Владыка Ионафан

Владыка Ионафан: «Я был волей Божьей первым наместником Киево-Печерской лавры, а когда меня направили «миротворцем» в Тульчинскую епархию, первым делом попросил батюшек забыть о колдунах и кодах»

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан поведал «РЕАЛу» о том, как ему, сыну военнослужащего, в юности было видение неземного живого Света, которое и предопределило его дальнейший путь, и о том,

как довелось восстанавливать обитель и возрождать традиционное богослужения богослужение  в Киево-Печерской лавре, о двух мифах о Церкви — ее сказочном богатстве и одновременно бедности, о последних 7-ми годах архиерейского служения на Винничине, а также о недавней поездке группы священников и мирян его епархии в Грузию — на праздник Рождества Пресвятой Богородицы

 

Композитор, писатель, переводчик, богослов-литургист и… миротворец — так характеризуют архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких) те, кто хотя бы однажды беседовали с владыкой. Для него понятие духовной жизни гораздо шире пастырской «работы», заключающейся во внешнем развитии епархии. Владыка верит, что у каждого есть свое предназначение в этом мире, а свой «след в истории» он оставил музыкой и книгами. 

Для тех, кто не особенно хорошо разбирается в церковном «делении» отметим, что Винницкая область по территориальному признаку разделена на три епархии УПЦ Московского патриархата — Винницкую (северная часть), которой руководит митрополит Симеон, Могилев-Подольскую (юго-запад) под управлением архиепископа Агапита и Тульчинскую (восток региона).

«Ребенком, рассматривая в одной русской избе старинную цветную литографию с изображением Киево-Печерской лавры, мне и в голову не могло прийти, что когда-то стану ее первым наместником»

— Владыка, на Вашем официальном сайте указывается, что Вы родились в Воронежской области России. В отношениях между РФ и Украиной четко прослеживается некоторая конфронтация. Украинская православная церковь стоит в стороне от политики. Это правильно?

— Да, я родился в России в 1949 году.  Сегодня это часть Воронежской области -территория Белгородской области, где население исторически было смешанным — рядом проживали русские и украинцы. Как впрочем, по всей Слобожанщине, разделенной ныне между двумя государствами – Украиной и Россией. Селение, в котором я появился на свет, отображало эту географическую и этническую особенность — река делила или, вернее сказать, соединяла два наших народа.

Столетия они жили вместе, играли свадьбы и от этих браков появлялись дети. Я — представитель такого союза: моя бабушка – украинка, а дед – русский. Правда, местная украинская речь — слобожанский говор – немного отличается от подольского…  Он фонетически и отчасти лексически более тяготеет к говору российских кубанцев – потомкам славных запорожцев.

Такую смешанную культуру считаю хорошим символом единения, когда два народа объединены тесным взаимодействием и родственными узами. Думаю, что именно так должны строиться на будущее отношения между Украиной и Россией.

А особой «конфронтации» между народами Украины и России не замечаю. Это политики ссорятся из-за денег, а не народы. Наша Православная Церковь – это духовное лоно, которое будет роднить нас в один Божий народ до скончания века. Церковь должна сторониться светской политики — это для неё естественно, ибо она имеет своим предназначением не стяжание власти, а очищение от греха душ людей для вечности. И потому Церковь, как божественная институция, не есть от мира сего, по слову Спасителя и Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Вы сформировались в среде двух восточно-славянских культур?

