Личность. Вехи истории в именах
Петр Ефимович Тодоровский родился 26 августа 1925 года в Бобринце Кировоградской области Украинской ССР в еврейской семье. Окончил 9 классов средней школы в родном городе. В начале Великой Отечественной войны вместе с родителями эвакуировался в Сталинград, где работал с отцом разгрузчиком угля на электростанции. В ноябре из-за наступления немцев Тодоровские вновь бежали: почти два года Петр отработал в колхозе деревни Шишки Краснокутского района Саратовской области. Летом 1943-го он стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища, а уже в 1944-м — командиром минометного взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта.
Тодоровский дошел до Эльбы, был ранен, награжден орденами Отечественной войны І и ІІ степени, несколькими медалями. После войны до 1949-го служил офицером в военном гарнизоне под Костромой. После демобилизации работал на заводе стеклотары, одновременно получив аттестат зрелости. Еще на фронте Петра покорила работа военных кинооператоров, и он загадал, что если останется жив, то обязательно освоит эту профессию. Его мечта осуществилась: в 1949 году он поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Б. Волчека. “После войны и пяти лет службы в затерянном среди лесов гарнизоне учеба давалась трудно, — вспоминал Тодоровский. — Я не получал стипендию, потому и дрова приходилось разгружать на станции, и подрабатывать в фотостудии”.
Окончив институт в 1954-м, Петр около 10 лет работал оператором на Одесской киностудии. Участвовал в съемках “Молдавских напевов”, “Весна на Заречной улице”, “Моя дочь”, “Два Федора”, “Жажда” (вторая премия за работу оператора за 1960 год на Всесоюзном кинофестивале в Минске), “Никогда”. В последнем фильме, снятом в 1963-м, Тодоровский был и сорежиссером (совместно с В. Дьяченко). В Одессе Петр познакомился со своей будущей женой — Мирой Григорьевной. Она была инженером-лейтенантом морского флота, а в дальнейшем писала сценарии для научно-популярного кино о водолазах, корабельных двигателях и т.д. Всего по ее сценариям было поставлено 13 фильмов. Позднее она создала собственную студию “Мирабель”, на которой были сняты и вышли на экран фильмы Петра Тодоровского “Анкор, еще анкор!” (1992), “Какая чудная игра” (1995), “Ретро втроем” (1998).
Дом Тодоровских был всегда открыт для гостей: все режиссеры, актеры, приезжающие на Одесскую киностудию, прошли через него. Среди них были Владимир Высоцкий и Андрей Тарковский. Близкими друзьями Тодоровских были Булат Окуджава и Зиновий Гердт.
Как режиссер Тодоровский вошел в кинематограф с темой войны и фронтового братства. Его режиссерский дебют — фильм “Верность” (1964) родился в память о его фронтовом друге Юрии Никитине — сироте, детдомовце, светлом человеке, погибшем от снайперской пули. После этого он снял картины “Фокусник” (1967), “Городской романс” (1969), “Своя земля” (1973), “Последняя жертва” (1975), “В день праздника” (1978), являясь соавтором сценария большинства из них. В 1970-м Петр дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева “Был месяц май”.
Однажды на улице Петр Тодоровский стал случайным свидетелем картины, когда невеста нервно ждала у загса опаздывающего жениха. В дальнейшем он построил на этом эпизоде сюжет своего фильма “Любимая женщина механика Гаврилова” (1981). Вышедший на экраны в 1983 году фильм “Военно-полевой роман” вошел в номинацию лучших зарубежных фильмов, представленных Американской академией киноискусства на премию “Оскар”; на 29-м Международном кинофестивале в Испании (1984) лента получила приз за лучший сценарий, автором которого был Тодоровский.
С детства Петр увлекался музыкой, и даже на войне участвовал в самодеятельности. Сразу после Победы его назначили комендантом маленького городка на Эльбе. Раздобыв где-то аккордеон, он с раннего утра садился на крылечке и учился играть. Потом появилась гитара, с которой он с тех пор был неразлучен. Но музыкального образования режиссер так и не получил. Для своего фильма “По главной улице с оркестром” Тодоровский написал две музыкальные темы и три песни. Он автор песни “Городок провинциальный” на стихи Шпаликова для своего фильма “Военно-полевой роман” (1983), позднее написал музыку к своим же фильмам “Интердевочка” (1989), “Анкор, еще анкор!” (1992), “Какая чудная игра” (1995), “Ретро втроем” (1998). Среди прочего, Тодоровский в качестве музыканта помогал записывать свои песни Владимиру Высоцкому.
Петр Тодоровский при жизни был заслуженно обласкан советскими и российскими властями, а также жюри различных фестивалей, получив множество премий, наград, званий, титулов и наград.
29 апреля 2013-го у него случился сердечный приступ, после которого не смог оправиться — скончался 24 мая в Москве на 88-м году жизни, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его сын Валерий продолжает режиссерское дело отца.
Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