Попенко Елена

Винничанка Елена Попенко делает изумительные ювелирные «леденцы» — украшения из лепестков и листиков, залитые ювелирной смолой и облаченные в латунную фурнитуру

Винничанка Елена Попенко однажды уже становилась героиней публикации «РЕАЛа», как знаток исторических танцев и участник костюмированных под разные эпохи балов. Теперь же девушка заинтересовала редакцию, как мастер по изготовлению украшений из засушенных листочков, лепестков и цветков растений, залитых ювелирной смолой, с использованием латунной фурнитуры тонкой работы. 

 

— Я взяла с собой несколько своих изделий, чтобы вам показать. На мне, если вы заметили, сейчас серьги и брошь из листочков плюща. А вот цельный цветочек мака, залитый в ювелирную смолу (очищенная, без запаха, безопасная). Цветочек был засушен, как для гербария. Мак, когда высыхает, теряет ярко красный пигмент, получается такой вот сатиновый оттенок.

— Как по мне, что-то типа тоненького оргстекла, в котором засушенное растеньице. И сколько такое чудо делается?

— При нормальной технологии дней 5. Потому что здесь идет многослойная двухсторонняя заливка, а каждый слой смолы сохнет сутки, добавляя глубины и красоты. Если залить одним слоем, будет совсем не то. Плюс потом шлифовка, полировка, лакировка и т.д.

— А нельзя положить листик меж двух пластмассок и склеить? Типа заламинировать?

— Почему нельзя, можно… Но это будет видно. Кроме эстетической разницы, ювелирная смола устойчива к повреждениям: чтобы ее поцарапать, надо очень постараться, например, умышленно бросать много раз подряд. Кроме того, эта техника здорово дополняется американской чеканной фурнитурой с тонкими узорами из дорогого латунного сплава. А вот это — показывает — та же латунь, но с покрытием серебра. Вся эта фурнитура была произведена в США, я ее заказываю на фирменном сайте. Она очень мне импонирует своими необычными и изящными узорами. Я прочитала, что это переснятые орнаменты викторианской эпохи. Естественно, они сразу запали мне в душу…

— А это что за шарики?

— Эти серьги, как видите, содержат в себе натуральные целые бутончики роз.

— В натуре! А я сразу не понял…

— Вот так они там и живут. И это тоже розы, только лепестки – в каждой серьге по одному…

— Если над такой игрушкой играться 5 дней, покупать эксклюзивную американскую фурнитуру, смолу и прочие компоненты, какова может быть ее себестоимость? И почем вы тогда продаете свои изделия, если не секрет?

— Все зависит от сложности работы. Например, небольшие сережки, заливаемые в готовые рамочки, могут стоить от 50 до 150 гривен. А более сложные «леденцы», так я их сама называю, стоят от 150 гривен и выше. Замечу лишь, что у ребят, которые этим занимаются давно и более профессионально, цены гораздо выше. Но я только два месяца продаю свои изделия. Правда, раньше делала их для себя…

— А это что?

— Сережки с лепестками тигровой лилии.

— А сверху на них какие-то зеленые камешки — изумруды?

— Нет, это маленькие листочки акации, залитые многослойной ювелирной смолой…

Я как вспомню, как все начиналось, так и вздрогну. Сначала я полгода переводила смолу, портила фурнитуру и домашнюю мебель. Я ведь нигде не брала мастер-классов, а то, что выложено в Интернете, дает лишь 10% от необходимой информации… Эта смола у меня была везде: она моментально ко всему прилипает и не отмывается. Если что к ней приклеилось, его уже можно только сломать или оторвать по живому.

Смол, кстати, существует огромное количество, но хорошая смола стоит дорого. Пока я нашла свою, перепробовала очень много и выкинула огромное количество денег. Сейчас я ее покупаю литрами у дилеров в Одессе, а где они ее берут, даже не знаю. Главное, что у меня уже ничего не разливается, я научилась работать с минимальными потерями.

— А смолу надо греть?

