезжал в незнакомое государство, его не интересовало, какие законы там приняты, он интересовался, выполняются ли эти законы. И на основании этого судил о государстве. Украинские законы вполне приемлемые и мало отличаются от законов других стран. Трагедия нашего общества в том, что украинские законы не для всех. Если мы стремимся к правовому государству, то законы должны соблюдать все и в равной мере, независимо от социального статуса человека. В том числе чиновники высшего ранга, и пример должен показать Президент. Помните, дочку Буша суд заставил трудиться на общественных работах, потому что она выпила пива?.. Если подобное будет возможно у нас, тогда у общества появится шанс оздоровиться. Тогда не будет его нарушать ни Президент, ни премьер, ни губернатор, ни мэр, ни любой другой чиновник. Сегодня мне противно смотреть украинские каналы, слушать ту грязь, которой поливают друг друга высшие сановники государства. Когда мы поженились с моей женой Инной Николаевной, то жили в маленькой комнатушке общежития. На 9-10 комнат была одна кухня. Теснота у плиты накладывала свой отпечаток на взаимоотношения соседей. Многие постоянно ругались. Так вот, глядя на выступления наших правителей, мы с Инной Николаевной постоянно вспоминаем кухню в общежитии. Отличий практически нет. Разве что выражения более изысканные, но суть неизменна.
— Где и когда Вы отдыхаете?
— Года два назад моя дочка рожала в Израиле, мы с женой тоже ездили. Отдохнули. Я редко бываю в отпуске. Однажды, еще возглавляя строительное управление, ездил в Кисловодск, а когда работал мэром, подлечился разок в Трускавце. Официально в отпуске был лишь дважды. Сейчас же я преимущественно отдыхаю со своими внуками. Я к ним стараюсь заскочить до работы, утром, потом днем, если получается, и вечером в обязательном порядке.
— А путешествовать любите?
— Путешествовать не люблю. Я человек домашнего плана. Обожаю блюда, которые готовит моя жена. Даже когда уезжаю в командировку, всегда беру то, что она приготовит, в ресторанах не питаюсь.
— Судя по интерьеру Вашего кабинета, Вы неравнодушны к лошадям?
— Безумно люблю этих животных! Это часть моей жизни. В 14 лет подковывал в кузне своего деда. Мне когда-то подарили коня — зовут Гонконг, я его отдал в одно из хозяйств Погребищенского района. Красавец-жеребец. В последнее время верхом не езжу, а когда-то очень любил.
— Следствие по факту громкого покушения на Вашу жизнь “зависло”?
— Человек может подозревать, предполагать, но это не значит, что имеешь право говорить о своих догадках вслух. Ты можешь догадываться, но порой догадки бывают ошибочными. Мне обидно за двоих детей моего водителя, который был убит. Я по сегодняшний день оказываю этой семье материальную помощь, я не забываю их, они как часть моей семьи.
“Я бы убрал из Винницы трамваи и троллейбусы”
— Будете ли Вы участвовать в следующих выборах городского главы?
— Есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. Я думаю, что нет.
— Поскольку проблемы города Вам не безразличны, по некоторым позициям, вероятно, у Вас свое мнение?
— Может быть, я скажу что-то, что вызовет недоумение у горожан, но я считаю это правильным. Если бы я сейчас был мэром, я бы из города трамвай и троллейбус постепенно начал бы убирать. Всему свое время. Винница строились не под то количество транспорта, которое сегодня есть. Я бы закупил муниципальные автобусы. Это было бы экономичней. Объясню, почему… Трамваи и троллейбусы разбивают дорожное покрытие. Половина железобетонных опор в аварийном состоянии. Далее, в электропроводах над нашими головами напряжение в 380 вольт, под ногами – нуль. В сырую погоду из-за этой разницы возникают блуждающие токи, которые пронизывают нас с вами. Это отражается на здоровье далеко не в лучшую сторону. Убрав электротранспорт из Винницы, можно расширить улицы, площади. Несколько вполне приличных, комфортабельных автобусов сейчас ходят по городу, их количество можно увеличить. Расширение парка обойдется казне не в такую уж большую сумму. Что касается винничан, то для них главное не на чем ездить, а как ездить. Конечно, сразу, за год-два, автобусы не смогут заменить трамваи и троллейбусы. На это нужно несколько лет, сначала можно заменить на одной улице, потом – на другой. Но в результате магистрали освободились бы от огромной “ноши”.
Кроме того, я считаю, что в каждом областном центре нужно построить завод по переработке мусора. Необходима государственная программа, которая поможет городам осуществить этот проект.
— Вопрос с рынками на сегодняшний день решается правильно?
— Правильно. Город приобретает иной вид. Я не знаю, довольны ли люди условиями труда на новых рынках, но это уже другой вопрос.
— В мэрии неоднократно поднимался вопрос об объединении нескольких теплоснабжающих предприятий в единую структуру. Опыт “Винницагортеплоэнерго” показывает, что подобным монстрам очень тяжело выживать. Как Вы считаете, подобные объединения улучшат качество услуг, предоставляемых населению?
— У меня абсолютно иная позиция. Нужно немедленно дать возможность каждому человеку установить индивидуальное отопление и отказываться от всех монстров-теплоэнерго. Когда человек получит возможность сам рассчитывать, сколько ему тепла нужно, мы сэкономим достаточно большое количество природного газа, не будем греть грунт, не будем ремонтировать тепловые сети, которые в большинстве своем изношены. Но власть должна помочь человеку — дать кредит на установку индивидуальных систем и подвести тот же газопровод соответствующего диаметра к квартире. Это обойдется городу дешевле, чем менять котлы и трубопроводы. Если поставить задачу в течение 10 лет перевести всех на индивидуальное отопление, ее можно осуществить. Я вообще считаю, что счетчики на воду, тепло, газ должны ставить снабжающие предприятия, а не люди за свой счет. Когда мы приходим в магазин, то с собой весы в авоське не носим. Весы в магазине есть, но приборы учета не выгодны поставщикам услуг, с ними они не смогут списывать свои потери.
В области здравоохранения мне кажется, нужно отдать самое лучшее медицинское учреждение университету, где будет сконцентрирован весь интеллект. Сегодня все кафедры распорошены по разным больницам, и это неправильно. Я считаю, что в каждом таком городе, как наш, самая лучшая в городе клиника должна называться университетской, быть обеспечена самой современной техникой, и оказывать медицинскую помощь на самом высоком уровне.
Досье
Дворкис Дмитрий Владимирович, 64 года. С 1992 по 2000 год был мэром Винницы, с июля по ноябрь 1999 года возглавлял облгосадминистрацию, с марта 1998 по апрель 2002 года – народный депутат Украины ІІІ созыва. Почетный гражданин Винницы. В 1999 году основал благотворительный фонд “За возрождение нации” и является президентом этой организации, которая опекается социально незащищенными слоями населения. С апреля 2005 года руководит компанией “Укрпромэксим”.
Награжден орденами “За заслуги” ІІІ степени, “Слава за верность Отчизне” ІІІ степени, “Святого князя Владимира” ІІ степени и медалью “За гражданскую мудрость”, лауреат премии имени Владимира (Зеева) Жаботинского “За міжнародне порозуміння”.
{jcomments on}

Подпишитесь на новости