ОТКРОВЕНИЯ СМОТРИТЕЛЯ КЛАДБИЩА

О внутренней кухне и ночной жизни винницких кладбищ

В каждой организации, насколько бы она не была открытой, стараются свято хранить собственные тайны. И не только мистические. А кладбища – это более чем закрытые конторы и тайны их “внутренней кухни”, как правило, навсегда остаются за “семью замками”. Журналисту “РЕАЛа”, побеседовавшему с сотрудниками винницких кладбищ, удалось лишь отчасти приоткрыть завесу таинственности и выяснить, чем завершилось “расследование” довольно резонансных “эпизодов”, произошедших вблизи могил в прошлые годы. 

Кладбище любит тишину

Два года назад в связи с назначением нового руководства коммунального предприятия, коллектив “Специализированной ритуальной службы” отчасти обновился. Ничего удивительного в этом нет, каждый начальник подбирает сотрудников по собственным критериям, ведь ему с ними работать… Винничане узнают о том, чем “живет” то или иное кладбище, преимущественно по слухам, рассказам знакомых и соседей. “РЕАЛ” решил выяснить, что из этого правда, но не официально обращаясь за информацией к первому лицу, а в беседе с сотрудниками. Люди не отказали.

Правда, ни нынешние, ни бывшие работники коммунального предприятия не согласились, чтобы в материале фигурировали их имена. Те, кто сегодня трудится, пояснили, что без “санкции сверху” не имеют права что-либо рассказывать, а разрешение никогда не получат, ну а если и получат — то лишь на конкретные шаблонные фразы. Бывшие сотрудники тоже предпочли остаться инкогнито, ведь любая неосторожная фраза может превратиться в снежный ком, от которого многие пострадают. То есть, сор из избы никто не выносит, но дверь люди готовы приоткрыть…

Откровенно говоря, “РЕАЛ” не интересовался большой “кладбищенской” политикой, а лишь исключительно обязанностями смотрителя кладбища. Почему? Этот человек отвечает практически за все – от уборки до определения мест под захоронения, он же “командует” землекопами и установкой памятников. Контролирует все, что происходит “внутри” за кладбищенским забором. Разрешение на захоронение в конкретном месте является самым щекотливым вопросом, в первую очередь, на “закрытых” кладбищах. Уточним, небольшие кладбища на Тяжилове и Малых Хуторах находятся в ведении уличкомов, которые отвечают там буквально за все. За все остальные – Центральное (по Хмельницкому шоссе), Пятничанское (по ул. О. Кобылянской), Сабаровское и в селе Пирогово – отвечает коммунальное предприятие. К примеру, в конце 2003-го Ленинский райсуд официально признал Центральное кладбище закрытым, обязал оградить его забором и запретил делать могилы на местах, где нет захоронений. Эти участки должны выполнять санитарную функцию между жилыми домами, лесом и могилами. Вместе с тем, под ограждением в 22-26 кварталах этого кладбища хоронят. Как и почему, никто пояснить не пожелал. По-видимому, санкционированы они вовсе не рядовыми смотрителями, охранниками или даже руководством КП. Поэтому все в один голос просили “не трогать” эту тему, которая может наделать много шума.

Нередко довольно проблемными бывают и захоронения “могила в могилу”. Они допускаются лишь через 20 лет после первичного. Плюс люди должны предоставить свидетельство о смерти похороненного в этой могиле, тогда им разрешат. Смотритель должен удостовериться в наличии этого документа, а также убедиться, что есть возможность для второго захоронения, то есть ширина участка позволяет “положить” гроб. На старых кладбищах, где могилы с оградками, примерно в каждом третьем случае родственникам отказывают в подзахоронении именно по причине дефицита места. Сотрудники ритуальной службы поясняют, что эту норму обойти нельзя, хотя за это порой предлагают немалые деньги. Были ли случаи, когда обходили, можно судить по перекошенным надгробиям. Если хоронят слишком близко от соседней могилы, то памятник проседает с одной стороны и выровнять его уже довольно сложно.

