Ивасюк Игорь

 Главный “босс” всех школ и детсадов области Игорь Ивасюк дал интервью винницкому 6-класснику

Игорь Дмитриевич рассказал “РЕАЛу” о том, что в 90% наших школ вторым иностранным языком будет немецкий, о тендерных закупках в системе образования, о “мертвых душах” в одном из учебных заведений города, о том как он учился в школе, о его отношениях с одноклассниками и учителями, о плюсах и минусах советской школы по сравнению с современной, а также о том, в каких странах он хотел бы побывать и о своих музыкальных предпочтениях.

Систему образования справедливо назвать одной из самых динамично меняющихся отраслей. Учебный год закончился. Хотя выпускники школ и не прошли еще внешнее тестирование и рано подводить черту, но уже пора думать о будущем. В связи с этим “РЕАЛ” поинтересовался у директора департамента образования и науки Винницкой ОГА Игоря Ивасюка его мнением по некоторым наиболее актуальным сегодня темам. Но не только. Первую часть интервью провел мечтающий стать журналистом 12-летний Ваня Кислощук. Парень учится в 4-й винницкой школе, закончил 6-й класс. Пишет стихи, увлекается литературой, что в наше время, согласитесь, редкость. В общем, Иван достойно справился с задачей, проинтервьюировав главного “босса” всех школ, ПТУ и детсадов Винничины. При этом, отправляя Ваню на первое в его жизни журналистское задание, “РЕАЛ” поставил лишь одно условие – не надо умничать с вопросами и спрашивать в основном то, что интересует учеников наших школ. Ведь нам, взрослым, это не известно, а узнать – полезно.

Часть 1

— Как Вы учились в школе?

— Я был отличником. В аттестате у меня были все пятерки. В свидетельстве за девятый класс — тоже. Меня всегда брали на олимпиады по химии, физике, математике, иностранным языкам. В девятом классе было особо тяжело: шесть дней в неделю мы учились, а по воскресеньям я ходил на олимпиады. В институт поступил, сдав всего один экзамен по математике, на пять. Там я тоже учился хорошо.

— Какой был Ваш любимый предмет? И какой не любимый?

— Больше всего любил математику. А вот с эстетическими предметами — музыкой и рисованием — у меня никак не выходило. От музыки я очень далек. А рисование вообще было для меня трагедией, поэтому мне папа помогал рисовать.

— Все ли Вы помните из того, что  выучили в школе? И все ли Вам пригодилось из выученного?

— Лишних знаний не бывает. Я считаю, что умный человек должен быть эрудирован во всех областях. Мне было бы жаль, если бы я не знал химии или истории, несмотря   на то, что в своей профессии я их не использую. Хотя есть и то, что мне совсем не пригодилось в жизни — это история КПСС. Я ее помню, но не знаю зачем.

— Были ли у Вас в школе разногласия с учителями? Дрались ли с одноклассниками?

— Я сам по себе неконфликтный человек. У меня были какие-то моменты неприятия с учителями, но их нельзя назвать конфликтами. Конфликт — это расхождение интересов людей. У нас с учителями были общие цели. У них — учить, а у нас — учиться. Я учился в дружном классе, поэтому с одноклассниками у меня тоже не было конфликтов. Правда, порою бывали стычки с учениками параллельных классов.

— Наверняка, когда Вы учились в школе, замечали какие-то недостатки в системе образования. Когда Вы стали начальником департамента образования в Винницкой области, изменили ли то, что в Ваших силах?

— Та школа, которую я закончил 30 лет назад, и современная — это две большие разницы. В Советском Союзе предметы социально-гуманитарного цикла имели политическую окраску. Мы учили историю КПСС, когда какие съезды были. Конспектировали цитаты классиков марксизма-ленинизма. Я считаю, что конспектирование — очень странный вид обучения, ведь все это можно было найти в библиотеке. Это абсолютно лишняя работа, к сожалению, была в советских школах, в современной школе этого, к счастью, нет. Советская школа славилась очень высоким уровнем обучения математики. Всегда дети из нашей страны занимали призовые места на международных олимпиадах по точным предметам. В этом плане многие страны перенимали опыт именно советской школы. Сейчас это достояние, к несчастью, потеряно. Знаете, в последние годы проводится международное исследование “Тимс”, которое помогает определить уровень знаний у детей 4-8-х классов. Участие в нем принимают почти все страны. Мы на 20-м месте, то есть советский опыт потерян. Зато сейчас лучше изучаются иностранные языки. Советский человек должен был только прочитать и перевести. Сейчас цель такая, чтобы ученик мог и донести свою мысль, и понять собеседника. Третье отличие от советской школы — это вариативность. Сейчас и ученики, и родители могут выбрать, какие знания получать. Из-за этого сейчас такая большая профилизация. Это, несомненно, плюс перед советской школой.

