Копняк Костя и Квітень Юра, радио «Такт»

Единственная винницкая FM-станция, успешно конкурирующая с киевскими – самодостаточная и без «чернухи» в эфире (за исключением рока)

Константин Копняк и Юрий Квiтень (рука не поднимается написать эту фамилию на русском) настолько здорово владеют колоритным, но литературным украинским языком, что корреспонденту «РЕАЛа» было жаль переводить их родную речь на «великий и могучий».

Но мнение главного редактора и интересы наших читателей прежде всего. Тем более, что все желающие могут услышать голоса ведущих в оригинале на 103,7 FM. (Главреду тоже жаль, но я против смешения языков в газете, — С. Бессолов).

Общались мы в уютном привратнике «Такта» сразу после того, как ребята вышли из студии, окончив «Утренний дуплет». Потому автор этих строк так и не понял, то ли они не заметили, что прямой эфир уже закончился, то ли они по жизни такие веселые. Увы, текст не способен передать живую энергетику общения этих людей – мимику, жестикуляцию, интонации, сарказм, иронию…

— Ну, поехали. Сейчас я буду задавать глупые вопросы.

КОСТЯ: — Да! Нет смысла задавать умные! (говорит с гротескно серьезным выражением лица).

— … Лично я знаю радио «Такт» лет десять. Слушаю вас потому, что вы крутите хоть и не тяжелый, но рок. Вроде бы не «формат». Как же вы тогда выживаете?

КОСТЯ: — С начала своего существования радио «Такт» крутило все, что угодно: после Кобзона Metаllica, потом Людмила Зыкина, а затем Валерия. Потом мы пришли к попсовому формату. А в 2001-м, когда я возглавил радио, появился нынешний стиль. Дело в том, что тогда в Виннице был уже с десяток станций преимущественно попсового формата; конкурировать с ними было нецелесообразно. Надо было искать свою нишу, и выбор был не велик: шансон или рок. Но шансон мы не переваривали. Потому выбрали рок, на котором сами выросли.

— А стремно не было? Какие-то исследования аудитории, рынка предварительно не проводились?

КОСТЯ: — На это не было денег. Мы положились на интуицию.

ЮРА: — Сейчас в Виннице до двух десятков FM-станций. Преимущественно они попсовые и ориентированы на подростков. А нас интересует взрослая мужская аудитория. И среди мужчин как раз больше тех, кто любит рок. А когда в Виннице появилось радио «Рокс», которое делает ставку на классический хард-рок, мы опять немного перестроились: теперь у нас поп-рок, альтернатива, немного пост-панка. Исполнители – украинские, русские, западные.

— В итоге, радио «Такт» — рентабельное предприятие?

КОСТЯ: — Естественно – мы на самоокупаемости. Не очень шикуем, но и не бедствуем.

— И за авторские права исполнителям платите?

КОСТЯ: — Обязательно! Все строго по закону!

ЮРА: — Только платим мы не музыкантам, а фондам смежных и авторских прав. Платят ли они исполнителям, мы не знаем…

— А кто решает, каким песням звучать в эфире? Не слишком ли часто они повторяются на «Такте»?

КОСТЯ: — Это дело музыкального редактора, который на этом деле уже собаку съел. Он отслеживает что-то новенькое и ставит в эфир. Повтор песен – это нормально. В других форматах песни повторяются гораздо чаще. Например, возьмем топ-100 – там крутится только сотня песен. У нас же рабочий объем – несколько тысяч композиций.

ЮРА: — Но замечание с одной стороны верное. Лично я с вами согласен – у нас песни повторяются чаще, чем надо. С другой стороны, ротация должна быть неизбежно. Вы просто нас постоянно слушали и заметили повторы. Но таких как вы немного. Большинство же слушателей переключает частоты в поисках того, чтобы им хотелось сейчас услышать – потому они вообще не замечают ротацию.

— Раз уж обо мне пошла речь. В последние годы я радио слушаю гораздо реже. Потому что есть халявный Интернет, в котором выложено немеряно самой разнообразной бесплатной музыки. И слушать ее можно как на компе, так и на mp3-плеерах. Такой расклад вам не угрожает?

КОСТЯ: — Не так сильно, как мы сами того ожидали. Опять же, таких, как вы, не так уж и много.

ЮРА: — Во второй половине 2000-х появилась информация, что объем рекламы в Интернете догоняет объем рекламы на FM-станциях. Но так и не догнал! Мало того, стал падать. А FM-радио успешно конкурируют даже с телевидением, во всяком случае, на Западе. Да и в Киеве FM-холдинги очень уверенно себя чувствуют.