— Не удалось. В Слободском крае я прожил всего первые два года жизни, потом лишь приезжал на лето к родным. Мой отец был военнослужащим. Получил на войне два боевых ордена Красного знамени — за оборону Москвы и за взятие Кенигсберга, и множество других орденов и медалей. Мать освобождала от фашистов Херсон и Николаев. Дед попал в немецкий плен под Харьковом и погиб в немецком концлагере под Бреслау. По окончании войны отца назначили директором школы для сирот. Затем он вернулся в ряды Красной армии и был отправлен на Крайний Север, в Североморск Мурманской области, который является базой военно-морского флота РФ. Дослужился до звания подполковника. Моё детство прошло в суровых условиях российского  Заполярья. Так что я — россиянин по советской метрике и русско-украинец по ментальности. Украина — моя вторая родина. Здесь похоронены мои родители – Иоанн и Ольга. А своё отношение к Украине, к Подолии в частности,  изложил недавно в стихах:

Люблю, Україно,

Твої ясні зорі

І сонце твоє в небі синім,

І мову чарівну твою, солов’їну,

І пісню в садочку вишневім.

 

Люблю, Україно,

Твій явір у полі,

Лани понад Бугом густі,

А, більше тебе я люблю, що з любов’ю

Ти стала за матір мені.

В 1960-м из Североморска отца перевели служить в Киев. Мы оказались в Матери городов русских. К тому времени я прочел «Повесть временных лет», «Слово о полку Игоревом»… Под впечатлением древних летописей из окна поезда увидел золотые купола Киево-Печерской лавры. Помню, будучи ребенком, в одной русской избе я увидел старинную литографию лавры. Рассматривая «картинку», мне и в голову не могло прийти, что когда-то стану первым наместником Киево-Печерской лавры, после её передачи православной церкви в 1988 году. Так получилось, что литография, увиденная в детстве, стала мне предзнаменованием будущего.

— Как в то атеистическое время Вы пришли к вере, не было ли желания пойти стопами отца и стать военнослужащим?

— Такое желание было у моего отца. Меня в Киеве даже пытались определить в Суворовское училище. Но человеческие судьбы устраивает Господь на небесах. В свое время писатель-революционер Белинский жёстко упрекнул Николая Васильевича Гоголя в том, что тот увлекся мистикой и стал писать исключительно на религиозную тематику. Гоголь в ответ написал ему: «Брат мой, Белинский, если бы ты встретил Бога так, как я, то ты не мог бы ни писать, ни думать, ни действовать иначе».

Человек, который встретил Бога и получил от Него озарение нетварной благодати, уже не может выбрать иной путь, кроме служения Ему.

Так вот, думаю, что в юные годы такая таинственная встреча произошла и в моей жизни. Было это так. На самом пике исканий ответа на вопрос: «Есть ли Бог?» в полусне мне вдруг было дано видение неземного живого Света в образе, изливающего неземной покой, сияющего Диска над бездонной чернотой Космоса. Созерцание этого сияния наполнило душу радостью и ощущением полноты бытия и, тогда же, в полусне, я впервые обратился к Богу не как к безликой силе, а как к Живой Личности. Я познал Любовь Божию от того, что Бог благоволил призвать меня, осияв, верю, светом невещественной благодати. И вопрос, который меня мучил — есть ли Бог? — сам по себе исчез и ум, очистившись от суеты, умиротворился. Бог открыл мне Свою благость, предопределив тем самым мой дальнейший путь. Этот важнейший перелом в моём мироощущении много лет спустя я описал в стихотворении «Сновидение».

Из кругов бездны Свет блаженный

Явился мне, Любовь даря,

Окрест Него два херувима

Блистали золотом огня.

 

Они без всякого движенья,

В бездонном мраке, в пустоте,

Внезапно вдруг переместились,

Чтоб в сердце заглянуть во мне.

 

Не вем, как? Те же серафимы

Меня над бездной провели,

Поставив пред столпами Рая,

В которых Свет сиял из тьмы.

 

Тогда коснулась меня Сила,

Сиянья Луч меня пронзил,

И счастья волны обступили,

И Бога сердцем ощутил.

 

Слились во мне в едином хоре

И Свет, и бездна, и душа,

Ума смятенье умирилось,

Жизнь с новой силой ожила.

 

Глагол Вселенная рекла мне:

«Едины мы: и ты, и я!»;

Душа взмолилася впервые:

«О, Отче мой, воззри на мя!