— Игорь Дмитриевич, у нас в классе ребята интересуются, будут ли в школах устанавливаться камеры для видеонаблюдения?

 

— Такого в планах министерства пока не было. Если бы они и вводились, то по распоряжению местных органов управления, или по решению школьного совета и родительского комитета. 

— Вы ходите на родительские собрания своей дочери?

— Нет, не хожу. Я ходил туда всего два раза. Эти функции выполняет моя жена, но я слежу за успеваемостью моей дочери, общаюсь с ее учителями. Меня пока что все устраивает.

— Что бы Вы выбрали — суши или кусок хлеба с салом?

— Я суши вообще не ем. Выбрал бы кусок хлеба с салом.

— Какая у Вас машина? Какой марки часы?

— У меня есть часы разных марок — “Тисот” и “Ариент”. Своей машины нет, но в моей семье есть “Митсубиси”. А вообще на работе я езжу на служебной “Киа”.

— В скольких странах Вы побывали?

— Где-то в 30 странах. Больше всего мне понравились Италия, Франция, Швеция, Австрия. На Американском континенте я был только в США. Хотелось бы еще побывать в странах Южной Америки.

— Какой у Вас уровень IQ, никогда не измеряли?

— Нет, не пробовал. Дело в том, что эти тесты появились уже после того, как я закончил институт. Раньше в Виннице была очень популярна интеллектуальная игра “Брейн ринг”. Команда нашей школы принимала участие в этом конкурсе и довольно неплохо выступала. Я был игроком команды, это может в какой-то степени свидетельствовать, что у меня неплохое IQ (смеется). А если серьезно, то считаю, что измерение IQ не раскрывает всех способностей человека. Этот тест очень субъективный.

— Какую музыку Вы слушаете?

— Обычно слушаю музыку в машине, у меня играет “Хит фм”. А вообще из отечественных исполнителей мне нравятся  Lama и “Океан Эльзы”. Из мировой музыки -“ABBA”, Queen. Современную попсу я вообще не слушаю, она не несет ни музыкальной, ни смысловой ценности.

 

Иван КИСЛОЩУК

 

Часть 2 

— Игорь Дмитриевич, по распоряжению Минобразования и науки (МОН) в новом учебном году в школах дети с 5 класса станут изучать второй иностранный язык. В достаточном ли количестве область обеспечена педагогами, и известно ли, какие “вторые” языки выбрали наши школы?

— Более того, мы уже и учебники в министерстве заказали с учетом “выбора” школ… При выборе, прежде всего, мы исходили из того, каких специалистов готовит Винницкий государственный педагогический университет, ведь 99% школьных учителей – выпускники этого вуза. Так вот, факультет иностранных языков готовит дипломированных специалистов только по английскому и немецкому языкам. На сегодняшний день у нас достаточно большой резерв педагогов.

С учетом того, что в большинстве школ изучают английский язык, то в 90% учебных заведений вторым будет немецкий. В некоторых школах дети изучают немецкий, французский, испанский, польский языки, в качестве “первого” иностранного, там обязательно “вторым” будет английский, чтобы его знали все школьники без исключения.

С прошлого года учить иностранный язык детишки начали со 2-го класса. Учебники для них мы получили в объеме более 100%, то есть с запасом. А 5-е классы министерство обещает обеспечить до начала учебного года.

— Глава профильного парламентского комитета Лилия Гриневич заявила, что половина школ отдала предпочтение русскому языку, как второму иностранному…

— Лично я считаю, что нашим детям нужно знать русский язык, но для Украины он не является иностранным. Правильней его назвать языком национального меньшинства, который используют очень многие. Поэтому я бы посоветовал коллегам из других регионов внимательней прочитать нормативную базу МОН и законодательство, и изучать русский язык как предмет, но не в качестве второго иностранного.

 

— Общественные организации в последнее время активно мониторят тендерные закупки, в том числе для нужд средних школ. Согласны ли с их замечаниями? 

— Могу сказать, что они ни разу не обращались в департамент с запросами. Правда, ни в 2012-м, ни в нынешнем году мы не проводили закупок товаров и услуг через тендеры. Я считаю, что подобные закупки должны делать непосредственно те учебные заведения, которым они предназначаются, а не кто-то другой. О том, что образование недостаточно финансируется, известно всем. Но хочу уточнить, что “защищенные” статьи (зарплата, энергоносители, питание и т.д.) “поглощают” 92-95% бюджета отрасли. На остальные цели остаются незначительные средства. Было бы больше денег, чаще проводили бы тендеры, тогда и было бы что исследовать. К примеру, компьютерами, школьными автобусами и дорогостоящей техникой нас обеспечивает министерство.