КОСТЯ: — За рулем машины у водителя хорошего Интернета пока что нет. Как и в лесу на пикнике, или на кухне за плитой…

ЮРА: — И даже на Западе, где технологии гораздо мощнее, эфирное радио благополучно существует. Тем более что люди хотят слушать не только музыку, те же новости, например…

КОСТЯ: — Когда появилось радио, говорили, что газетам – конец. Потом появилось телевидение, но радио от этого не исчезло. Сейчас иногда говорят, что Интернет убьет телевидение. На самом деле все существуют параллельно.

ЮРА: — Тем более что у радио есть неоспоримые преимущества: рекордная оперативность и фоновость. Мне Юра позвонил, что на 600-летия пробка, и я через 10 секунд рассказал об этом в эфире.

— На 600-летия с 6 до 7 вечера всегда пробка. А что такое фоновость?

ЮРА: — Например, когда вы за рулем, телевизор смотреть сложно – отвлекает. А радио слушать – запросто; то есть, оно звучит фоном.

КОСТЯ: — Но, тем не менее, мы с Интернетом дружим – на сайте www.radiotakt.com.ua вы можете нас слушать в он-лайн режиме. Там, например, можно, среди прочего, посмотреть информацию о песне, исполнителе и т.д. Также с помощью Интернета мы передаем свой сигнал на передатчик, укрепленный на винницкой телевизионной башне; правда из-за этого есть секундная задержка в эфире. Прокладывать кабели – достаточно дорого.

— И какой диаметр распространения вашего сигнала от вышки?

КОСТЯ: — Зона распространения сигнала не бывает такой, как циркулем круг нарисовали. Она зависит от рельефа и многих технических характеристик. Выше нас на вышке ни у кого нет антенны, потому что мы одними из первых подписали с ними договор.

ЮРА: — Сидим сверху, и ногами отталкиваем, тех, кто лезет снизу  (отчаянно жестикулирует руками и ногами)…

КОСТЯ: — Пару станций на уровне с нами, но основная масса ниже. Плюс у нас мощный передатчик – тысяча киловатт. Потому у нас максимальный территориальный охват: по 60-80-100 км в разные стороны.

ЮРА: — Уверенно 40-50 км во все стороны. В Гайсине, например, нас хорошо слышно. А позавчера у меня была девушка из Бара, которая просится к нам на практику…

КОСТЯ: — Пожалуйста, я вас очень прошу, не пишите о том, что позавчера у Юры была девушка! У него уже давно никого не было.

ЮРА: — Да, мне всегда было тяжело пригласить девушку, сначала мама, потом жена … Так вот, она рассказала, что они в Бару вместе с папой уверенно слушают «Такт». Правда, ради этого пришлось антенну вверх поднять на несколько метров…

КОСТЯ: — На 380.

ЮРА: — Приблизительно… Просто Бар в низине, сигнал сверху пролетает.

— А сколько людей работает на «Такте»? Сколько из них выходят в эфир?

КОСТЯ: — До 10, в эфире чаще или реже работают шестеро. На заре «Такта» в 97-98-м у нас было 25 штатных работников и 10 внештатных. Но тогда многие люди неизвестно чем занимались…

— Вы сами себя выпускаете в эфир, без звукорежиссеров?

КОСТЯ: — Со звукорежиссером  — это пережитки прошлого. Сейчас ведущий все делает сам, и так намного удобнее. Вот вы же сами все фоткаете, без фотокорреспондента. Кстати, таковые еще остались в редакциях?

ЮРА: — Современные эфирные программы позволяют ведущему быть выпускающим редактором.

КОСТЯ: — А на сэкономленную зарплату звукооператора мы покупаем пиво.

— И о чем вы вещаете под это пиво, кроме музыки?

КОСТЯ: — Авангардом сейчас является шоу «Утренний дуплет». Регулярно новости; кстати, мы сознательно избегаем «чернухи»: ведь каждый день кого-то убивают и насилуют, но мы такие сообщения пропускаем. Также у нас есть анекдоты. «Джаз на Такте» — кажется, самая старая на винницких FM-станциях программа. «Рок-чарт». «Час винницкого рока», куда приглашаем местных музыкантов… Также мы транслируем программы радио «Полония» и «Свобода»

— Берете с них деньги?

КОСТЯ: — С радио что-то берем. Но с винницких групп — только сравнительно качественные записи. Причем требования к ним гораздо мягче, чем к профессиональным исполнителям.

— Вот вы только что два часа просидели в студии. Что вы «втирали» все это время слушателям?

ЮРА: — Через каждую песню идет наша рубрика. В восемь – «Наш часопис»: рассказываем что-то интересное, что случилось в этот день. Дальше: «Рок-энциклопедия». «Фактомания». Прогноз погоды. Футбольная рубрика «Дополнительное время». «Шо попало». «Самый цимес». Это все за один час.

— Кто-то играет роль серьезного информатора, а кто-то постоянно ерничает?