 

Как мне легко, о Свете Тихий,

Во сне ли то, иль наяву?».

Взывал я лику херувимов:

«Навек от Света не уйду!».

 

Но сон престал, и я в темницу

Храмины тела возвратясь,

Годами вспоминал Зарницу,

Что уготовал Бог для нас…

Отсель не тронут меня гимны,

Не соблазнят земля, моря, —

Меня лишь Свет блаженства дивный

К Себе манит, Любовь даря.

 

Узрю ли паки я виденье,

Могу ли грезить я в душе,

Что окажусь у Врат спасенья,

С венцом из злата на главе?

 

Из них тогда, от хлада тонка

Явится мне, Любовь даря,

Блаженный Свет — Господь превечный,

В Котором скрыта жизнь моя!

«В настоящее время в нашей епархии никто никого «колдунами» не обзывает»

— Расскажите, как оказались в лавре?

— Школьником я совершил паломническую поездку в единственный известный мне монастырь — Троице-Сергиеву лавру. Очень сильное впечатление на меня произвели тамошние насельники. Помню, как только переступил за лаврские Красные ворота, сердце сказало: «Это твой дом», и что я должен быть одним из них. В 17 лет, тайно, ночью, я принял иноческий постриг. Потом закончил школу, отслужил в армии и, демобилизовавшись, отправился в Санкт-Петербург, тогдашний Ленинград, поступать в семинарию. Почему туда? Отец учился в этом городе в военной академии, к тому же я хотел быть подальше от Киева. В те времена семинаристов ловили и иногда отправляли в психушку на обследование или на сборы в армию, да и у отца могли возникнуть неприятности на службе.

После духовной семинарии учился в академии. Одновременно окончил музыкальный класс по курсу церковного пения и дирижирования. Руководителем был Н. Д. Успенский – знаменитый музыковед и литургист. Потом руководил семинарским хором. А со временем ректор духовной Семинарии и Академии, архиепископ Выборгский Кирилл, нынешний Патриарх Московский и всея Руси, поручил мне преподавание пения в Семинарии и Регентском отделении при Духовной Академии. Так, вместо 4-х лет учебы, я прожил в Питере 16 лет.

Накануне 1000-летия Крещения Руси вернулся в Киев. В 1988 году советское правительство вернуло православной церкви часть лавры. Монастырю понадобился руководитель, при этом он должен был быть монахом и священником. Поскольку я соответствовал этим критериям, то был назначен на пост наместника Киево-Печерской лавры определением Священного Синода РПЦ.

С пятью монахами, среди которых был и мой постриженник — нынешний архиепископ Могилев-Подольский Агапит, пришлось восстанавливать обитель, налаживать монашескую жизнь, возрождать богослужение, заниматься организационными вопросами.

При мне возобновилось чудо мироточения от святых глав. Помню, прибежал молодой послушник, встревоженно стал извиняться, что, мол, не досмотрел, «кто-то налил воду» в сосуды с главами. Пошли с ним посмотреть. Как только сняли крышки сосудов, почувствовали прекрасный, непередаваемый словами, аромат мира.

— Почему спустя два года оставили пост наместника?

— Меня назначили дополнительно управляющим делами Украинской православной церкви. Совмещать такие две должности довольно трудно, приходилось больше заниматься делами канцелярии Экзархии, а монастырь оказался практически бесхозным. Потом мне в управление дали епархию и я совмещал канцелярскую работу в Киеве с пастырским служением на севере Украины. Ездил туда на авто самолично и возвращался в Киев. Потом меня перевели в Херсон. Позже возникла необходимость в моём служении на Подольской земле.