— Мониторинг в том числе касался закупок продуктов питания…

— В Виннице и многих районах питание одного ребенка обходится в 3 гривны в день. А средняя стоимость питания по региону достигает почти 6 грн., но это с учетом зон пострадавших от Чернобыльской катастрофы, где предусмотрено дополнительное финансирование от Минсоцполитики. Действительно, к сожалению, в тендерах Минсоцполитики побеждают предприятия из других городов, скажем, из Киева или Днепропетровска, но повлиять на этот процесс мы не можем. Законодательно процедура определения победителя не нарушена, хотя я и допускаю, что победа в тендере иногородней фирмы удорожает услуги. Со своей стороны отмечу, что помимо бюджетных средств во всех районах спонсорскую помощь школам оказывают местные сельхозпредприятия и фермеры. Они бесплатно поставляют практически все – от фруктов до молока.

Затем, в прошлом году по поручению губернатора И. Мовчана мы провели инвентаризацию пришкольных территорий именно для того, чтобы они целево использовалась, а не заростали сорняками. Так вот, благодаря таким садам и огородам в 2012 году сельские школы собственными силами заготовили для своих столовых и буфетов сотни тонн фруктов и овощей. Они были выращены в рамках учебно-производственной практики учениками и учителями.

— Сколько неперспективных сельских школ планируется закрыть нынешним летом?

— Вопрос закрытия всегда является щекотливым. По нашим данным, на сегодняшний момент в 27 школах области учится меньше 10 учеников. В нескольких школах нет ни одного класса… Поясню, чтобы был класс, необходимо пятеро школьников, это минимально допустимое количество учеников. Так вот, есть школа, стены, а классов нет. В одной школе в Погребищенском районе и вовсе осталось два ученика. Еще в 20 школах насчитывается от 10 до 20 учеников…

Чтобы обеспечить детям качественные знания, нужно создавать образовательные округи. То есть, в базовой школе уровень знаний, которые дают детям, должен быть на порядок выше, нежели в тех, которые закрывают. Но при этом следует обеспечить туда стабильный подвоз и детей, и педагогов. Мы возвращаемся к программе “Школьный автобус”… Мы обращались к министерству, и ожидаем, что к 1 сентября в рамках программы получим еще 51-у машину. По крайней мере, деньги на них в госбюджете заложены.

Помимо транспорта, нужны еще относительно качественные дороги и понимание территориальной громады. Ни министр, ни областная власть закрыть школу не в праве. Иначе вмешаются контролирующие органы… Такие решения принять может исключительно местная громада. Способных детей там не меньше, но они лишены возможности получить качественное образование. Если люди согласятся с тем, что когда один педагог учит 5-6 предметам, ребенок априори будет хуже подготовлен, нежели его сверстник, получающий образование в большой, укомплектованной учителями школе, то могут инициировать закрытие местной школы.

Однако некоторые школы, несмотря на малую наполняемость, будут функционировать в любом случае. Например, в Могилев-Подольском районе один населенный пункт находится практически в горной местности. Дорога откровенно плохая. Поэтому село в непогоду бывает отрезанным от внешнего мира на неделю. Школа там должна сохраниться. Как исключение. Пока же школы со считанными учениками, как правило, не закрывают. Люди на что-то надеются, оттягивают с принятием решения…

— В Якушинецком училище реабилитации умер подросток. Уже известны результаты работы комиссии, расследовавшей факт смерти?

— Да. К сожалению, у паренька была врожденная патология сердца. Он родом из Николаевской области. Заключения судмедэкспертизы и прокуратуры подтверждают, что причиной смерти стало именно больное сердце. Срок нахождения в училище у подростка закончился еще в январе, но он и его мать написали заявление, и решением суда парнишке разрешили там остаться. Он хотел окончить училище, чтобы получить и школьный аттестат, и специальное образование…

Что касается этого училища социальной реабилитации, то, я думаю, стоит рассматривать целесообразность его существования в целом. Как, впрочем, и еще двух аналогичных на востоке Украины. По решениям судов там находятся как дети, которые украли флешку в библиотеке, так и подросток, который убил собственную бабушку, нанеся ей 24 ножевых ранения. Насколько логичны при таких раскладах решения судей о направлении столь разных детей в одно место?