Сортировочная для бомжей

Как ответственный за кладбище смотритель знает обо всех его нежеланных посетителях. Условно их можно разделить на две категории. Первые – молодежь, вторая — бомжи. Начнем с последних. С весны до поздней осени они устраивают здесь ночлежки. Так, на Центральном они облюбовали 1-й, 3-й и 6-й кварталы вблизи ул. Генерала Арабея. Появляются исключительно с сумерками, а исчезают с рассветом. Один-два человека занимают могилу с удобным ограждением. Натягивают на него целлофан. В качестве “крыши” от ветра, дождя, а, скорее всего, и от любопытных глаз других бомжей.

И в таком импровизированном “домике” они отдыхают, кушают и перебирают шмотки, которые в течение целого дня собирали по мусоркам. Что подходит — оставляют, “неликвид” зачастую выбрасывают на соседние могилы. Бомжей не гоняют, только просят вести себя культурно. И то, когда застанут, ведь обычно ночью по кладбищу сотрудники не гуляют…

Столь толерантное отношение к бомжам гарантирует, что они не станут повреждать памятники.  Смотрители рассказывают, что в двух “точках” бомжи стандартно обитают, хотя иногда “осваивают” и другие могилы. По утрам, когда они освобождают “номера”, кладбищенские работники собирают бомжацкий “неликвид” и в определенном месте обливают бензином и сжигают. В мусорный контейнер его выбрасывать опасаются — кто знает, с какой он заразой?..  

Кстати, о мусоре. Для кладбищенских работников самые тяжелые времена – после поминальных дней. В течение одного воскресенья приходят тысячи людей, и оставляют после себя тонны мусора. Говорят, что Центральное и Пятничанское кладбища потом убирают в течение 7-8 дней, а на Луке и вовсе мусор вывозят две недели. 

Вандализм от “сквозняков”

Что касается случаев вандализма, то в Виннице они встречаются крайне редко. И не всегда в них виноваты люди. Несколько лет назад на предприятии, соседствующем с Пятничанским кладбищем, во время шквального ветра сорвало металлическую крышу. Она “перелетела” через забор и повредила 7-8 памятников. В течение нескольких месяцев это предприятие за свои средства восстановило надгробия.

Многие винничане помнят, как в 2004-м на Хэллоуин подростки “разгромили” несколько могил на Центральном кладбище. Сотрудники ритуальной службы единодушны в том, что древний кельтский праздник к этому акту вандализма не имеет никакого отношения. Они признаются, что “слабое звено” кладбища в том, что помимо как через центральный вход на его территорию можно войти или выйти еще в шести (!) местах. Это грубейшее нарушение. Проход должен быть один, иначе территория превращается в “проходной двор”. По версии работников, молодежь пришла пить водку с пивом. Сели на скамейке у церкви. Когда же “зарядились” как надо, один из них решил показать свою мощь, и ударил ногой… Сломал первый памятник. По-видимому, это понравилось толпе, потому что они разрушали все памятники вдоль своего пути через кладбище к противоположному выходу. Били по всем, но одни — преимущественно в виде “паруса” — падали, другие оказывались более устойчивыми. В итоге они разрушили около 30 монументов из гранита и мраморной крошки вдоль одной аллеи. Вандалов не нашли, и, как уверяют все, с кем “РЕАЛу” довелось пообщаться, “ночь всех святых” тут была ни при чем.

Правда, с тех пор каждый Хэллоуин на кладбище дежурят местные работники. Периодически прохаживаются по рядам с фонариком. Нечистой силы, привидений и всяких там зомби никогда не встречали. Судя по всему, работая там, люди становятся скептиками, и в причуды душ невинно убиенных не верят. Только в факты. Например, рассказывают, 1945-й формально является годом открытия Центрального кладбища. Однако, на территории сегодняшнего 6-го квартала этого кладбища расстрелянных закапывали, начиная с 1937-го. Сначала НКВД-исты, потом – оккупанты и полицаи. Этот участок называют большой братской могилой. Там нельзя копать. Практически у поверхности земли землекопы натыкались на подошвы солдатских сапог. 