— Откровенно говоря, после руководства канцелярией УПЦ МП в Киеве, Херсонской епархией, «перевод» в Тульчин выглядит некоей ссылкой…

— Можно, конечно, и так судить. Однако, в Церкви не мирские порядки — все решает Синод, а владыки, как простые монахи, должны принимать всё к исполнению. В Тульчинской епархии в то время возникли некоторые дисциплинарные проблемы. Мог произойти реальный раскол среди духовенства, что беспокоило Киев. Выбор Синода пал на меня. Слава Богу, уже пошел восьмой год, как я возглавляю Тульчинскую епархию. Блаженнейший Митрополит Владимир, как-то посетив нашу епархию, словно подводя некий итог, сказал: «Вам, владыка, удалось сделать то, что не удавалось ни одному из Ваших предшественников – принести в Тульчинскую епархию мир».

— Я слышал, что Ваш предшественник не разрешал пользоваться мобильниками, иметь идентификационный код, на некоторых вешались ярлыки колдунов. Будто и сейчас в епархии есть священники, которые продолжают «бороться» с колдовством. Это так?

Прибыв в Тульчин и собрав местное духовенство, я предложил, давайте забудем тему о колдунах и кодах, и больше к ней возвращаться не будем. Затем отменил некоторые денежные пожертвования в пользу епархиальной кассы, которые счёл нецелесообразными. Я принципиально не делил духовенство на своих и чужих. Постепенно восстановился мир, и в настоящее время, должен вас обрадовать, никто никого «колдунами» в епархии не обзывает. Все вместе батюшки служат Божественную литургию и благодарят Бога, что владыка Ионафан у них такой хороший есть (смеется). Очень важно уважать своих собратьев, духовных сотрудников, никогда не пытаться унизить их человеческое достоинство и, Боже упаси, духовный сан, не демонстрировать, что ты — начальник, — они и так это знают. Этот путь трудный, но верный.

 «В храмах исполняют 5-6 моих произведений, может быть до десятка. Потому считаю, что прожил полноценную жизнь»

— До обряда крещения и венчания в Винницкой епархии с недавних пор крестные родители и молодожены проходят специальный обучающий курс. Подобные порядки используют в каждой епархии, или эти правила отличаются?

— Вы, вероятно, имеете в виду катехизацию, когда перед крещением младенцев крёстным родителям рассказывают азы православия.  Везде ли так поступают, я не знаю… Несколько лет назад в Тульчинской епархии был кризис образованных кадров: до 70 процентов духовенства не имело семинарского образования. (Может быть, в этой именно среде потому и имели место необоснованные подозрения в «колдовстве»?). Не удивляйтесь, но это результат храмового строительного бума 1990-х годов, когда массово стали организовываться церковные общины, строиться храмы, а священников катастрофически не хватало. Приходилось рукополагать рекомендуемых священниками благочестивых прихожан.

— Чего греха таить, иногда и не очень благочестивых…

— Иногда получалось и так. Но, как правило, большинство кандидатов своё призвание оправдали. Для исправления же «необразованной» кадровой ситуации пришлось потратить годы увещеваний. Надо было убедить священников поступить на заочный сектор киевской семинарии. В нашей епархии, слава Богу, таковых «неучей» осталось немного — около 10 человек (из почти 270 священнослужителей). Надеюсь, в будущем году «класс особо упорствующих» будет окончательно «ликвидирован».

— Как убедили взрослых мужей со своей паствой и храмом «сесть за парту»?

— Кого «пряником», кого строгим предупреждением. В оправдание нерадеющих об учёбе могу сказать, что многие священники Тульчинской епархии живут бедно, а дорога и проживание в Киеве на время сессии за свой счёт — не всем семейным по карману. Нецерковные люди иногда находятся под влиянием мифов о Церкви. Один из них, что Церковь сказочно богатая, все  церковники только на «Лексусах» и разъезжают. (Хотя, не исключено, что кому-то и подарил благодетель такое авто). А второй миф о крайней бедности. По-человечески, Церковь — это срез светского общества, где есть и миллионеры, и малоимущие. Так вот, большинство наших батюшек относятся к последней когорте — малоимущих. Но встречаются и те немногие, кто занимается каким-либо видом производственной деятельности и так зарабатывают на жизнь. И иногда, по слухам, довольно успешно. 

