Личности. Вехи истории в именах
Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. Ее мама Елена Александровна не окончила школу, поскольку помогала мужу организовывать праздники и музыкальные выступления. Глава семьи Марк Гаврилович Гурченко прошел всю войну и вернулся домой. Людмила училась в школе с 1943 года, но большими успехами не отличалась. В 1953-м, после окончания десятилетки она поступила в московский ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, которую окончила в 1958-м. Фейерверк…
В 1974-м вышла производственная мелодрама “Старые стены”, получившая государственную премию РСФСР, в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики без налета типичных черт советского руководителя. Но в 70-е Гурченко приглашали сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах, которые выходили один за другим: “Табачный капитан”, “Цирк зажигает огни”, “Соломенная шляпка”, “Небесные ласточки”. А ради музыкального фильма “Мама” Людмила отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова – “Неоконченная пьеса для механического пианино”. Зато на съемках “Мамы” клоун Олег Попов нечаянно сломал ногу актрисе — закрытый перелом со смещением. Гурченко спасла общая спортивность и специальные физические упражнения: вскоре актриса вновь смогла танцевать и ходить на шпильках.
Гурченко пыталась вырваться за рамки амплуа поющей красавицы, “женщины-фейерверк”. В последние годы она любила пожаловаться, что ее не приглашали на другие роли по указанию свыше. Но критики эту версию не поддерживали, поскольку на самом деле актриса снималась очень часто, и в достаточно разноплановых ролях, а в том, что режиссеры и зрители воспринимали ее образ стереотипно, вряд ли есть чей-то злой умысел. Интересными признаны следующие роли “другого плана” в исполнении Гурченко: Ника в “Двадцать дней без войны”, Тамара Васильевна в “Пяти вечерах”, Рита в мелодраме “Любимая женщина механика Гаврилова” и официантка Вера Нефедова в лирической комедии Эльдара Рязанова “Вокзал для двоих”. В первую очередь, за эти работы в 1983-м Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала “Советский экран”.
Олег Басилашвили, снимавшийся с Гурченко в “Вокзале для двоих”, рассказывал: “Пронести сквозь всю жизнь вот эту тягу к юности, к молодости, и оставаться молодой на экране и в жизни — это может только она. То, какой урок работоспособности она преподала мне на съемках нашего фильма — я ей по гроб жизни буду благодарен!.. Такого работоголика, сумасшедшего, одержимого, ненавидящего лентяев и бездарность, что одно и то же, фактически я никогда не встречал. Она меня очень многому научила, я ей за это очень благодарен!”. Очень теплые дружеские отношения сложились у Людмилы Марковны и с братьями Андроном Михалковым-Кончаловским и Никитой Михалковым.
В 90-е годы актриса снималась реже. В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру.
Одним из тяжелейших ударов для Людмилы Гурченко стала смерть шестнадцатилетнего внука Марка, который в декабре 1998 года умер от передозировки наркотиков.
В 21-м веке Людмила Марковна интенсивно эксплуатировала ретроностальгические чувства аудитории, став завсегдатаем различных шоу. Ее косметологические операции, прошлая и настоящая личная жизнь тщательно пережевывались СМИ, и актриса этот интерес старательно разжигала.
Личная жизнь энергичной и знаменитой красавицы не могла быть не бурной. Первым ее мужем был человек непростой судьбы, красавец Борис Андроникашвили (сценарист, историк, двоюродный брат знаменитого грузинского режиссера Шенгелая). Но через три года их студенческий брак распался, а дочка Маша впоследствии выучилась и работала медсестрой. Вторым мужем Гурченко был актер Александр Фадеев. Третьим — Иосиф Кобзон, впоследствии Гурченко не любила вспоминать об этом периоде своей жизни и утверждала, что он у нее теперь вызывает “одно чувство — глубокой иронии”. Четвертым мужем актрисы был музыкант Константин Купервейс. Со своим последним мужем Сергеем Сениным Гурченко познакомилась во время съемок фильма “Секс-сказка” по Владимиру Набокову, где он был продюсером. Потом они вновь встретились на съемках фильма “Любовь”, а когда съемки завершились, они решили больше не расставаться. Жили вместе до последних дней актрисы.
Вот как вспоминала Любовь Марковна свою роль Сатаны в облике женщины в первом отечественном эротическом фильме “Секс-сказка”: “Я пыталась воплотить свое понимание эротики как прелюдии, предвкушения, предощущения любовного акта. Теперь все, где нет животного соития, автоматически выпадает из “эротического разряда”. Я-то по наивности всегда полагала, что прекрасно эротичными могут быть улыбка, поступь, взмах ресниц, поворот головы. У меня очень твердое убеждение, что тут должен, обязан главенствовать такт”. Кстати, однажды во время театральной постановки “Секс-сказки” актриса обнажила грудь, правда, нет гарантии, что это был не муляж.
Незадолго до смерти актриса перенесла тяжелую операцию по поводу перелома шейки бедра (Гурченко упала во время прогулки с собаками). Для людей старше 70-ти такая травма и ее лечение всегда имеют очень тяжелый прогноз. Людмила Марковна умерла 30 марта 2011 года у себя дома в Москве сравнительно быстро и легко от сердечного приступа во время просмотра телефильма, посвященного ей.
Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