МИЦКЕВИЧ АДАМ. Адама Мицкевича, ставшего для поляков символом, всю жизнь «футболили» по разным странам

Личность. Вехи истории в именах

У многих народов национальным символом, если хотите, знаменем стали великие литераторы и поэты. Мало того, что на основании их творчества зиждутся национальные языки и культуры. Так еще нередко эти люди принимали активное участие в национально-освободительной или революционной борьбе своих народов. Вильям Шекспир – Англия, Александр Пушкин – Россия, Тарас Шевченко – Украина… Адам Мицкевич – Польша.

Адам родился 24 декабря 1798 года на хуторе Заосье, близ города Новогрудок (ныне Беларусь). Раньше эти земли принадлежали Литве, которую  Мицкевич и называл своей родиной. Но поскольку еще в конце XIV века Литва и Польша слились в единое государство, в дворянском обществе, к которому принадлежала семья поэта, господствовали польская культура и язык. Отец Адама, Николай Мицкевич, принадлежал к мелкопоместной шляхте и занимал должность адвоката при городском суде в Новогрудке. В доме Мицкевичей витали свободолюбивые традиции польских патриотов. Николай сам принимал участие в народно-освободительном восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко и привил патриотизм  своим детям. Много интересных легенд и поверий слышал юный Адам от прислужника Блажея, значение которого можно сравнить с Ариной Родионовной для Пушкина.

В 1807 году Адам поступил в школу при доминиканском костеле в Новогрудке (в то время школы обычно организовывались при храмах). Уже тогда Мицкевич проявлял живой интерес к родной поэзии и начал писать сам. Окончив школу в 1815-м, Адам переехал в Вильно (нынешний Вильнюс) и поступил на физико-математический факультет Виленского университета, но через год перевелся на историко-филологический факультет. Учитель Мицкевича Иоахим Лелевель, позднее ставший его близким другом, на протяжении всей своей жизни стоял в центре революционного польского движения. Под влиянием Лелевеля в Виленском университете возникли тайные патриотические студенческие организации: “Общество филоматов” (стремящихся к знанию) и “Общество филаретов” (любящих добродетель). На первый план они выдвигали политические цели: будить в народе патриотические стремления и бороться за освобождение родины. (К тому времени Вильно и Варшава вместе с большей территорией Речи Посполитой входили в состав Российской империи.) Мицкевич был активным членом общества и их идейным вдохновителем.

В 1818-м Мицкевич окончил университет и был направлен в Ковно (Каунас) на должность учителя уездной школы. Там Адам увидел бедность и нищету простого народа, угнетаемого, как ему показалось, царскими властями и полицией (можно подумать, в суверенной Речи Посполитой простой люд жил лучше — традиционное заблуждение патриотов, наивно связывающих национальную свободу с благосостоянием). Он пишет в это время антиклерикальную повесть “Анеля” в духе Вольтера, поэму “Картофель” и трагедию “Демосфен”. В этих произведениях звучат патриотический пафос, вера в прогресс, мечта “о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся”. Наиболее значительными произведениями раннего периода в творчестве Мицкевича стала “Песнь Адама” (первый гимн филоматов), “Песня филаретов” и знаменитая “Ода к молодости”, слова которой Союз польской молодежи сразу же поставил эпиграфом к своему уставу. 

Позже поэт обратился к истории и народному творчеству, используя сюжеты народной поэзии,  сказок и преданий в революционном духе. В 1822 году был издан первый том произведений поэта, в который вошли его баллады и романсы. Большие поэмы “Гражиня” (имя княжны) и “Дзяды” (духи умерших предков) вошли во второй том его произведений. В основу сюжета “Гражини” положен реальный эпизод из истории Литвы начала XV века о героической борьбе с Тевтонским орденом. Один из удельных князей из-за распрей с Великим Князем Литовским отказался воевать с рыцарями, тогда его жена надела доспехи мужа и погибла в бою, после чего осрамленный, но покаявшийся супруг искупил свой позор кровью. В балладе “Свитязь” Мицкевич описал подвиг одного из литовских племен, погибшего, но не покорившегося крестоносцам… Такие темы царская цензура пропускала в печать, помня о борьбе того же Александра Невского с крестоносцами. Но польско-литовская шляхта читала между этих строк призыв к грядущему восстанию против Российской монархии.

В 1822 году царское правительство начинает преследование тайных организаций в Польше и Литве. В Варшаве было раскрыто “Патриотическое общество”, установлена слежка за студенческими организациями. В 1823-м в Вильно тайному советнику Новосильцеву удалось обнаружить организации филаретов и филоматов, и 23 октября того же года Мицкевич в числе других участников был арестован и заключен в Базилианский монастырь, превращенный в тюрьму. Следствие было закончено весной 1824 года: Мицкевич был выпущен из тюрьмы на поруки и остался в Вильно, ожидая решения по своему делу. 22 октября Мицкевичу было передано распоряжение: не позднее чем через два дня выехать в Петербург.

