ВИННИЦКИЙ МУЗЕЙ ГОНЧАРНОГО ИСКУССТВА – “НА ЛИЦО УЖАСНЫЙ, КЛАССНЫЙ ИЗНУТРИ”

Слова из песенки про “остров невезения” отлично иллюстрируют то, что нынче происходит с наследием признанного гения гончарного искусства

Нехватка площадей, а, попросту говоря, теснота, препятствует развитию большинства винницких музеев. Поэтому часть экспонатов приходится держать в хранилище, а под выставки освобождать отдельные залы. Диаметрально противоположная ситуация с музеем гончарного искусства им. А. Луцишина. На его территории вполне можно разместить гончарные и кузнечные мастерские, но из-за безденежья не только эти планы остаются в мечтах, но и само здание “трещит по швам” и медленно разрушается. Сами музейщики считают, что причина упадка в политике областных властей, которые хронически забывают об этом колоритном уголке искусства на Старом городе. 

Если в Карпатах издревле специализировались на резьбе по дереву, то в наших краях еще с трипольских времен развито гончарство. Вскоре после смерти в 2002-м местного народного умельца Алексея Луцишина, областные власти относительно дешево у жены и сына мастера-гончара выкупили его винницкую усадьбу по улице Кожедуба. Это на Старом городе, в районе плодоконсервного завода. Тихая спокойная улочка, никогда не видавшая асфальта, которую без навигатора и помощи местных жителей и “днем с огнем” не сыщешь… Такое место выбрал мастер, а под “удачное расположение” мемориальный музей не перенесешь.

Помимо глинобитного домика, обложенного в полкирпича, на 15 сотках территории усадьбы находилось несколько хозяйственных построек. И все в ветхом состоянии. Поэтому, прежде всего, инициаторам создания музея пришлось позаботиться о ремонте и достройке помещений, сооружении туалета, гардероба, а также о благоустройстве двора с созданием хотя бы скромной рекреационной зоны. До открытия в 2005-м здесь музея гончарного искусства (как структурного подразделения художественного музея) строения подвели к стандартам, которые позволяют принимать одновременно десятки посетителей. Поскольку дом находится на склоне и медленно проседал в овраг, для укрепления стен была залита бетонная “подпорка”, помимо этого крышу покрыли новой черепицей, упорядочили ограждение, отчасти отремонтировали стены и достроили помещение, в котором сейчас располагается 6-й зал, используемый для проведения мастер-классов и выставок гончаров.

По словам директора областного художественного музея Ильи Безбаха, тогда был завершен лишь первый этап реконструкции. “Сегодня состояние помещений музея вызывает опасения, — рассказывает Илья Васильевич. – Если в течение последующих 2-3 лет не будут выделены средства для проведения хотя бы косметического ремонта, впору будет говорить об опасности пребывания там посетителей”. Руководитель учреждения сетует, что в нескольких залах появились достаточно большие трещины, и стены в любой момент могут дать осадку. Как утверждает И. Безбах, за последние три года управлением культуры Винницкой облгосадминистрации на поддержание здания в нормальном состоянии ни копейки не выделялось. Он связывает проблемы музея с “поверхностным пониманием чиновниками проблематики” и не самыми теплыми личными отношениями с руководством управления.

В сфере культуры не принято выносить сор из избы. О напряженных отношениях между различными руководителями, как правило, можно лишь догадываться. Если Илья Васильевич публично говорит об этом, значит, поиски компромисса в прошлом результата не принесли. Начальник управления культуры Винницкой ОГА Мария Скрыпник уверяет, что в прошлом году из бюджета на ремонтные работы выделялись 50 тысяч гривен. “Поинтересуйтесь в музее, куда они потрачены? Почему не залатаны дыры?.. В этом году финансирование на этот музей не предусмотрено. Он — не единственный в области. Если у руководства музея будут конкретные предложения, будем их рассматривать для выделения денег в будущем году”, — резюмирует Мария Васильевна. Илья Безбах поясняет, что 50 тысяч потрачены на сооружение металлической лестничной конструкции, которая ведет на второй этаж дома, и ее накрытия (типа козырьков на стадионах, защищающих от дождя). “Конечно, в управлении нам предложили поставить обычную лестницу. Несолидно для музея. КРУ проверяло, как потрачены выделенные деньги, и замечаний у инспекторов не было”, — уверяет директор музея. Автор этих строк не только увидел, но и поднялся по лестнице. Основательная. По ней на 3-метровую высоту можно подниматься без опаски даже в непогоду. Тем более что конструкция стоит не под открытым небом, а накрыта кровлей и отгорожена стеной.   