КОСТЯ: — Стабильного разделения по ролям нет. В эфире мы шутим оба. Мы вообще по жизни очень ироничны. Да и концепция «Такта» лаконично вмещается в три «И»: информативность, ироничность, интерактивность.

— Что такое интерактивность?

ЮРА: — Обратная связь со слушателями. Наиболее ярко это проявляется с 9 до 10, когда мы после «Событий дня» проводим интерактивные розыгрыши: в «Крибле, крабле, бумс» слушатели отвечают на вопросы о Виннице и ее истории; в «Отделе кадров» разыгрываются билеты в кино…

— А почему все FM-ки соревнуются между собой в утренних шоу?

КОСТЯ: — Просто на радио утренний прайм-тайм самый мощный, когда люди просыпаются и едут на работу. Второй прайм-тайм в обеденный перерыв. Третий – когда люди разъезжаются по домам с 16 до 18.

ЮРА: — А вы когда радио слушаете?

— Чаще вечером и по ночам.

ЮРА: — Понятно, просто у вас нет автомобиля и телевизора.

— Типа того. Зато меня, как слушателя, всегда раздражала реклама, но понятно, что без нее никак. А также одинаковые заставки о том, что это, например радио «Такт» после каждой песни или программы.

КОСТЯ: — Это «одежда» эфира, способ идентификации станции – без него никак.

ЮРА: — Человек переключился на нашу частоту, ему что-то понравилось – надо объединить его положительную эмоцию с нашим радио. То есть, большинство слушателей переключается, и для них надо часто называть станцию — и их это не раздражает, как вас.

— Ну да, вы же не можете, как телевидение, повесить логотип в углу экрана.

КОСТЯ: — Лет 5-8 назад были смешные ситуации, когда рекламодатели пытались отслеживать эффективность своей рекламы… Я понимаю вашу улыбку – еще та затея… Они спрашивали у клиентов: «Откуда вы про нас узнали?» «По радио услышали». «По какому радио?» «Европа-плюс». «Блин, а мы на «Европе» не рекламировались, только на Такте».

ЮРА: — Скажу больше. Все исследования популярности FM-станций на самом деле изучают лишь их узнаваемость. Респондентов опрашивают о том, какие станции они слушают; а люди в ответ просто вспоминают названия, которые они помнят. Потому многие корпорации с помощью рекламы, прежде всего, наружной стараются просто раскручивать свои брэнды. В итоге рекламодателям показывают рекордные данные по узнаваемости станции, а не реальное количество ее слушателей.

— Цена рекламы на FM доступна?

КОСТЯ: — Относительно да, и по городу она примерно одинакова. У нас прайсовая стоимость секунды – 1,2 гривны без НДС. Но реально зачастую работают системы скидок: чем больше объемы, тем дешевле.

— «Такт» реально на самоокупаемости? Или владельцы вас немного поддерживают, например, между выборами?

КОСТЯ: — Нет! Мы полностью окупаемы. А во время избирательных кампаний дополнительно зарабатываем на политической рекламе. Лишь в начале своего существования, еще в 90-х, «Такт» полностью содержался Владимиром Скомаровским.

ЮРА: — Но радио – дорогая игрушка. В некоторых городах Украины и сейчас есть станции, которые постоянно содержатся владельцами. В Виннице тоже несколько таких проектов было, но, как правило, они разворачивались строго под выборы, а после них сворачивались.

— Какие-то анекдотические истории из работы расскажете?

ЮРА: — Как правило, на радио и телевидении они связаны с тем, что ведущие не знают, что они уже или еще в эфире. Я, например, только что во время музыкального перерыва между рубриками рассказывал Косте, как я отравился на выходных, не заметив, что микрофон не выключен.

КОСТЯ: — К счастью, он от него отодвинулся, и слушатели услышали только далекое неразборчивое бормотание, заглушенное песней. Мы в этом убедились, когда потом прослушали – весь эфир, естественно, записывается.

ЮРА: — Однажды Виктор Бронюк позвонил: «Юрчику, а шо это на «Такте» 15-й час, если сейчас 8:00?» Какие-то настройки в программе сбились…

— А Бронюк ваш постоянный слушатель?

КОСТЯ: — Когда Витя в Виннице, то да! Главный козырь «Такта» — то, что мы единственное местное FM-радио, которое успешно конкурирует с киевскими станциями.

ЮРА: — Сами подумайте, кому в Виннице, в конце концов, нужны киевские пробки? Приятно также, что отцы Винницы прикладывают много усилий для имиджа города. Приезжие, в том числе и музыканты, часто у нас спрашивают: «У вас до миллиона жителей?»

КОСТЯ: — И мы честно отвечаем: «Да!» Ведь 360 тысяч – это до миллиона…