НАРБУТ ГЕОРГИЙ. Создатель украинской гривны Георгий Нарбут был востребован и при царизме, и при большевиках

Личность. Вехи истории в именах

Георгий Иванович Нарбут родился 25 февраля (9 марта по новому стилю) 1886 года на хуторе Нарбутовка, расположенном около Глухова Сумской области, в семье мелкого служащего. Его отец, Иван Яковлевич, принадлежал к старинному литовскому дворянскому роду, однако совершенно захудалому. Тем не менее был человеком образованным: окончил физико-математический факультет Киевского университета. Мать художника Неонила Николаевна, в девичестве Махнович, была дочерью священника. Она рано осиротела и вышла замуж совсем молодой. В семье было семеро детей: пятеро сыновей и две дочери. Младший брат Георгия Владимир в будущем стал известным поэтом.

Еще в детстве Георгий вырезал “вытынанки” — фигурки из бумаги, служившие украшением жилища. С 1896-го он учился в Глуховской гимназии, где заинтересовался книжной иллюстрацией, прежде всего рисунками легендарного Ивана Билибина, и геральдикой. Начальное художественное образование Нарбут получил самостоятельно: переписывал тексты старинными шрифтами, вырисовывал заставки, буквицы и рамочки, а также старательно копировал гравюры немецкой Библии.

В 1906 году, после окончания гимназии, Георгий с братом Владимиром переезжают в столицу Российской империи, где поступают в Петербуржский университет на факультет восточных языков. Однако Георгий сразу же перевелся на филологический факультет. Найдя среди студентов таких же, как он, художников-любителей, Нарбут организовал в вечерние часы занятия рисованием. Проработав некоторое время без руководителей, студенты устроили выставку своих произведений, на которую пригласили известных тогда мастеров кисти А. Н. Бенуа, А. П. Остроумову-Лебедеву, Е. Е. Лансере, К. А. Сомова, М. В. Добужинского и И. Я. Билибина.

Именно Иван Билибин сдал Георгию одну из своих комнат за “совсем незначительную плату” и участвовал в дальнейшей судьбе художника. Он снабдил Нарбута рекомендательным письмом к Н. К. Рериху, возглавлявшему школу Императорского общества поощрения художеств: “…Этот Нарбут снял у меня одну комнату. Я познакомился с ним только недавно. По-моему, он очень способный малый, но пока еще (по юности) совершенно без индивидуальности. Он подражает моим первым сказкам, от которых я сам давно отказался, и не может еще, кажется, понять, насколько они не то, чем они должны были бы быть. Я все время твержу ему, чтобы он искал себя… Потом он не умеет рисовать. Он хочет поступить в Вашу школу. Мне кажется, что это хорошо. Пусть порисует…” Кроме школы Императорского общества поощрения художеств Нарбут недолгое время посещал и частную студию Е. Н. Званцевой, где его наставниками были Л. С. Бакст и М. В. Добужинский. Но полноценным художником он так и не стал, зато был признан непревзойденным графиком.

 Дебютировал Нарбут в 1907-ом иллюстрациями к детским книжкам, которые сразу принесли ему известность. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» и две книжки с одинаковым названием «Игрушки»; во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. На новый, зрелый стиль художника повлияло увлечение русской культурой первой четверти XIX века — настолько страстное, что Нарбут даже обставил свою квартиру, стал одеваться и причесываться в духе того времени.  В начале 1909-го Георгий Нарбут впервые участвовал в самой представительной столичной выставке того времени — VI выставке Союза русских художников. В том же году Нарбут уехал в Мюнхен, где три месяца совершенствовал свое мастерство в студии графика Ш. Холлоши, а заодно изучал книги в Мюнхенской пинакотеке. Влияние на творчество Георгия оказал немецкий график Эмиль Преториус, который основал в Мюнхене Школу иллюстрации и книжного дела.