Вопреки опасениям Адама, пребывание в России оказалось очень благоприятным для формирования его мировоззрения и развития творчества (вспомните, Тарасу Шевченко в столице империи тоже жилось весьма неплохо). Местная богема Мицкевича встретила восторженно. Он скоро сблизился с декабристами Рылеевым и Бестужевым, которые стали его друзьями. Культурная элита Петербурга была знакома с творчеством Мицкевича еще до его приезда, и он стал желанным гостем на званых раутах и вечерах. Но через три месяца поэт был направлен в Одессу на должность преподавателя в лицее. Но свободных мест там не оказалось и не случайно: из Петербурга пришло предписание не оставлять неблагонадежного поэта в Одессе, а отправить его во внутренние губернии России. Мицкевич посетил Крым, который вдохновил его на создание цикла “Крымских сонетов”. В конце концов, Адаму нашли место в канцелярии московского генерал-губернатора (неплохая ссылка для неблагонадежного. – Авт.).

В Москве поэт тяжело пережил жестокую расправу Николая I с декабристами. Биографы полагают, что будь он тогда в Петербурге, он бы разделил участь своих друзей. Первое время Мицкевич жил уединенно, общаясь лишь со своими ссыльными виленскими друзьями филоматами. Затем поэт сблизился с виднейшими представителями русской литературы, в том числе в октябре 1826-го познакомился с Пушкиным, с которым у него завязалась искренняя дружба. Мицкевич стал завсегдатаем литературных вечеров и встреч, где, обладая непревзойденным талантом импровизатора, часто выступал. Мицкевич намеревался издавать в России польский журнал “Ирида”, однако ему, как лицу “подозрительному”, это было запрещено. Вершиной творчества Мицкевича этого периода стала поэма “Конрад Валленрод”, напечатанная в 1828-м. Она призывала к борьбе за свободу родины, во имя которой не страшны никакие жертвы. Во всяком случае, так воспринимали ее польские патриоты в дни восстания 1830 года…

После отъезда из России 15 мая 1829 года Адам посетил Берлин, Прагу, Карлсбад, Дрезден. Во время путешествия он узнал о Варшавском восстании и его последующем подавлении. Поэт взывал к правителям других стран и всем людям доброй воли помочь своим землякам, но его голос не был услышан. Вместе со своим другом Одынцом он присутствовал на юбилейных торжествах в честь восьмидесятилетия со дня рождения Гетте в Веймаре. Остановился Мицкевич  в Дрездене. Затем в июне 1832-го переехал в Париж, где в это время находилось большинство польских эмигрантов.

Адам примкнул к демократическому лагерю польской эмиграции, во главе которой стояли  Иоахим Лелевель и Станислав Ворцель. Мицкевич  редактировал газету “Польский пилигрим”, в которой призывал к совместной со всеми восставшими народами Европы борьбе против европейской реакции и ее оплота – царского самодержавия. Также в Париже Мицкевич создал свое крупнейшее произведение – реалистическую поэму “Пан Тадеуш”, по праву принадлежащую к лучшим произведениям мировой литературы. Затем творчество Мицкевича словно иссякло. В 1839 году он переехал в Швейцарию, где читал курс римской литературы в Лозанском университете. В 1840-м в Париже в Коллеж де Франц открылась кафедра славянских литератур, которую предложили возглавить Мицкевичу. 

С первых дней европейской революции 1848 года (“весны народов”)  Мицкевич выехал в Италию для организации польского легиона в составе армии Джузеппе Гарибальди. Когда легион был организован, Мицкевич передал командование им заслуживающим доверия офицерам, а сам вернулся в Париж, где издал революционную газету “Трибуна народов”. Но вскоре французское правительство прикрыло издание. В 1855-м в Стамбуле во время русско-турецкой войны Мицкевич намеревался организовать польский (по другим данным еврейский) легион для борьбы с царизмом. Но заболел холерой и умер 26 ноября 1855 года. Прах поэта был перевезен в Париж, а в 1890-м доставлен в Краков, где помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

В личной жизни Адаму не везло. Он несколько раз влюблялся, но порядочные девушки из высшего общества отвергали неблагонадежного поэта и обедневшего дворянина. Зато в разных странах ему посчастливилось ставать любовником знатных, зачастую замужних дам. В конце концов, 36-летний Адам Мицкевич женился на Целине, дочери знаменитой пианистки Марии Шимановской, которую знал еще ребенком. Но Целина оказалась психически больной, родила шестерых детей и умерла…

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Трамп запустил видео с Зеленским и Порошенко под названием «Я слил болото»

28.09.2019 - 12:58
Предвыборная гонка в США в самом разгаре. На это указывает ролик, в котором Трамп предстал как некий изобличитель «болота», связанного с сыном оппонента от Демпартии Джо Байдена, а точнее его ...

Обладательница самых роскошных ягодиц в мире станцевала самбу: видео

25.01.2017
Обладательница самых роскошных ягодиц бразилианка ...