Министр культуры Леонид Новохатько осенью 2013 года лично инициировал проведение конкурса проектов. Идея заключалась в привлечении общественности, творческих союзов и инициативных граждан к реализации государственной политики в сфере культуры. К середине ноября, как отмечает пресс-служба министерства, поступило 132 заявки с проектами. Экспертный совет, в состав которого входили Егор Бенкендорф, Олег Вергелис, Кирилл Кашливок, Виктор Хаматов, Дмитрий Стус и Александр Буценко – все достаточно авторитетные в Украине искусствоведы, – сначала отобрал 29 проектов-«полуфиналистов».
Стоит отметить, что мурал-арт, как направление настенной живописи, зародилось в начале ХХ века в революционной Мексике. Ее пионеры пытались донести до широких масс актуальную на то время идеологию. Позже революционную тематику заменили другими сюжетами. «Сейчас это направление очень развито в Европе и России. Во многих городах существуют галереи под открытым небом. Из украинских городов могу выделить Харьков, где регулярно проводится стрит-арт фестиваль. Мы же, предлагая проект, хотели продолжить наши собственные арт-интервенции, только в более расширенном виде», — рассказывает глава правления общественной организации «Лаборатория актуального творчества» Александр Никитюк.
Напомним, в прошлые годы обрели красочный вид стены нескольких винницких библиотек. До этого настенные рисунки появились на некоторых трансформаторных пунктах и бетонных стенах. «Прежнюю идею мы доработали. Нынешний проект предусматривает проведение конкурса для художников из Киева, Харькова, Львова, Сум и Херсона, а также польских коллег. Их предложения будет оценивать экспертная комиссия, которая отберет лучшие. Сколько их будет, пока не берусь говорить. Изначально мы планировали выбрать 15-20 масштабных объектов. Многое зависит от возможностей партнеров», — уточняет Никитюк.
Видимо, по причине дефицита средств А. Никитюк несколько изменил и формат ежегодного зимнего фестиваля «Мифогенез» на скифских валах вблизи Немирова. Если раньше авторы композиций приезжали в Винницкую область, то теперь мероприятие проводится в онлайн режиме. Художники создают работы и пересылают организаторам их электронные версии, чтобы при возможности реализовать «на земле».
Вернемся к стрит-арту. Судя по всему, часть средств на этот проект выделят из городского бюджета. «Прежде всего, мы должны согласовать с департаментом архитектуры, на каких именно объектах можно рисовать. Так было и раньше, к примеру, с библиотеками. Конкретные места пока не обсуждали. В Виннице достаточно «серых» стен нежилых помещений, бетонных ограждений, технических сооружений, типа трансформаторных подстанций. Было бы чем рисовать», — поясняет Александр Никитюк.
Как вариант, рассматривается и набережная в районе Центрального автовокзала, где бетонные плиты давно требуют если не реконструкции, то хотя бы эстетического оформления. Тем более что этот объект обсуждался как приоритетный еще в прошлом году. «Экспертная комиссия при мэрии должна будет определить места, изучить предложенные на конкурс эскизы и отобрать лучшие проекты. Думаю, что остановимся на 15-20 художниках. Планируем до конца апреля выбрать конкретные места для рисунков, в начале мая объявить о конкурсе, а к концу месяца закончить прием заявок. Поскольку июнь в Виннице зачастую дождливый, то комфортней авторам будет работать в июле-августе. Краска хорошо высохнет. Потом работы покроем лаком, и они смогут без реставрации простоять минимум 5 лет, а в среднем – 15-20», — уточняет руководитель «Лаборатории».
Творческий полет мыслей художников будет несколько ограничен «заказчиком». Свою фантазию при создании проектов они должны будут вписать в винницкую тематику. Мэрия давно прилагает усилия к развитию туристической привлекательности города.
Специально под «Интервенцию. Мурал-арт» даже отпечатают специальный буклет-карту, на котором укажут места лучших «уличных» работ.
Станислав КРАЕВСКИЙ