Старинные свадебные обряды Винничины нынче живут благодаря детям-натуралистам

Чтобы на свадьбу была хорошая погода, гостей надо приглашать с собакой. А выпечка каравая когда-то вообще была сплошной магией

Областная станция юных натуралистов (далее ОСЮН) уже традиционно каждую весну проводит неделю народоведения “Любите Украину вишневую свою”. В этом году “РЕАЛ” стал свидетелем конкурса поисково-исследовательских работ “Подольская свадьба”.

 

Сначала участники со всей Винничины демонстрировали жюри и посетителям на выставке в коридоре второго этажа ОСЮН раздобытые у бабушек и в сельских музеях народные свадебные костюмы, атрибуты и артефакты, старинные фото и т.д. Но нашего корреспондента больше интересовали неравнодушные к своим корням энтузиасты. Даже если главный, хоть и не всегда уместный вопрос “Зачем вам это все надо?” изначально не имеет рационального ответа.

Директор 8-летней школы из села Животовка Оратовского района Таисия Довгань преподает украинский язык и литературу, а также народоведение. Ее школа, хоть и малокомплектная, зато опорная по народоведению: здесь работает профильный музей, собирается этнографический фольклорный материал, на чем зациклена вся внеклассная работа. Таисия Яковлевна остается оптимисткой и не верит, что ее школу могут закрыть: “Все-таки у нас больше полусотни учеников, а в сельском детсаду подрастает пополнение. Село наше перспективное, за два километра от киевской трассы, рядом с райцентром, у нас добротный Дом культуры. За год 4-5 свадеб играется, причем с частичным сохранением народных традиций.  В Животовке уже больше 40 лет функционируют два народных хора, один фольклорно-этнографический “Маричка”, другой – разножанровый. Наши дети часто ездят с “Маричкой” на концерты в соседние села, а иногда и в Киев. Сюда мы приехали рейсовым автобусом, надеюсь, что командировку когда-то оплатят”.

На конкурс Таисия Довгань привезла двух воспитанниц, естественно, переодевшихся в яркие народные костюмы: основной докладчицей была Таисия Вишталюк, вторая девочка помогала ей в исполнении обрядовых песен. Кстати, когда они приглашали гостей на свадьбу, положенный в таких случаях калач достался и растерявшемуся представителю “РЕАЛа”.

Руководитель коллектива аутентичного пения “Оберег” Ярослава Тенетко (она же руководитель кружков в Бершадской школе №1) привезла в Винницу троих девочек: “Мы берем участие во многих всеукраинских конкурсах и фестивалях, собираем песни у старожилов и храним традиции Бершадщины”. Десятиклассница Наталия и восьмиклассница Лена свои костюмы вышивали сами. А вот дочка священника, восьмиклассница Катя надела костюм родной бабушки Евдокии, в котором та выходила замуж за деда Семена. Их выступление позже поразило впечатляющим исполнением не известных широкому кругу народных свадебных песен; причем не только журналиста, но и жюри, присудившего их работе одно из трех первых мест (хотя могли “отблагодарить” и за роскошный и душистый каравай, подаренный им тремя красавицами).

Вот что ответил “РЕАЛу” отец Кати и еще четырех детей (кстати, Благочинный Бершадского района) Владимир Мураховский на вопрос, во сколько ему обходится внешкольное обучение детей: “В море удовольствия, и все J. Дети у нас самостоятельные, тем более что школа рядом, через дорогу. Средний мой сын – третьеклассник — занимается музыкой, недавно ездил в Трускавец на конкурс пианистов… Вообще церковь положительно относится к народным традициям, у нас в храме есть хороший хор, где поют учителя, медики, работники культуры – у них огромный репертуар”.

А вот замдиректора школы-лицея №4 Могилев-Подольского Валентина Репетива созналась, что только на вояж в Винницу потрачено две тысячи гривен. Еще бы, это была целая театральная труппа в составе вокального фольклорно-этнографического ансамбля “Бощивчанка” (10 колоритных бабушек в вышитых костюмах с мощнейшими голосами), настоящих “троистых музык” и двух десятков школьников и педагогов, втиснувших в 10-минутную инсценировку целую вереницу свадебных обрядов со старостами, сватами, дружками, боярами, светелками, младшим братом невесты (именно он по традиции должен расплетать косу) и т.д. Естественно, концерт “Суббота – расплетайница” также был удостоен первого места.

Между тем, в коридоре ОСЮН дотошный журналист “РЕАЛа” все-таки выпытал у учителей из Могилев-Подольского, что хоть школьники и занимаются в кружках бесплатно, с расходными материалами и оборотными средствами им помогает благотворительная организация, членами которой являются, естественно, родители детей. Впрочем, “предки” делают это с большим энтузиазмом, в конце концов, это воспитание их чад.