Пивные сходки проходят мирно

С представителями молодежных оккультных течений на кладбищах тамошним работникам встречаться не доводилось. В 2008 году на Центральном кладбище нашли повешенным на ветке дерева мужчину. Но его смерть никак не связана с “темными силами”. Винничанин похоронил жену, горевал, написал предсмертную записку и покончил с собой. Первым его заметил прохожий, который утром шел по аллее на трамвайную остановку.     

Для школьников кладбище – нечто среднее между двором и парком, где они скрываются от глаз взрослых. Поэтому детишки любят порой целыми классами бегать туда, чтобы покурить или просто погонять. В большей степени это касается кладбищ, расположенных рядом с учебными заведениями (например, 11-я школа). Смотрители с опытом вспоминают, как весной и осенью заставали детей, игравших между оградками могил в квача и прятки. Приходят они туда и чтобы пива попить. Пивные посиделки давно стали обыденными для молодежи старше 17 лет. Но смотрители кладбищ уверяют, что, как правило, к неприятностям они не приводят. Выпьют все, что принесли, выкурят несколько пачек и расходятся. У наркоманов свои места. К примеру, на Центральном кладбище бульбулятор хронически стоит на большом пеньке в 13-м квартале. Пути любителей пива и почитателей травки не пересекаются.

Осквернителей могилы цыганского барона давно нет в живых?

7-8 лет назад на Лучанском кладбище обворовали могилу цыганского барона. Через неделю после похорон с тыльной стороны склепа злоумышленники выкопали яму, разобрали кирпичную кладку и проникли вовнутрь. Милиция не нашла тех, кто причастен к осквернению захоронения, но наши собеседники уверены, что цыгане их отыскали. И очень сомнительно, что воры выжили… Злоумышленники позарились на спиртное. Дело в том, что согласно обычаю, баронов хоронят в родовых склепах, которые изнутри обкладывают специальными кирпичиками, коврами, а в могилу к усопшему кладут все, что он любил при жизни. В том случае, как говорят сотрудники кладбища, положили ящик водки. Пустые бутылки потом находили на пути “отступления”. Предполагают, что это были обычные алкаши.     

Конечно, похищение венков с могил, и даже металлических оградок случаются, но сотрудники поясняют, что стоять за каждым памятником и смотреть, кто из посетителей чем занимается, они не могут. Да и не станут за минимальную зарплату. Потому и реагируют по необходимости. Убирают мусор только по аллеям, а внутри кварталов убирать должны родственники умерших. Не хотят, могут заплатить работникам и те с удовольствием уберут. Все знают, что к некоторым могилам на всех “закрытых” кладбищах за последние 20 лет никто не наведывался. В кварталах со старыми захоронениями “бесхозными” можно считать по 20-30 могил. Краска на табличках таких забытых могил облупилась, кто похоронен — неизвестно, к тому же с соседних захоронений насыпали горы мусора, который слишком медленно перегнивает. Так вот, к сведению недовольных: убирают эти стихийные свалки кладбищенские дворники лишь за отдельное вознаграждение. 

В последние годы никаких курьезов на винницких кладбищах не случалось. Даже никто не засыпал на могиле. Старожилы вспоминают, что в 1990-х бывали случаи, когда землекопы так “набирались” с вечера, что утром не помнили, где родственники покойного сказали копать могилу. Поэтому несколько раз ошибались. Накануне похорон копать нельзя, за ночь стенки обсыпаются. Но сейчас с этим четко.   {jcomments on}

  


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Как в киевском метро «Винницкие» собирали деньги на Андрея Ярмоленко: видео

04.12.2017 - 11:51
Винницкие трамваи, киевское метро, сельская свадьба и оперный батл стали «изюминками» выступления на Зимнем Кубке «Лиги Смеха» команды «Винницкие». В итоге А. Теренчук, И. Сопонару, Д. Голубев и их коллеги ...

Убийство российского криминального авторитета попало на видео

27.07.2018
В российском Новокузнецке застрелили одного ...

Трактор чудом избежал столкновения с поездом: видео

30.08.2017
Британский портал SWNS опубликовал видеозапись, ...