Винницкого подпольщика Володю Соболева гестаповцы били полгода

2013_11_sobolev_1Весной прошлого года хулиганы разбили мемориальную доску винницкому подпольщику Владимиру Соболеву. Около полувека она украшала фасад 2-й школы. Теперь в стене остался лишь торчащий крюк… Вряд ли он напоминает о герое с невероятно трагической и неординарной судьбой. 

 Сын репрессированного

Если нынешнее поколение школьников на вопрос о Ляле Ратушной отвечает, что это “катер”, “остановка на Славянке”, в лучшем случае знает об улице, то среднее и старшее поколение горожан все же выросло на книгах о подпольщиках, рассказах очевидцев. Поэтому несколько фамилий тех, кто фактически рядом со ставкой Гитлера пытался распространять листовки, спасать пленных, помогать партизанам, припомнить могут. Из всей когорты местного подполья Владимир Соболев выделялся тем, что был инвалидом и в Винницу вернулся после того, как город был уже оккупирован. Причем, вернулся, сбежав из плена.

2013_11_sobolev_2Историю судьбы В. Соболева, основываясь на архивных документах и показаниях свидетелей, описала в своей книге “Евреи Винницы в период нацистской оккупации 1941-45 годов” замначальника Винницкого областного архива Фаина Винокурова. Она любезно согласилась предоставить “РЕАЛу” все материалы, касающиеся подпольщика, в том числе фотографии, сохранившиеся в единичном экземпляре.   

Стоит отметить, что первое серьезное испытание для юного Володи Соболя (так звучала его фамилия до оккупации) было в 1937 году. Отца паренька, Марка Семеновича, репрессировали и, как тысячи других винничан, вероятно, расстреляли. Для семей “врагов народа” тогда было два пути. Жен репрессированных в то время отправляли в “Алжир”. К африканской стране это место не имеет никакого отношения. Так назывался Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Несовершеннолетних отдавали в специальные интернаты для перевоспитания. В нашей области они располагались в Немирове и Дашеве.

Идейная коммунистка с многолетним партстажем Анна Исааковна, мать Володи, избрала второй путь. Она отреклась от мужа, что и позволило уберечь двух сыновей от интернатовского перевоспитания. Более того, после окончания 9 классов будущий подпольщик поступил в Подольское артиллерийское училище, досрочно закончил его, получил звание лейтенанта и с первых дней войны был на фронте.

Руки отрезали ножовкой на снегу

Осенью 1941 года под Москвой тяжело раненый Владимир попал в окружение. Снарядом ему раздробило кисть руки. Позже он вспоминал, что, лежа на снегу, истекал кровью. В таком состоянии его взяли в плен. Молодого лейтенанта в числе тысяч военнопленных пешей колонной отправили по дороге сначала в сторону Брянска. В пути раздробленная конечность воспалилась и настолько опухла, что даже с посторонней помощью он не мог снять рукав. Развилась гангрена. Парень буквально горел и шел лишь благодаря поддержке других солдат.

Один из немецких конвоиров сжалился над ним, остановил колонну и велел нескольким пленным отвести Володю на обочину. Его руку привязали к дереву, и немец обычной ножовкой отпилил поврежденную часть. На морозе и без наркоза… Сам Владимир потом рассказывал, что бился головой об ствол, потерял сознание, а очнулся уже с перевязанной головой и остатком руки. Этот “хирург”-конвоир испытывал некое сочувствие к парню, и по пути к Киеву делился с ним пайком, давал курево. Позже, по-видимому, этот же немец позволил Володе бежать из Брянского лагеря для военнопленных в Киев. Там винницкий паренек нашел знакомых, которые одели его в штатское демисезонное пальто, шапку-ушанку и старые рваные армейские ботинки. Владимир решил возвращаться в Винницу, хотя и понимал, что маму с братом в городе не застанет. Оставаться евреям в городе было опасно, и они эвакуировались. Вернулся в родной город Володя в ночь на 1 января 1942 года. Пришел к Климентию Грейтцу. Поскольку у того была большая семья, а места мало, измученного парнишку “приютили” супруги Куленко в доме 23 по ул. Козицкого. Хотя “приютили” — не совсем верное слово. Рана Володи продолжала гноиться, она была напичкана вшами, ткани разлагались. Василий Куленко и его супруга Любовь договорились с хирургом Николаем Кравцом, что тот прооперирует парня. В сумерках Володю привели в поликлинику, где врач вынул остатки кости и омертвевших мышц. Чтобы обеспечить молодого еврейского паренька, к тому же фронтовика и беглого пленного удостоверением личности, В. Куленко в числе других подтвердили в городской управе, что он – Соболев Владимир Михайлович, по национальности – русский.   

Как только рука начала заживать, В. Соболев стал принимать активное участие в деятельности местной подпольной организации, возглавляемой Иваном Бевзом. Если учесть, что Винница тогда представляла собой одну из “полевых” столиц третьего рейха, а рядом с городом находились ставки Гитлера и Геринга, то можно себе представить какую степень безопасности обеспечивали первым лицам Германии… Тем не менее, в области функционировала сеть подпольных и партизанских отрядов.