Летом 1912-го Георгий Нарбут ненадолго приехал в родную Нарбутовку, где познакомился с Верой Павловной Кирьяковой. 15 июля того же года состоялась их помолвка, а 7 января 1913-го сыграна свадьба. В марте 1914 года у них родилась дочь, а в январе 1916 — сын.

После возвращения в Санкт-Петербург Георгий Иванович работал в качестве художника в редакции журнала “Гербовед”, издававшемся в течение двух лет. В 1913 году он стал членом художественного объединения “Мир искусства”. А в 1916-ом вместе с Е. Лансере, К. Петровым-Водкиным, И. Билибиным он был избран в комитет этой организации. Также Нарбут становится постоянным сотрудником журнала “Аполлон”.

Еще в ноябре 1911 года Георгий три-четыре месяца  прожил у Г. К. Лукомского, в доме на 22-й линии Васильевского острова в Петербурге. Когда в 1914-ом Лукомской стал управляющим гербовым отделением Сената, он назначил своего бывшего квартиранта канцелярским служителем департамента геральдии. Но вскоре Нарбут был призван на военную службу. Ему удалось устроиться в Красный Крест при санитарном поезде, с которым он никуда не ездил, зато должен был ежедневно бывать в Царском Селе. Затем при содействии Мстислава Добужинского Нарбут был зачислен в историческую комиссию Красного Креста. Теперь его “служба” заключалась в ежедневных занятиях по редактированию книги о 50-летии Красного Креста и в графической работе для этого издания. Сослав семью к родителям в Нарбутовку, Георгий начал кутить и увлекаться женщинами. Правда, при этом не забывал работать.

После Февральской революции 1917 года Георгий Нарбут вместе с некоторыми другими деятелями искусства, а также тремя представителями Совета Рабочих и Солдатских Депутатов становится членом особого Совещания по делам искусств при Временном правительстве. В марте того же года его командируют в Киев с целью принятия мер по охране киевского дворца. Но художник задержался на Родине. Нарбут развелся и вскоре женился на Наталье Лаврентьевне Модзалевской. В сентябре того же года он стал профессором графики новообразованной Украинской академии искусств, а затем и ее ректором.

В 1918 году Георгий Нарбут возглавил образованную при гетмане П. Скоропадском “Экспедицию заготовки государственных бумаг”. Еще при УНР он возглавил группу мастеров в составе Кричевского, Мозалевского, Приходько, Романовского и Красовского, которой было поручено создание национальных денег. С художественной точки зрения эти деньги были на порядок качественнее оформлены, чем первые советские или белогвардейские купюры. И хотя над карбованцами, гривнами и шагами работала группа специалистов, в историю они вошли, как “деньги Нарбута”. 1 карбованец = 2 гривны = 200 шагов.

В 1919-ом, после установления Советской власти в Украине, Нарбут тоже оказался востребованным: он вошел в правление созданного профессионального союза художников, а также возглавил комиссию по организации Второго государственного музея. Вскоре он стал начальником отдела пластических искусств комиссариата по делам искусства и национальной культуры, а в апреле возглавил секцию художественной промышленности при Отделе искусств Наркомпроса. Редкое издание обходилось в этот период без его участия. Отталкиваясь от форм украинского барокко, Георгий Нарбут сочинил новый оригинальный шрифт, до сих пор широко тиражируемый украинскими художниками.

23 мая 1920 года, перенеся тяжелую операцию по удалению камней из печени, на фоне возвратного брюшного тифа Георгий Иванович Нарбут скончался. Похоронен на Байковом кладбище. Существует маловероятная версия, что художника умышленно заразили большевики. Однако если верить современникам, он сам инфицировался, выпив сырой воды из колодца.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Как делают тротуары и бордюры в Европе (видео)

13.11.2015 - 15:10
Хотим, познакомит Вас со способом создания тротуаров и бордюров в Европе. В противовес тем видеоматериалам, которые публиковались у нас ранее. Конструкция получается цельнолитой, бетонной и имеет вполне презентабельный вид. Добиваются ...

В Сирии забросали камнями российский БТР, видео

30.08.2021
Отчаянные повстанцы против диктатора Асада ...