ШЕВЧЕНКО ВЛАДИМИР. Дрессировщик Владимир Шевченко, танцуя со львицей, старался не дышать на нее перегаром

Личность. Вехи истории в именах

Владимир Шевченко родился 31 июля 1946 года (по другим данным 31 июня 1947-го) в семье цирковых дрессировщиков Дмитрия Терентьевича Шевченко и Александры Александровны Александровой. В 1966-м окончил московское Государственное училище циркового и эстрадного искусства по классу гимнастики и акробатики. В том же году был принят на работу в “Союзгосцирк” как артист-дрессировщик хищных животных. Уже в 1968-м Владимир руководил аттракционом “Львицы”, затем были “Львы и львицы”, “Львицы и тигры”, “Тигры — всадники на лошадях”.

Свой самый известный номер “Среди хищников” дрессировщик создал и показывал вместе со своей коллегой и одновременно женой Людмилой Шевченко: в выступлении участвовали до десяти хищников, а пара артистов выполняла среди них акробатические трюки, и танцевала с “кошками”, которых Шевченко отучил даже выпускать когти на лапах. В 1985-м в Москве Владимир окончил Государственный институт театрального искусства имени Луначарского по специальности “режиссер цирка и театра”, через три года был удостоен звания Народный артист СССР, является обладателем множества наград и званий.

Естественно, имея такую фамилию, Владимир Дмитриевич не мог не переехать в Украину J, точнее в Киев. С 1970-го по 1996-й он работал художественным руководителем и директором республиканского циркового коллектива в системе “Союзгосцирка”. В 2000-м стал художественным руководителем, а в 2007-м еще и генеральным директором Национального цирка Украины. Преподавал в театральном институте имени Карпенко-Карого, где руководил курсом режиссеров цирка. Защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению.

Умер в 66 лет 24 октября 2012-го от простуды на фоне тяжелого онкологического заболевания. Кстати, артист до конца много курил, зная о диагнозе, а во время лечения рака запретил родным разговоры на тему своего здоровья, а коллеги вообще толком ничего не знали. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

А теперь, после сухой биографической справки попробуем хотя бы частично представить себе особенности труда дрессировщика, а также, каким же был наш герой в реальной жизни. В клетку со львами и тиграми Владимир заходил еще школьником под контролем отца, а в натуре свой первый номер исполнил на манеже перед публикой вместе с шестью львицами уже в 14 лет! Клевета, что дрессировщики рвут своим подопечным когти (животное с такой психологической травмой считается непригодным к дрессировке). Потому во время подготовки танго со львами он несколько месяцев приучал львицу вставать на задние лапы и класть передние на подставку, не выпуская когти (естественно, танцевал артист исключительно с подготовленной таким образом кошкой). А позже он также научил нескольких хищников ездить верхом, не впиваясь когтями в спины лошадей.

На вопрос: “Не бывает ли вам страшно выступать с хищниками?” Владимир Дмитриевич любил отвечать: “Не боится только глупый”. А после каждого выступления он выпивал бокал шампанского (и не только), чтобы снять стресс. Дабы раздобыть денег для ухаживания за будущей женой во время учебы в училище, Володя согласился прыгать с пятого этажа на съемках знаменитого советского фильма “Гиперболоид инженера Гарина”, где он играл эпизодическую роль. Как позже вспоминал сам артист:

“Во времена студенчества мне не полагалась стипендия, поскольку папа был высокооплачиваемым актером. А на дворе 1964 год, сами понимаете, дело молодое. Мы тогда могли позволить себе чуть ли не каждый день в ресторанах отмечаться. В результате — километровые долги. И тут, помню, предложили подхалтурить — прыгнуть с 5-го этажа “Мосфильма”: спиной выбить при этом оконную раму и в таком виде красиво упасть. А высота будь здоров — это вам не малюсенькая хрущевка. Зато за один прыжок платили 650 рублей. Я подсчитал: все долги раздам, с Людкой в ресторан схожу, еще и на карманные расходы останется. Когда же вниз глянул — мама родная! Брезент, на который я должен рухнуть, казался величиной со спичечный коробок. Клянусь, если бы не долги, ни за что бы не прыгнул. А тут еще хозяин нашей цирковой конторы советует на ушко: “Ты постарайся прыгнуть как-нибудь неправильно — один дубль, два, три. Тебе за каждый по 650 отстегнут”. А я вниз смотрю и молюсь: “Тут хотя бы раз сигануть, да живым остаться”.

Когда коллеги, а позже и подчиненные пытались уговорить шефа бросить курить, он отвечал не очень благоразумно, зато стандартно лаконично: “А на х.. мне это надо?”  При этом Шевченко в качестве менеджера удержал Национальный цирк на плаву в трудные 90-е, когда бюджетного финансирования фактически не было. Он был, с одной стороны, строгим и требовательным, с другой – самокритичным,  скромным и, безусловно, внутренне нервным. Вспоминает один из коллег:

“Во время премьер новых программ Владимир Шевченко всегда присутствовал в зале. Он садился на ступеньки в 6 или 7 секторе и молча наблюдал за происходящим. Если кто-то допускал ошибку, хоть маленькую, на которую зрители никогда бы не обратили внимания, вставал, разворачивался и выходил. Но через секунду возвращался и досматривал спектакль”.

Владимир Шевченко категорически не воспринимал идею телешоу “Цирк со звездами”: “Я эту затею считаю самодеятельностью. По 2-3 месяца со звездами регулярно и серьезно работают профессионалы. Они берут на себя львиную долю нагрузок и ответственности. А то, что мы видим на телеэкране, не более чем фрагментарность. Я не понаслышке знаю, какой адский труд стоит за красивой телевизионной картинкой. Цирковые артисты, исполнители бальных танцев, фигуристы, те же каскадеры — всегда на заднем плане”.

Дрессировщик не мог вспомнить точного количества перенесенных укусов хищников, говорил просто: “Много”. Но больше всего запомнил, когда в Париже львица насквозь прокусила его ногу. Причем не столько потому, что началась газовая гангрена, и артиста привезли в больницу в полной отключке, сколько из-за того, что кроме стандартного лечения “русскому человеку” прописали ежедневную рюмку водки. Но попросили больше не злоупотреблять.

При этом Шевченко никогда не ходил пьяным или с перегаром к животным. Однако охотно рассказывал, что звери сами не против “употребить”: “В цирке на Цветном бульваре в Москве вместе с нами выступал дрессировщик сивучей. Их дневной рацион разрабатывала Академия наук: в день этим плавучим артистам обязательно полагалось 250 граммов коньяка и красная икра. Наши львы и тигры, безусловно, обходятся без коньяка, хотя во время болезни мы их угощаем горячим кагором. В армию пьянчужек входят обезьяны, слоны и медведи. Обезьянки квасят все без разбору. В рацион слонов, как и сивучей, тоже входит коньяк, но, конечно, не каждый день. Они ведь, если разойдутся, могут принять на грудь ведра четыре, но исключительно качественного продукта. Мишки — те водочку предпочитают. В фильме “Особенности национальной охоты” эту их черту правильно подметили: бутылочку опрокинул — и ай-лю-лю”.

Как говорится, сколько радости в этой жизни? И у зверей, и у их дрессировщика 🙂 :(…

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