РАССКАЗЫВАЕТ ПРОКУРОР

10 ЛЕТ ТЮРЬМЫ С КОНФИСКАЦИЕЙ ЗА ТРАНСПОРТ КОНОПЛИ И 5 ЛЕТ ЗА УБИЙСТВО РЕБЕНКА – ВСЕ ПО ЗАКОНУ…

А бывшему милиционеру, сбившему насмерть девушку и скрывшемуся с места ДТП, сначала дали 10 лет, потом 8, и это еще не конец

О ходе судебных процессов по резонансным преступлениям, произошедших в областном центре, уже традиционно “РЕАЛу” рассказал старший прокурор прокуратуры Винницы Алексей Соловьев.

— Приговор Ленинского районного суда от 17 апреля сего года: 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества жителю Ямпольского района, которого еще в 2009-м задержали в Виннице сотрудники УБОПа с 13 кг канабиса, предназначаемого для сбыта. Предыдущий приговор суда по этому делу в феврале 2010-го говорил о наказании в виде лишения свободы с испытательным сроком (условно, — автор).

По результатам рассмотрения апелляции прокуратуры, Апелляционный суд нас не поддержал. Тогда прокуратурой области была внесена кассация, и уже Высший специализированный суд решил, что наказание, вынесенное судом первой инстанции, слишком мягкое, и отправил дело на новое судебное рассмотрение. Подсудимый на заседания не являлся, его объявили в розыск, нашли и арестовали… Он, естественно, подал апелляцию на новый вердикт суда, признавая свою вину, но рассчитывая на более мягкое наказание. Сейчас пребывает под стражей.

 

— Насчет кассаций и пересмотра дел. Помните дело зверски замученной на Вишенке Ирины Ксенз? Мы с вами к нему несколько раз возвращались. Там убийце дали 10 лет. Родственники девушки кассацией добились пересмотра дела, но суд первой инстанции оставил приговор без изменения. Для районных судов Высший суд не указ?

— Суды первой инстанции обязаны учитывать указания суда высшей инстанции. Возможно, они касались пересмотра гражданского иска, что не отразилось на мере наказания. Хотя и городская, и областная прокуратура просили большего наказания для убийцы, суды решили, что 10 лет лишения свободы за такое преступление – адекватное наказание…

— Бабушка покойной Ирины жаловалась, что им не компенсировали присужденный материальный и моральный ущерб. А члены общественной организации “Родители убитых детей Виничины” недавно нам рассказывали, что это стандартная практика: убийцы ничего не компенсируют родственникам своих жертв, заставить их работать нельзя, и государство ничем помочь не может…

— К сожалению, зачастую происходит следующее. Если ущерб не возмещается во время досудебного или судебного следствия, процесс возмещения вреда затягивается на долгий срок. Если у преступника есть оформленная недвижимость или хотя бы ее часть, тогда через исполнительную службу можно взыскивать это имущество.

Но вернемся к другим резонансным делам. Ленинский райсуд вынес уже второй приговор по ДТП 2009-го, в котором водитель (бывший милиционер) на пешеходном переходе возле кинотеатра Коцюбинского насмерть сбил девушку, скрылся с места происшествия, а потом доказывал, что его машину угнали, а за рулем был не он. Первый приговор с лишением свободы на 10 лет был отменен Апелляционным судом, который решил, что суд первой инстанции допустил нарушения закона, которые помешали ему вынести законный приговор, и отправил дело на новое судебное рассмотрение. Но и в нем государственное обвинение смогло доказать вину подсудимого: что именно он был за рулем в момент ДТП, что потерпевшая переходила дорогу по пешеходному переходу, а подсудимый скрылся с места происшествия и сделал заведомо неправдивое заявление о краже своего автомобиля. Но наказание все же смягчено – вместо 10 он получил 8 лет лишения свободы с трехлетним запретом на вождение. Вероятно, будет подавать апелляцию.

— Эти годы подсудимый был арестован или находился на свободе?

— Он был арестован во время первого судебного следствия, и пребывал под стражей, пока Апелляционный суд не принял решение отпустить его на подписку о невыезде.

— С правом вождения?

— Да, он тогда еще не был лишен этого права. Но когда дело поступило на новое судебное рассмотрение, мною было заявлено ходатайство про изменение меры пресечения на содержание под стражей. Суд это ходатайство удовлетворил, и подсудимый примерно год судебного следствия пребывал под стражей, где и сейчас находится.

— Получается, что он уже отсидел 2-3 года?

— Да. Этот срок будет учтен в общие 8 лет наказания.