— Нет. Смола двухкомпонентная, она разводится. За сутки высыхания проходит около 6 различных фаз густоты. Например, самая жидкая смола хорошо подходит для заливки одуванчиков. Или вот, например, семечки чертополоха или расторопши (показывает). Можно выбрать такую фазу, чтобы получились пузырьки; или наоборот, чтобы не было…

— А вот эти пузырьки – это так задумано или случайно получилось?

— Лично для меня вполне допустимо небольшое количество пузырьков в смоле. Может, кому-то они не нравятся и кто-то из мастеров их выпускает специально. А я от них балдею и  стараюсь, чтобы их было побольше – они придают какой-то живости и магии. Я не люблю какого-то такого пластмассового состояния.

— А целый одуванчик можно залить?

— Да, получаются огромные мистические шары.

— А что это за растение: три отдельных листика?

— Нет, это один. Но я не знаю, что это за растение, мне мама его засушила: форма необычная, цвет очень яркий.

Конечно, по возможности я стараюсь узнавать, с какими растениями приходится работать, какая у них символика. Листочки и цветочки я собираю везде, а потом в книгах высушиваю целые гербарии. Кроме лепестков орхидей, которые слишком толстые. Для них я нашла свой способ высушивания, но не расскажу вам о нем, это секрет . Скажу лишь, что это очень смешной процесс…

— Елена, а где вы ищите все эти листики?

 — Сначала я вообще перестала нормально жить: всюду ходила, заглядывала и собирала все подряд. Со временем научилась прогнозировать, как тот или иной листочек будет выглядеть в засушенном виде. В зависимости от текстуры цветка, я уже могу прикинуть, как он будет смотреться с фурнитурой. А так, куда бы мы ни ехали, я беру с собой книги, а если на море, то сразу три тома. А когда листочки и лепестки, наконец, высушиваются, я их перекладываю в два толстенных альбома для фотографий с магнитными пленками, где они и хранятся.

— А как цепляется фурнитура к залитому смолой лепестку?

— Пока смола не загустела, просто фиксирую в нужный момент. Высыхает и держит намертво.

— А можно использовать золотую или платиновую фурнитуру?

— Можно. Но кому это надо? К тому же золотую фурнитуру надо заказывать у ювелиров, в каталогах ее не выкладывают на выбор. А индивидуальная ювелирная работа под заказ очень дорогая. К тому же у латуни есть какая-то легкость и непринужденность, как альтернатива драгоценным металлам, золотым цепям и бриллиантам. Это просто цветочек, который завял бы вскоре, и его бы выкинули, а я сохранила его красоту в другом качестве. Для меня это какая-то магия.

— А он не истлеет в смоле со временем?

— Нет. Там абсолютно нет воды. Ведь используются строго хорошо высушенные растения. А в смоле тоже совершенно нет воды.

— Ну да, жизнь, в том числе тление и гниение, без воды невозможна.

 

— Но хранить их лучше в темноте, поскольку природные пигменты имеют свойство выгорать на солнце.   

 

— Удается продавать «леденцы»?

— Спросом пользуются. Мужчины любят женщин, а женщины любят цветы…

— Люди выбирают из готовых работ, или заказывают: хочу розу, орхидею, плющ и т.д.?

 

— Чаще всего бывает так — люди видят что-то имеющееся в наличии, и пишут: «Я хочу точно такое же, но с перламутровыми пуговицами». И ты сидишь и делаешь перламутровые пуговицы. Подобные заказы – мечта для начинающего мастера. Но когда их становится очень много, и ты штампуешь одно и то же целый месяц – это достает. Например, все очень падки на эти шарики с розами. За два месяца мои украшения уехали в Лондон, Индию, Италию, но больше всего в Россию – 90% всех моих работ. А вот в Украине клиентов мало. Изделия отправляю почтой, получив предоплату по Интернету. Я владею английским языком, но в основном со мной связываются наши за рубежом. 

 

— Елена, вы ведь где-то еще работаете, занимаетесь танцами и «леденцами»… Как вы все успеваете?

 

— Я артистка ансамбля песни и танца «Подолье», пою… Очень важно желание. Когда ты четко понимаешь, чего хочешь, всегда найдешь для этого возможности. 

 

Остальные украшения сделанные Еленой можно посмотреть по приведенным ниже ссылкам на каталоги работ: