В Украине идет скрытый передел рынка лекарств: первые жертвы – миллионы гипертоников

И осуществляется он, что обидно, в рамках очень нужной программы по реимбурсации

В последние два месяца «РЕАЛ» регулярно сталкивается с обидами читателей на то, что аптеки перестали им продавать без рецепта вполне обычные гипотензивные препараты. Сразу скажем, эта ситуация характерна не только для Винничины, но и  всей Украины. Все дело в правительственной программе реимбурсации – частичной компенсации стоимости гипотензивных препаратов за счет госбюджета.

Со слов начальника отдела информационно-аналитического обеспечения центрального аппарата Государственной службы Украины по лекарственным средствам Николая Холоденко, который недавно в составе целой комиссии инспектировал Винничину, с сентября 2013-го она приняла следующую конфигурацию. Более трехсот торговых марок с семью самыми эффективными и популярными гипотензивными веществами в зависимости от стоимости средней суточной дозы потребления разделены на три группы – чем дешевле препарат, тем больше компенсация, и наоборот. По первой группе препаратов размер компенсации достигает 90%; то есть, пациент платит только 10% от стоимости! По второй группе компенсация составляет около половины стоимости препаратов. В третьей группе никаких компенсаций нет, как заявил Николай Холоденко: «Их цена просто регулируется государством». Но препараты всех трех групп (на тот момент их было 323) продаются строго по рецептам. Врач выписывает больному одно из семи действующих веществ или одну из двух их распространенных комбинаций. Уже в аптеке больной по своему усмотрению выбирает препарат, который ему понравился, из десятков торговых марок данного вещества.

«Зачем нужны обязательные рецепты на препараты третьей группы, на которые все равно не распространяется компенсация?» — недоуменно спрашивают винничане. Медики на всех уровнях (в том числе и директор облздрава Лидия Диденко) говорят, что это необходимо для борьбы с самолечением. Дескать, в интересах здоровья и кошелька самих гипертоников регулярно обращаться к семейным врачам за рецептами: доктор и давление померяет, и лечение откорректирует. Естественно, эскулапы при этом забывают, что только на Винничине (согласно с заявлениями властей!) не хватает более полусотни амбулаторий семейной медицины! Это означает, что за каждым рецептом сегодня надо выстоять солидную очередь, на что большинство работающих граждан попросту не имеют времени. Мало того, по народно-медицинской традиции каждый визит к доктору подразумевает какой-то презент для него. Хотя особого смысла в этом нет, поскольку большинство сознательных гипертоников свое давление меряют дома и лучше любых врачей знают, как его понизить. А несознательный гипертоник в любом случае не лечится.

Отсюда делаем главный вывод: программа реимбурсации устраивает многих пенсионеров, у которых есть время поиграться с рецептами ради экономии за счет казенных скидок. Многим же работающим гражданам любой «лишний» контакт с медициной вылезает существенным боком, который нивелирует выгоду от скидок – именно среди них так много недовольных тем, что они не могут приобрести лекарства без рецептов.

Кстати, за такими действиями МОЗ прослеживается давняя мечта эскулапов о продаже всех без исключения лекарств по рецептам. На словах это аргументируется необходимостью ограничения «губительного самолечения». На практике же это не более чем попытка переключить на себя финансовые потоки граждан – если раньше я платил за анальгин только аптеке, то «в идеале» я должен поделиться еще и со своим лечащим или семейным доктором, который, может быть, соблаговолит мне выписать рецепт. Таким образом, вместо конкурентной борьбы за пациентов медики мечтают, чтобы их к ним загоняли принудительно – тогда эскулапы станут эдакими безальтернативными вершителями судеб. А ведь люди занимаются самолечением, прежде всего, потому, что имеют основания сомневаться в квалификации врачей и не имеют средств на лечение у них. Потому автор этих строк категорически уверен, что каждый гражданин имеет полное право на самолечение, и вместе с тем несет ответственность за его результаты; тогда как медики фактически никакой ответственности не несут.

Но вернемся к нашей реимбурсации. В нескольких аптеках Винницы корреспонденту «РЕАЛа» отказались продать без рецепта не только импортный «Эгилок», но и дешевые отечественные аналоги с действующим веществом «метопролол». Правда, без рецептов пока что можно приобрести гипотензивные препараты, не входящие в программу реимбурсации, однако эти лекарства не самые эффективные – МОЗ фактически убрал из безрецептурного оборота основные лекарства от гипертонии. Читатели часто наивно спрашивают: «Зачем нужны рецепты на препараты, на которые нет казенной компенсации?» Ответ прорисовывается из слов Николая Холоденко:

«Сейчас в первую группу с 90% скидками попадают преимущественно отечественные производители, потому что у них стоимость среднесуточной дозы потребления самая низкая. Во второй группе уже появляются импортные лекарства; третья же практически полностью состоит из них. Из 323 препаратов из программы реимбурсации компенсация сегодня предусмотрена на меньше, чем две сотни. Компенсации подлежат препараты, зарегистрированные в Украине, производящиеся в условиях надлежащей производственной практики, и те, на которые производителем задекларирована оптово-отпускная цена, которая регистрируется МОЗ. Да, мы фактически ограничиваем спрос на препараты иностранных производителей, чтобы они спешили снизить свои цены, дабы попасть в программу компенсации. И на сегодня заграничные производители, желающие продавать свой товар в Украине, спешат снизить свою среднесуточную стоимость; из-за чего первая и вторая группа постоянно расширяется».

Фактически речь идет о выдавливании с рынка импортных лекарств. Ведь если бы по рецептам продавались только препараты с компенсацией, многие гипертоники покупали бы безрецептурные лекарства, лишь бы не связываться с медициной. Теперь же, поскольку без рецептов все равно не обойтись, большинство пациентов в аптеках будет выбирать более дешевые отечественные препараты. Такая вот защита национального производителя.

 «Почему же тогда нельзя выписывать гипертонику рецепт, который бы действовал, скажем, на протяжении года?» — спросит вдумчивый читатель. Прежде всего, потому что эти рецепты – финансовые документы, по которым казна компенсирует аптекам скидки на гипотензивные лекарства. Кроме того, врачи всегда придумают, почему их надо посещать как можно чаще: например, вдруг состояние пациента изменится и понадобится корректировка дозы…

Инициатор программы реимбурсации, академик, профессор и главный терапевт МОЗ Василий Нетяженко в целом остался довольным увиденным на Винничине: «Лидируют по проекту Харьковская и Полтавская области – они освоили уже около 80% средств, выделенных на компенсацию. Ивано-Франковск и Закарпатье на втором месте – 65%. Винничина входит в средний эшелон – у вас на 6 октября было освоено 42%. При этом почему-то, как ни странно, в отдаленных районах результат лучше, чем в городах. Например, в Оратовском районе освоено 60% средств».

 Подскажем уважаемому академику правильный ответ на загадку: благодаря реимбурсации, на Винничине гипотензивные препараты стали продавать в ФАПах и амбулаториях, после чего они стали доступными для селян; ведь раньше им приходилось ездить за лекарствами в райцентры. В то же время горожане, как мы писали выше, достаточно прохладно относятся к реимбурсации из-за объективных или субъективных сложностей с получением рецептов и по факту невысокими в денежном эквиваленте компенсациями.

Также Василий Нетяженко был заметно недоволен аптекарями: «Мы зафиксировали, как одна мадам отказала пациентке в выдаче препарата, который врач выписал правильно. Ведь «Энап-Н» недавно включен в список компенсации, а она пыталась продать его пациенту за полную стоимость — они это не просмотрели… Некоторые аптеки вообще неохотно работают в программе».

Еще бы! Аптеки благодаря реимбурсации получили большой кусок лишней работы и хроническую головную боль. Например, академик хвалится, что перечень лекарств с компенсацией постоянно расширяется. А ведь это еще и значит, что провизорам надо регулярно их контролировать и менять программное обеспечение. Не говоря уж об раздраженных покупателях, сложной отчетности и риске невозврата денег из госбюджета (на стыке 2012-го и 2013-го годов, напомним, «зависание» платежей длилось  несколько месяцев). Честно говоря, аптеки включаются в программу исключительно под давлением местных властей и МОЗ, которое фактически запретило оборот основных гипотензивных средств за рамками реимбурсации. И, тем не менее, до сих пор в области хватает аптек, преимущественно мелких, которые просто физически не могут участвовать в программе.

А напоследок, как ни странно, и несмотря на все вышеизложенное, «РЕАЛ» искренне считает программу реимбурсации в целом правильной и нужной. Ибо нелеченая гипертония неизбежно приводит к ранним инсультам, инфарктам, отслоению сетчатки и прочим тяжелым проблемам со здоровьем. А ведь в Украине лечат гипертонию только 15% больных горожан и 8% жителей сел. Единственное (по нашему оценочному мнению), у гипертоников должен оставаться выбор: покупать лекарства со скидками по рецептам, или без них за полную стоимость. Да и аптеки можно было бы заинтересовывать не только кнутами, но и какими-то пряниками. Ведь, как не раз доказывала история, невозможно всех насильно заставить быть умными, богатыми, культурными, красивыми и здоровыми…


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

В российском Екатеринбурге взорвали телебашню, видео

24.03.2018 - 12:59
Демонстрируя всему миру разработки новых видов вооружения и указывая на солидные инвестиции в оборонный комплекс, в России не особо скрывают дефицит средств на мирные цели. Из-за хронического недофинансирования в российском ...

Появилось видео драки нардепа Гаврилюка с журналистом

18.05.2017
Журналист Василий Крутчак написал в Facebook ...

В Киеве молния ударила в телевышку: видео

15.06.2018
В четверг Киев накрыла непогода. ...