Загадки Винницкого Художественного музея: в его фондах находят шедевры, достойные Эрмитажа и Лувра

1Недавно, например, обнаружили мраморную скульптуру итальянца Лоренцо Бартолини, редчайшие часы бронзовых дел мастера Самуила Веля

В отличие от многих аналогичных учреждений Винницкий Художественный музей считается одним из самых «неизвестных». Его фонды до сих пор отчасти являются terra incognita. История примерно трети всех экспонатов покрыта тайной. Не известны авторы произведений и люди, которые на них изображены. Правда, как уверяет директор музея Илья Безбах, исключительно благодаря этим «тайнам», а порой и ошибочным суждениям относительно авторства уникальные экспонаты, которые могли бы занять достойное место в самых знаменитых музеях мира, не лишились винницкой «прописки».

По большому счету, своему появлению Художественный музей обязан семье Потоцких. Этот род некогда по сути правил на Подолье и столетиями собирал культурные ценности, работы мастеров мирового уровня. И что самое удивительное теперь – украшал ими местные имения. Наследие этой семьи из усадеб в Тульчине и Немирове фактически и легло в основу экспозиций музея в Виннице. Правда, до его создания в начале 1990-х испытаний судьбы экспонаты могли и не пережить. Так, многие мраморные скульптуры античных богинь, которые сегодня украшают залы музея, лишены конечностей или пальцев рук. А еще практически все были в свое время обезглавлены.

По словам И. Безбаха, это последствия Гражданской войны и захвата красноармейцами дворцов. Видимо, они слишком буквально воспринимали слова «Интернационала» и руководствовались лозунгом «до основания разрушим, а затем…», потому саблями и сносили мраморные головы.

В 1920-х власти понесли «культуру в массы», картины и скульптуры «распределили» по многочисленным райцентрам, а позже, когда музей революции в Виннице переименовали в краеведческий, собрали в областном центре. Но места для их демонстрации не нашлось. Да и ценность, по-видимому, считалась сомнительной. «Большая часть экспонатов десятилетиями хранились в фондах. И хорошо. Поэтому они и сохранились, не были разбиты, как некоторые скульптуры античных персонажей», — уточняет Илья Васильевич, отмечая при этом, что изучением «происхождения» произведений искусства никто особо тогда не занимался.

«Забвение» сыграло на руку винничанам. Директор музея уверен, что в советские времена многие произведения искусства забрали бы в Эрмитаж и Третьяковскую галерею, если бы фамилии их авторов были известны. Фактически многое из собраний сегодняшнего Художественного музея идентифицировать стали с начала 1990-х. И этот процесс «в полном разгаре». Совсем недавно пришлось изменить надпись под мраморным бюстом молодой девушки утонченной красоты. «Раньше мы полагали, что на нем неизвестный автор изобразил Марию Строганову — дочь владельца дворца в Немирове Болеслава Потоцкого. А оказалось, что это скульптура ее матери – Марии Потоцкой из рода Салтыковых», — рассказывает И. Безбах. В Академии искусств во Флоренции хранится гипсовая копия винницкой скульптуры, с которой известный итальянский скульптор Лоренцо Бартолини ваял мраморную графиню.

Это «открытие» позволило откорректировать «паспорт» скульптуры. Если прежде считалось, что она, вероятно, сделана в 1860-х  в Риме, то теперь у искусствоведов нет сомнений, что скульптор работал над ней в 1830-х во Флоренции. Итальянский «след» вскрыл некоторые детали жизни «героини». Как оказалось, у Марии Алексеевны Салтыковой до замужества был роман с одним английским лордом, и именно он заказал скульптуру местному мастеру.

Не без помощи итальянских коллег винницкие музейщики смогли идентифицировать бюст молодой женщины, удивительным образом похожей на княгиню М. Щербатову, последнюю владелицу немировского дворца. Предполагалось, что кто-то из предков… Помогла фотокопия портрета, благодаря которой в Риме установили, что моделью для местного скульптора Гульерми Луиджи была Мария Болеславовна Строганова, в девичестве Потоцкая.

Сегодня в среде специалистов нет единого мнения по поводу того, стоит ли реставрировать старинные настольные часы. Совсем недавно музейщики нашли на них клейма и мелкие надписи, которые указывают, что корпус сделал бронзовых дел мастер Самуил Вель — поставщик императорского двора в Санкт-Петербурге. Его часы хранятся в крупнейших музеях мира, а аналогов винницким всего-то осталось 16 экземпляров.

«В нашей экспозиции демонстрируются две «Батальные сцены», автор которых тоже считался неизвестным, — продолжает Илья Васильевич. – После проведения научного исследования и консультаций с польскими реставраторами мы определили, что картины принадлежат кисти известного итальянского художника французского происхождения XVII века Жака Куртуа, прозванного Бургиньйоном.  Он «специализировался» на кавалерийских битвах и пейзаже, окутанном серо-желтыми облаками дыма. Кстати, полотна Бургиньйона выставлены в Эрмитаже и резиденции президента Польши». Детальный анализ картины «Большой канал в Венеции» в 2007-м позволил винницким музейщикам не только установить автора картины – голландца Л. Гревенброка, но и «состарить» полотно почти на столетие.

«В нашей экспозиции представлены портреты практически всех Потоцких. До 2005 года мы считали, что не хватает лишь Анны, супруги Франтишека Салезия Потоцкого. Пересмотрели фонды и выставили несколько портретов неизвестных лиц кисти неустановленных авторов. Так и начались открытия… Узнать на одном из полотен Анну нам удалось благодаря книге Р. Афтанази, где в разделе «Печора» была иллюстрация интерьера спальни с портретами Салезия с женой», — вспоминает директор музея.

Несмотря на «открытия» последних лет, областной Художественный музей остается в числе самых таинственных. Из 10,4 тысяч его экспонатов около трети не раскрыли тайну своего происхождения. Точнее, ученым еще предстоит их идентифицировать, а также разгадать загадки самого рода магнатов Потоцких, оставивших после себя на Подолье больше, чем любая другая семья.

Илья Безбах говорит, что не отрицает существования мистического и верит, что гибель «тульчинской» ветви Потоцких в 1920 году — когда красноармейцы расстреляли последних потомков рода Марию Щербатову и ее детей — не была случайной. За полтора столетия до этих событий вышеупомянутые Салезий и Анна Потоцкие приказали реестровым казакам задушить Гертруду, возлюбленную их сына Станислава, на которой тот женился по любви, но без согласия родителей. Зимним вечером в 1772 году молодая женщина погибла при невыясненных обстоятельствах. Она ехала в санях и якобы удушилась подушками, а потом сани выехали на лед и провалились в прорубь. Смерть Гертруды легла пятном на семью, и привела к фатальным последствиям для потомков. Это лишь предположение, но как знать?..

Игорь ХМЕЛЬНИЦКИЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

ВСУ уничтожили ракетчиков «ДНР»: новое видео

28.02.2019 - 10:56
Подполковник Вооруженных сил Украины Анатолий Штефан Штирлиц, как и обещал вчера поздно вечером, опубликовал новое видео из цикла «шмаки-бум». Правда, оно не такое красочное, как некоторые предыдущие, где были очень ...

В Ростове прогремел взрыв: видео

06.04.2017
Утром 6 апреля произошел взрыв ...

«Динамо» разгромило «Волынь»: видео голов

27.11.2016
Киевское «Динамо» одержало четвертую победу ...