ЗАЦЕПИН АЛЕКСАНДР. Композитор Александр Зацепин – долгожитель, написавший хиты к “Бриллиантовой руке” и “Кавказской пленнице”

Личность. Вехи истории в именах

Александр Сергеевич Зацепин родился 10 марта 1926 года в Новосибирске в семье хирурга и учительницы литературы. Закончил параллельно музыкальную и техническую школы. Во время военной службы играл на аккордеоне, кларнете и балалайке в ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа. В начале 50-х годов Александр переехал в Казахстан, где поступил в Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции, параллельно руководил художественной самодеятельностью. Его преподавателем был Евгений Брусиловский — автор первых казахских опер и автор гимна Казахстана. После окончания консерватории в 1956-м Зацепин работал концертмейстером в Алма-Атинской филармонии.

zacepin-aleksandr-kompozitor

В 1957-м Зацепин написал музыку к своему первому художественному фильму —  музыкальной комедии “Наш милый доктор”,  чья песня “Надо мной небо синее” стала сразу же популярной. Зацепин был в авангарде творческих экспериментов, аранжировка его музыки всегда отличалась новаторством и оригинальностью. Звездный час композитора настал немного позже, когда Александра пригласил работать режиссер Леонид Гайдай, у которого во время работы над “Самогонщиками” возникли разногласия с композитором Никитой Богословским. Первой совместной работой Гайдая и Зацепина стала “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”. Затем была “Кавказская пленница или новые приключения Шурика”. Безумно популярные хиты “Если б я был султан” и “Песенку о медведях” Зацепин написал на слова Леонида Дербенева.

Затем в карьере Зацепина был фильм “Белый рояль”, где молодой Муслим Магомаев спел “Лунную серенаду”. После чего последовала бессмертная “Бриллиантовая рука” с тремя вечными хитами: Аида Ведищева, ранее исполнившая “Медведей”, спела “Помоги мне!”, Юрий Никулин – “А нам все равно!”, а Андрей Миронов – “Остров Невезения”. Советско-итальянский фильм “Красная палатка” имел двух композиторов: в Италии он вышел с музыкой Эннио Морриконе, а в СССР с музыкой Зацепина. Песни Александра Сергеевича “Есть только миг” и “Все было” из “Земли Санникова” стали очередными хитами. Затем Зацепин написал музыку к гайдаевской ленте “Иван Васильевич меняет профессию”.

В середине 70-х годов состоялось знакомство композитора с еще неизвестной Аллой Пугачевой: Зацепин услышал ее на концерте самодеятельности и предложил спеть для фильма. На тот момент у Зацепина уже была своя домашняя студия, аппаратура которой была собрана и ремонтировалась лично композитором. Именно там Алла Пугачева, начиная с 1975-го, записывала свои первые песни к фильмам “До свиданья, лето”, “Любовь одна виновата”, “Бубен шамана”, “Куда уходит детство?”, “Волшебник-недоучка”… Александр Зацепин в своей студии писал и другие эстрадные песни Аллы Пугачевой, которой фирма грамзаписи “Мелодия” тогда еще не светила.

Но вскоре они прервали творческие отношения. Причиной стало то, что Пугачева в музыкальный фильм “Женщина, которая поет”, над которым работал Зацепин, привлекла песни другого композитора — якобы полностью парализованного Бориса Горбоноса, написавшего, в том числе, и саму песню “Женщина, которая поет”. Александр Сергеевич, не имея ничего против коллеги, посчитал неуважением к себе то, что фактически в его фильм  включили песни другого композитора. Причем, песни Горбоноса Пугачева записала на домашней студии Зацепина, якобы для радио, но они попали в фильм. К тому же после выхода ленты оказалось, что никакого Горбоноса не существует: Пугачева сама написала эти песни. Просто у певицы не было другого шанса заявить о себе, как композиторе, а “парализованность” мифического композитора разжалобила к нему дирекцию фильма.

После этой истории Александр Зацепин написал и записал на своей домашней студии самую лучшую свою музыку (по мнению критиков) к фильму “31 июня”. Однако, поскольку один из актеров – балетный танцор Большого Театра Александр Годунов – во время гастролей в Америке эмигрировал в США, картину запретили. Тем более что самого Зацепина упрекали за “буржуазные” аранжировки. Тем не менее, в 1981-м на экраны вышел новый музыкальный фильм композитора “Душа”, с Софией Ротару в главной роли, а также с участием группы “Машина времени”.

В это время умерла первая жена Зацепина Светлана, с которой они вместе прожили 29 лет (у них была дочь). Выгодный контракт с американской фирмой композитору подписать не разрешили, он впал в депрессию. В это время друзья познакомили Зацепина с живущей в Москве француженкой Женевьевой. В молодости отец запретил ей выходить замуж за любимого человека, от отчаяния она ушла в монастырь. Но через 20 лет Женевьева бросила монастырь и приехала к брату в Москву. Они встречались, переписывались и вскоре расписались в Грибоедовском загсе. Но КГБ не давало возможности иностранцам свободно жить в СССР. Тогда Александр Зацепин с большим трудом оформил выезд в Париж и вид на постоянное место жительства во Франции. Но через 5 лет они с Женевьевой расстались. “Нет, она замечательная женщина, но просто мы оказались разными людьми. Наверное, сказался и языковой барьер: французского языка я не знал, только английский. А она, в свою очередь, в английском была не сильна. Так и общались. Притом оказалось, что у нас диаметрально противоположные характеры … Перемены в настроении постоянно. Так все у нас и расстроилось. Но, впрочем, мы остались друзьями”, — вспоминает композитор.

Выехать обратно в СССР было непросто. Но с 1986-го композитор жил уже в Москве. Работал преимущественно для английских и германских кинокомпаний.  Зацепин купил себе под Парижем двухэтажный домик с участком земли в 30 соток и садом из 20 плодовых деревьев. Вскоре композитор обзавелся квартирами и в Париже, и в Москве.

Все же зрители помнят музыку Зацепина по старым советским фильмам, например “Капитан Немо”, о котором мы еще не вспоминали, или мультфильмам “Ну, погоди!” Вячеслава Котеночкина. В 90-е композитор сотрудничал с поэтом  Юрием Рогозиным.  В 2001-м режиссером Игорем Угольниковым был снят фильм “Казус Белли”, музыку к которому написал Зацепин. 18 и 19 января 2002 года в ГЦКЗ “Россия” состоялись юбилейные концерты, приуроченные к 75-летию композитора (правда, через год после его дня рождения).

Сейчас Александру Сергеевичу 9о лет.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

В Каире нашли огромную статую самого великого египетского фараона Рамзеса II: видео

11.03.2017 - 16:02
В Каире совершенно случайно обнапружили фрагменты некогда 8-метровой статуи фараона Рамзеса II, называемого Великим. О сенсационной находке заявил министр древностей Египта Халед эль-Анани. Голову и бюст правителя обнаружили среди мусора ...