Дерзкое покушение

Как инвалид Володя Соболев мог надеяться на некие преференции от оккупационного режима. Его не так тщательно проверяли. Поэтому В. Соболев стал курьером и регулярно под предлогом обмена вещей на продукты курсировал в немировско-гайсинском направлении, передавая листовки, оружие, документы тамошним подпольщикам. Помимо того, он находил и вербовал бывших военнопленных, а затем помогал переправлять их в лесные массивы к партизанам.

Но самым громким и дерзким “делом” В. Соболева супруги Куленко назвали покушение на заместителя гебитскомиссара майора Нольтинга. В начале апреля 1942 года, стоя у парадного входа в один из домов по ул. Владимира Великого (нынешняя 1-го Мая), подпольщик дождался, пока высокопоставленный гитлеровец выйдет из гебитскомиссариата, сядет в машину, и выстрелил в него, тяжело ранив.

В возникшей суете (такой наглости нацисты явно не ожидали), Володя бросил пистолет, забежал в дом и вышел через другой вход. Пока оккупанты оцепили район, Соболеву удалось скрыться. Домой в тот вечер он не пришел, на следующий день сказал супругам Куленко, что ему лучше перебраться в другую квартиру, чтобы не “привести” за собой гестаповцев. 

Причиной ареста 19-летнего Володи стал не этот эпизод. Гитлеровцы раскрыли подпольную организацию в Немирове, под пытками ее участники выдали и Ивана Бевза, и связного без руки, который не раз к ним приезжал. Схватили В. Соболева 6 сентября 1942 года. Его держали в тюрьме, и на сей раз не церемонились. Оккупанты не изменяли отлично работавшему принципу домино. Истязая заключенных, они добивались того, что люди сдавали других. Если кто-то и покидал застенки, то лишь будучи завербованным. Об этом в оккупированной Виннице хорошо было известно, прежде всего, от самих узников. Их регулярно вели на допрос или работу по Украинскому проспекту (ныне ул. Соборная), а у кинотеатра им. Коцюбинского разрешали делать привал. Это была возможность пообщаться со знакомыми и рассказать, что происходит с заключенными.

“Передавайте хлеб, соль, лук”

Несговорчивый инвалид В. Соболев был “на особом счету”. Несколько раз его переодевали в чистую одежду и под присмотром гестаповцев отпускали “гулять” по центру, рассчитывая, что “свои” подойдут, чем и выдадут себя. Когда прогулки не принесли ожидаемого результата, Володю в очередной раз попытались сломать. Тюремная санитарка Анна Баркова постоянно передавала семье Куленко окровавленную одежду арестанта и рассказывала о методах дознания. Парня избивали до потери сознания, потом обливали ледяной водой и снова били. Однажды, по ее словам, палачам не удалось привести Володю в чувство и двум полицаям пришлось тянуть его волоком по тюремному коридору в одиночку.

Санитарка Нюра стала для Володи единственной связующей с волей и внешним миром ниточкой. Она не только лечила парня, но и постоянно передавала продукты, которыми снабжали арестованного Василий и Любовь Куленко. В первых записках, которые от В. Соболева приносила санитарка, он писал: “Я знаю, что умру, но эти мучительные издевательства кончатся”, “Хочу смерти как можно скорей”, “Передавайте хлеб, соль, лук. Не оставляйте меня”.

2013_11_sobolev_3Паренька избивали более полугода. В числе других подпольщиков Володю Соболева расстреляли 16 марта 1943 года. В ночь с пятницы на субботу. В отношении расстрелов немцы строго придерживались именно этого времени. Место гибели подпольщика официально не установлено, как и где он похоронен. По всей видимости, в Центральном парке. Гестапо находилось в здании КГБ, якобы расстреливали всех во дворе, а закапывали, по-видимому, где-то поблизости. Но это лишь предположения. Достоверно известно, что В. Соболев никого не выдал и ни к одному аресту подпольщиков причастен не был.

Поскольку винницкое подполье считалось “проваленным”, после освобождения города о героях забыли. Медалью “За отвагу” посмертно Владимир Соболев был награжден только в 1968 году. Тогда же на здании школы №2 появилась и посвященная ему мемориальная доска. Василия и Любовь Куленко за участие в подпольном движении тогда же наградили медалями “За боевые заслуги” и “За отвагу” соответственно. Мать Володи Анна Исааковна до последних дней вела очень активный образ жизни, встречалась со школьниками, рассказывала о сыне. Младший брат подпольщика Роман умер несколько лет назад. В последние годы жизни он торговал шкурками кроликов на рынке, нищенствовал…


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Роман Скрыпин опубликовал видео скандала на борту самолета Wizz Air

13.10.2017 - 11:34
«Языковые скандалы», похоже, в последнее время стали в тренде. Публичные демарши премьера Венгрии Орбана и главы МИД Сийярто… Теперь вот возник «языковой» скандал с венгерской авиакомпанией Wizz Air, в который ...

Пьяный дядька прыгает на батуте (видео)

07.09.2015
Что у трезвого на уме, ...

Рецепт маринования шашлыка из свинины

01.11.2015
Маринуем Шашлык из свинины. ...