В последнее время ювенальная юстиция ориентируется на уменьшение сроков наказания подростков. Судите сами, если полтора года назад в Якушинецком училище занималось около 60 подростков, сейчас их 35, на 1 сентября останется всего 24, а на 1 января 2014 года, если суды никого не направят,  – всего 17. Мы четко видим тенденцию. Может быть за более тяжкие преступления будут направлять в колонию, а за незначительные – находить иные формы наказания, не связанные с ограничением свободы. Думаю, суды это учитывают, поэтому и количество учащихся в Якушинцах уменьшается.

— Стоит ли менять подходы к системе профтехобразования? Какой она может быть в обозримом будущем?

— Прогнозировать сложно, хотя проблем действительно много как в профтехобразовании, так и в высшей школе. Фактически нет корреляции между рынком труда и теми, кого готовят наши учебные заведения. Вузы, например, ориентируются на специальности, позволяющие гарантированно набрать группы на контрактной основе. А потом выпускники вместо трудоустройства, попадают в центры занятости… Проблема кадров актуальна для всей Украины.

Между прочим, в Винницкой области лишь одно училище готовит специалистов по металлообработке, при этом дипломированных поваров, официантов у нас в переизбытке. Далее. В Винницкой области 42 вуза. Зачем столько? Притом, что качество образования в них колоссально отличается. Некоторые филиалы вузов занимают, по сути, трехкомнатную квартиру, но располагают лицензией МОН и готовят специалистов с высшим образованием. Я считаю, это неправильно.

Министерство пытается упорядочить ситуацию путем размещения госзаказа на контрактной основе. Фактически государство будет не огульно размещать заказы, а целево. Все учебные заведения должны подготовить пакет документов и сдать их в департамент и министерство, а 23 июня в МОН состоится заседание конкурсной комиссии. В июле мы будем понимать, как изменилась структура госзаказа — подготовку специалистов каких направлений государство берется финансировать, и где станет размещать заказ. Хотя, по моему мнению, сначала стоит сократить количество вузов. Но это практически сложно сделать до истечения окончания срока аккредитации.

— История с Винницким центром профтехобразования перерабатывающей промышленности (бывшее ПТУ № 44) показала, что учебное заведение может превратиться в источник заработка одной семьи на “мертвых душах”. Проводились ли проверки в других училищах, выявлены ли другие подобные примеры?

— Между прочим, еще год назад мы выявили, что дочь директора занимает должность заместителя руководителя названного Вами учебного заведения. Это нарушение действующего законодательства. Я требовал директора уволить или перевести свою дочь на другую должность. После неоднократных напоминаний она выполнила мое “пожелание”. Инцидент фактически стал катализатором проверок именно родственных связей в среде руководства учебных заведений. Выявили еще несколько таких случаев. Мы на них указали, и руководители выполнили наши требования по устранению нарушений закона.

К сожалению, в вышеупомянутом училище директор выполнила не совсем то, что следовало. Формально она перевела дочь на должность методиста, но при этом сохранила за ней кабинет замдиректора. Конечно, департамент не мог ее “переселить”… При этом семья нашла способ зарабатывать на “мертвых душах”. Помимо матери и дочери, насколько знаете, в этой схеме принимали участие главбух, кассир и еще один сотрудник.

Я удивлен, как можно было до такого додуматься — зачислять несуществующих людей, “учить” их практически до выпуска, а за полгода до окончания отчислять “за неуспеваемость”. Получается, что студенты получали стипендию и нормально учились, а потом вдруг, незадолго до сдачи экзаменов выпускной комиссии, люди стали плохо успевать. Чтобы комиссия, представленная педагогами разных училищ, не раскрыла подлог, “мертвые души” массово растворялись. Мы стали выяснять причину, именно наши проверки и подтолкнули компетентные органы к расследованию. Хочу сказать, что это исключение. Нигде больше схему “мертвых душ” не применяли…

С апреля директор заведения уволена. Выполняет обязанности руководителя заместитель, который год назад был принят на работу по моей личной рекомендации. Прежде он работал в другом учебном заведении.

 

Игорь ЗАИКОВАТЫЙ


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Появилось видео из Иерусалима, где сошел Благодатный огонь

15.04.2017 - 14:59
В Иерусалиме в храме Гроба Господнего сошел Благодатный огонь. Теперь его повезут по столицам стран восточного обряда, чтобы успеть до Пасхи. Десятки тысяч христиан с утра собрались в храме Гроба Господня, ...

В Донецке загорелся трамвай: видео

24.04.2018
В Донецке 23-го апреля загорелся ...

Крыса и спагетти. Смешное видео

23.10.2015
Сколько крысу не корми — ...