— А почему 10 лет лишения свободы изменены на 8?

— 8 лет – это максимальное наказание по его статье.

— Но ведь раньше ему дали 10 лет?

— Дело в том, что в ходе повторного судебного разбирательства была изменена одна из статей обвинения. Судмедэкспертиза показала, что девушка погибла от травм, полученных в ДТП. Поэтому бегство подсудимого с места происшествия уже не могло ухудшить состояния девушки. Во всяком случае, в данном деле у нас нет оснований утверждать, что оставление пострадавшей в опасности находится в причинной связи с ее смертью.

— Получается, что закон стимулирует бегство водителей с места ДТП?!

— Отнюдь, закон прямо запрещает это делать, и предусматривает ответственность в зависимости от последствий такого “бегства”.

Кроме того, в конце прошлого года был приговор по ДТП на улице Киевской — на выезде из Винницы. Тогда одна девочка погибла в больнице, а другая получила телесные повреждения средней тяжести. Дети переходили дорогу по пешеходному переходу, водитель С. был в состоянии алкогольного опьянения. Авария произошла 12 декабря 2010-го. Гражданин признавал свою вину, но не признавал того, что был пьяным. Защита доказала, что экспертиза крови была проведена с нарушениями. Но прокурор заявил дополнительное ходатайство, и в суде был допрошен врач областного наркодиспансера, проводившая первое освидетельствование С. В итоге состояние опьянения таки доказали. Подсудимому вынесли приговор: 5 лет реального лишения свободы с запретом вождения на три года. Суд учел, что водитель не скрылся с места ДТП, признал свою вину, частично компенсировал ущерб пострадавшим. Во время следствия С. пребывал под арестом. Он подавал апелляцию, но Апелляционный суд оставил вердикт районного суда без изменений. Кассации не было.

И если сравнивать срок наказания по этому делу с наказанием по делу о перевозке наркотиков с целью их дальнейшего сбыта, то необходимо учитывать, что преступление, за которое суд назначил 10 лет лишения свободы, было особо тяжким, умышленным, а преступление по факту совершенного ДТП — неумышленным.

— Следствие и суды идут очень долго, зачастую подозреваемые это время проводят под стражей. В вашей практике бывали случаи, когда человек пребывал под стражей несколько лет, а потом суд признал его невиновным или дал наказание на меньший срок, чем он уже отсидел?

— Длительность следствия обуславливается большим количеством экспертиз и следственных действий, что и приводит к большим срокам досудебного следствия. А также загруженностью судов, сложностями с вызовом свидетелей, доставкой обвиняемых и т.д. Лично в моей практике не было случаев, чтобы гражданин реально был под стражей больший срок, чем в итоге назначил суд.

— На сегодня любого украинца можно бесконечно долго держать под арестом без решения суда, используя механизм дополнительных расследований. Принятие нового уголовно-процессуального кодекса изменит ситуацию?

— В новом кодексе, который вступит в силу через 6 месяцев после принятия, института досудебного следствия вообще нет. Суд уже не сможет направлять уголовное дело на дополнительное расследование в органы досудебного следствия, а будет обязан принимать решение по сути дела: виновен человек или нет.

— На первый взгляд это хорошо для подсудимых, поскольку общество боится произвола правоохранительных органов. В то же время вам станет сложнее добиваться справедливого наказания для настоящих преступников. Это, очевидно, усложняет вашу работу, лишая запасных попыток…

— Наша работа, как и раньше, будет соответствовать требованиям закона. С новым уголовно-процессуальным кодексом лично я уже ознакомился. Вводятся новые понятия, совсем по-другому будет происходить судебный процесс. Некоторые нормы облегчат работу, другие – наоборот. Сейчас сложно что-то однозначно утверждать. Выводы можно будет сделать, только увидев итоги работы по новому УПК. Насколько он применим к нашим реалиям, судам, правоохранительной системе, покажет только практика.{jcomments on}

 


Подпишитесь на новости

 

Video >>

ВСУ с воздуха уничтожили стратегические позиции оккупантов: видео

26.05.2018 - 20:06
Фронтовой волонтер Юрий Мысягин рассказал, как на днях штурмовая группа К-2 54-ой бригады на Светлодарской дуге уничтожила серьезно укрепленную позицию оккупантов «Слив», откуда враг постоянно обстреливал ВСУ из минометов. После ...

В Ростове прогремел взрыв: видео

06.04.2017
Утром 6 апреля произошел взрыв ...

Собака спасает рыбу, обливая её водой (видео)

16.11.2015
Удалось снять видео, на котором ...