Третье первое место жюри присудило Юлии Недоле, представлявшей Хмельникскую районную СЮН, за глубокую поисковую работу и предоставленную ценную этнографическую информацию (к сожалению, с ней “РЕАЛ” пообщаться не успел, в следующий раз). Методист ОСЮН Елена Демчук подчеркнула, что в подобных поисково-исследовательских конкурсах, прежде всего, ценится не так артистизм, пение и танцы, сколько именно научный подход и уникальные сведения о народных традициях в конкретных селах. Победители и призеры получили грамоты, на подарки и призы у ОСЮН денег нет…

А теперь, собственно кратко о подольской свадьбе, пронизанной народными приметами и, извините, милые дамы, народными забобонами. Девушки готовились к свадьбе заранее. Мать учила дочку вышивать и ткать, и они вместе готовили приданное: складывали рушники, простыни, белье, одежду и т.д. в отдельный сундук, который позже перевозили в дом к жениху. Собственно, эта скрыня и была первоначально приданым (позже значение этого слова расширилось).

Уже в 20-х годах 20-го века договор и смотрины были необязательны. Но сватовство проводилось всегда, чаще по субботам. Свататься приходили двое старост обязательно с женами, а также жених со своими родителями. Старосты приносили хлеб и горилку, которую в случае удачного сватовства после инсценировки купли-продажи невесты вместе выпивали. Согласная молодая перевязывала старост рушниками, а молодого красным платком. Молодые по очереди кланялись своим родителям, мать молодой благословляла их под иконой Божьей матери, они целовали руки родителей. Затем обсуждали будущую свадьбу. Интересно, что по домам зачастую расходились уже утром в воскресенье, чтобы все их видели.

Каравай обычно начинали печь в четверг или уже в субботу перед венчальным воскресеньем. Каравайниц должно было быть парное число; не приглашали разведенных, беременных, вдов, бедных, неблагополучных, калек, тех, у кого не было своей земли. Каждая каравайница приносила что-то свое: яйца, муку, масло, сахар и т.д. Работа сопровождалась веселыми и грустными песнями.  Выпекали собственно каравай, паровой калач (потому что до пары), а также обручи и шишки на каравай и калач (шишки — в виде перекрещенных кос с концами, как крылья птиц). На дно формы обязательно клали парное количество медяков. Мать молодой давала каравайницам горилку, которую они частично выпивали, а остальную выливали в каравай. Если обруч, как самая хрупкая часть выпечки, не трескался, это был очень хороший знак для будущей семьи. Водой, в которой мыли руки после выпечки, обязательно поливали самую плодородную яблоню или другие фруктовые деревья.

  Молодые приглашали всех на свадьбу вместе с дружками и боярами уже ставшими легендарными словами: “Просили мама, папа, и я вас прошу на хлеб, на соль к себе на свадьбу…” Делалось это в субботу, накануне свадьбы. Зачастую обходили все село с востока на запад. Чтобы завтра на свадьбу была хорошая погода, дружка брала с собой собаку. Приглашенные тут же разламывали “пригласительные калачики”, чтобы молодые подольше не старели… Когда приглашали родителей жениха, садились за стол, а молодая обязательно должна была что-то тайком украсть, чтобы в будущем никогда не отпускать от себя молодого. Вернувшись домой, девушка пела песню, чтобы мама ее впустила. В тот же вечер молодой с боярами и светелками (представительницами жениха) приходил выкупать косу молодой за символичную плату. Потом вместе украшали гилец (от украинского “гiлка”, то есть “ветка”)  – зеленую ветвь дерева (в одних селах Винничины использовали вишню, в других — хвойные). Готовый гилец невеста должна была засунуть в хлеб и украсить его бумажными цветами в парном количестве, но только не желтого цвета. Затем точно также украшали гилец в доме у молодого. В это время, если еще не был готов каравай, мать невесты приглашала каравайниц… 

 

Все обряды самого дня свадьбы в принципе сохранились до сих пор. Зачастую все начиналось с распускания косы в присутствии родни: молодую садили на кожух, младшие братья расплетали волосы. Невеста плакала, потому что это обряд прощания с девичеством, и не имела права смотреть в зеркало. Затем жених выкупал невесту, которая в некоторых селах ставила на голову тарелку, а он клал в нее деньги. Потом она брала дружек за руки и выходила с ними с хаты. По дороге в церковь пели песни. После венчания было застолье с пожеланиями молодым. Затем – обряд покрытия головы молодой. Дружки устраивали задиристый перепев со светелками, обмениваясь частушками шуточно-обидного характера. Ключевым был обряд прощания, когда невеста прощалась с родителями, семьей и домом… Хорошую свадьбу играли еще и в понедельник, и во вторник, а то и целую неделю. 


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

В сети с сарказмом отреагировали на съемки Фреймут в российском сериале: видео

21.12.2016 - 20:54
Похоже, еще одна «звезда» украинского телевидения фактически закрыла себе доступ к отечественным экранам. Телеведущая Ольга Фреймут снялась в российском сериале «Отель Элеон». Ольга заработала популярность скандальными ревизиями кафе-ресторанов-отелей. Всегда выглядела на экране ...

Кадыров пригрозил Березе за «эпитет» в адрес Скабеевой: видео конфликта

25.01.2019
Известный своей мстительностью лидер Чечни ...