Из 300 приходов Тульчинской епархии в относительно среднем финансовом положении не более 160-ти, остальные выживают. Возьмем, к примеру, один из самых бедных районов Тульчинской  епархии  — Оратовский. Чтобы выжить, некоторые священники служат в 8-10 приходах. На один приход бывает приходится по сто дворов с пенсионерами.

— Легко ли находить общий язык с духовенством из так называемых богатых приходов?

— Не всегда. У некоторых священников отмечается некое самоупивание собственной самодостаточностью. Это, своего рода, приходской «автокефализм», некая ущербная соборность сознания. К таким священникам нужно относиться с пастырским терпением, поскольку и они что-то делают для людей и прихода.

Да и архиереям не даётся всё гладко. Несмотря на то, что в Винницкой области образованы три епархии, забот у епископов не убавилось. Все владыки, как правило, почти каждый день, помимо административной работы в канцелярии, совершают богослужение, едут и летом, и зимой по нашим дорогам, качество которых желает оставлять лучшего, — к пастве, в храмы по всей территории своих епархий.

Вот недавно священники и миряне Тульчинской епархии совершили паломничество в Грузию на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, куда нас пригласил митрополит Батумский Димитрий ( а он — племянник святейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии ІІ.). Долго подбирали самый дешёвый авиарейс и непритязательные гостиницы. За шесть дней проехали полстраны, участвовали в ночных и дневных богослужениях. Мои батюшки «стонали» от долгих переездов в микроавтобусах без кондиционеров. Не привыкли к таким нагрузкам. Но поняли, каково приходится их владыке, который постоянно курсирует от прихода к приходу, совершая тысячекилометровые переезды и авиаперелёты.

Вот пример. Ваш собеседник, прежде чем попасть в Грузию, побывал в Санкт-Петербурге на 300-летии основания Александро-Невской лавры (по приглашению Святейшего Патриарха Кирилла), успел вернуться самолётом ночью в Киев, оттуда рано утром на авто в Винницу, где отслужил литургию с митрополитом Винницким Симеоном. На следующий день автопоездка в Лядовский монастырь и богослужение там же, вечером автопереезд в Брест (Беларусь) , куда пригласили тоже на юбилей. Утром богослужение. Ночью переезд в Киев, рано утром вылет из Борисполя в Кутаиси. Автопереезд в Батуми на запад страны, ночью богослужение, утром рано автопереезд в центр страны — в Тбилиси. Служение литургии со Святейшим Патриархом Илией. Посещение нескольких монастырей… Наша группа побывала у мощей святой Нины, просветительницы Грузии, поднималась на высоту 2500 метров — к подножью горы Казбек. Это родина родителей Святейшего Илии Второго и митрополита Батумского Димитрия. Посетили древний монастырь, расположенный еще выше в горах, среди снегов, а оттуда спустились к пальмам в субтропики, чтобы сесть в самолет в Кутаиси и вылететь в Киев. А уже на следующий день владыка Ионафан совершал службу в Тульчине. Перечисляю всё не для похвалы, но дабы дать представление несведущим сколько приходится перемещаться архиереям, во исполнение возложенного на них послушания.

Скажете, а можно ведь  и не ездить… Но в присяге, которую дает каждый епископ при хиротонии (посвящении в архиерейский сан), написано — обязуюсь посещать приходы. Да, в другие епархии теоретически можно было бы не ездить, но и это есть долг архиерея — служение единству поместной Церкви. Посмотрите, как повсюду посещает епархии Украины Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир! И это при его-то физических немощах!

Когда епископ приезжает к собрату, то народ радуется всей душой этому видимому знаку единства во Христе вселенского Православия, которое является в совместном служении за престолом литургии, в едином сопричастии Святому Духу народа, духовенства и епископов. Служба, которую совершает епископ в сослужении духовенства, сильно укрепляет веру в единую соборную и апостольскую Церковь. Не случайно в богоборческие времена атеистическая власть запрещала епископам свободно посещать друг друга и приходы без её согласия.

— Готова ли епархия помочь в организации паломнических поездок в Грузию?

— К сожалению финансово такой возможности инет. Но у нас есть епархиальная паломническая служба, которая может организовать поездки священников и мирян в Иерусалим и в Грузию по церковным каналам.

Кстати, Святейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия Второй является самым авторитетным лицом в своей стране. Его слово – закон для православного грузина. Он завоевал уважение как народный Патриарх. Между прочим, он увеличил население Грузии на 15%. Как? Патриарх объявил, что станет крестным отцом каждому третьему ребенку в семье. У грузин появилось, своего рода, «стахановское движение» по увеличению деторождения. Святейший  с помощниками крестил по 5000 детей в Кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси. Автономная республика Аджария исторически была мусульманской территорией, а сегодня подавляющее большинство её жителей — православные.

Государство на строительство храмов, реставрацию монастырей, на содержание детских церковных приютов для сирот и епархиальных домов для инвалидов за последние только 10 лет выделило около 265 миллионов долларов! Сам Премьер-министр Грузии г-н Иванишвили (миллиардер) пожертвовал 1,5 миллиарда (!) долларов на строительство величественного кафедрального собора в Тбилиси во имя Святой Троицы. И это в небольшой Грузии! Православие в Грузии, благодарение Богу, возродилось и процветает. Туда стремятся паломники и туристы, чтобы прикоснуться к её культуре, к древним православным святыням – к Хитону Господню, к Хитону Божией Матери и ко святым мощам древних мучеников и угодников Божиих.

А вот в Украине ситуация совсем иная. В Тульчине священники годами не могут выпросить ни одной гривны у мощнейших пищевых предприятий на ремонт и роспись прекрасного архитектурного памятника национального значения – кафедрального Христо-Рождественского собора! А ведь в 2014 году будет празднование 20-летия образования Тульчинской епархии, 300-летний юбилей самого собора. Приглашены высокие гости из Грузии и других стран.

Что касается паломничества, то епархия вышла с предложением к областным властям о партнёрском финансировании паломнических поездок по Винничине.

— Владыка, Вы являетесь автором нескольких книг, а также переводов литургических текстов для катехизации, написали свыше 1000 музыкальных произведений…

— Говорить о тысяче духовных сочинений можно, если считать в их числе и мелкие формы сочинений. А больших произведений у меня не так уж и много, около двух десятков. Некоторые из них изданы, но большинство можно найти только на моем сайте и они ждут своего часа. Правда, одну литургическую книгу, которая вышла в свет на Винничине, удалось издать при помощи двух наших последних губернаторов.

Ну, и последнее. Мой покойный учитель пения 95-летний Константин Михайлович Фёдоров, последний выпускник Императорской придворной певческой капеллы 1906 года, как-то сказал: «Если хотя бы одно твоё сочинение будут петь на богослужении, считай, что прожил жизнь не напрасно». Слышал, что одно моё сочинение («Степенные антифоны древних напевов») давно поётся перед чтением воскресного Евангелия на Утрени во многих православных храмах нашей Церкви, значит, дерзаю надеяться, что прожил свои почти 65 лет не совсем напрасно.

— Спасибо.


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Перевернулась фура с водкой, — у жителей окрестных сел праздник

24.10.2015 - 13:34
В Саратовской области водитель грузового автомобиля, загруженного алкоголем, не справился с управлением, в результате чего машина перевернулась, а груз оказался на обочине. Разбились далеко не все бутылки, однако, их количество ...

«Шахтер» выигрывает в Лиге Европы у «Сельты»: видео гола

16.02.2017
После первого тайма «Шахтер» выигрывает ...