Но вернемся к самому музею. Точнее к его перспективам, которые И. Безбах четко формулирует. Директор музея уверяет, что изначально планировалось провести реконструкцию усадьбы в три этапа. Первый – до открытия, последующие – по мере необходимости. А она есть. Правда, из-за удаленности от автодорог и транспорта музей не стал “культовым” среди широких масс. Иногда его открывают, как говорят, по предварительному звонку для организованных экскурсионных групп или отдельных посетителей. Но и при таком формате за год здесь бывают тысячи студентов и школьников, плюс интересующиеся гончарством винничане и гости города. Тем более что экскурсию сотрудники проведут даже персональную. Потому что любят свою работу, живут ею…

А “фишкой” музея стали частные мастер-классы. Периодически всех желающих на территории музея, а площадь позволяет собирать десятки людей, обучают искусству вытынанки, гончарства, росписи писанок, плетения из соломы и лозы, флористики. Благодаря столь широкой многопрофильности, как отмечает Илья Безбах, музей превратился в методически-практический центр декоративно-прикладного искусства. Звучит пафосно. В принципе, многим традиционным ремеслам учат в художественной школе, кружках, но в музее собирают группы не рядовые преподаватели, а корифеи своего дела, да еще и в условиях максимально приближенных к старине. На территории музея практически каждую неделю проводятся различные общественные мероприятия, в том числе фестивали. А один из них – гончарного искусства — достиг общенационального уровня. На него съезжаются маститые умельцы из разных регионов.     

Следующий, давно назревший этап реконструкции музея, по словам Ильи Васильевича, заключается в модернизации и утеплении второго этажа усадьбы, ремонте кровли и создании террас на территории музея. Природный склон позволяет обустроить несколько уровней. “Так на одном из них вполне можно установить рабочие печи. Это позволило бы молодым гончарам на практике учиться ремеслу”, — уточняет Илья Васильевич. Опытные мастера, как правило, располагают условиями для работы, а молодежи оттачивать мастерство зачастую негде. А желающих масса! Изделия из глины вновь в моде, спрос на них, как на все натуральное, растет. В экспозиции музея есть печи еще самого Луцишина, но они мемориальные. Также И. Безбах говорит о необходимости установки эмблемы музея на фронтоне здания, ремонта подъездных путей, установки на дорогах указателей. Чтобы люди могли отыскать музей без посторонней помощи. На эти цели нужно 2,5 миллиона гривен. 

Для реализации третьего этапа хватит и 1-1,5 миллионов. “Уникальность этого музея для Винницы в том, что он позволяет заниматься традиционными ремеслами, — продолжает директор. – Завершив благоустройство территории, закупив некоторые экспонаты и оборудование, компьютеризировав музей, его можно вывести на европейский уровень, сделать культовым для винничан. Условия даже позволяют здесь проводить театрализованные обрядовые мероприятия, например, на Ивана Купала”.

Помнится, в “докризисные” времена местные власти изучали возможность создания в “Мурах” культурно-ремесленного центра с мастерскими и магазинчиками. Эта территория юридически закреплена за Винницкой епархией УПЦ МП. Менять статус никто не станет. Да и средства для столь грандиозного проекта в бюджете не скоро появятся. Так что музей гончарного искусства остается наиболее предпочтительным местом для развития традиционных ремесел.

Справка

Основу музея составляют личные вещи и керамические изделия, представляющие творческое наследие Алексея Григорьевича Луцишина. Среди экспонатов — изготовленные мастером скульптурные композиции, игрушки, мелкая пластика, медальоны, пепельницы, декоративные тарелки, настенные и настольные вазы, панно, горшки-близнецы, камины и прочее. Также в музее представлены гончарные изделия, датированные концом ХІХ – началом ХХ веков, которые использовались в быту жителями села Крищинцы Тульчинского района, где родился А. Луцишин, изделия его коллег и учеников. 

В мемориальной комнате восстановлен прижизненный интерьер народного умельца. Там есть сделанная им собственноручно мебель, любимый аккордеон, небольшая библиотека. Архитектурно-художественное направление деятельности гончара представлено в музее двумя мозаичными панно на стенах дома.

Находится музей по адресу: ул. Кожедуба, 11 (район ул. Энгельса), тел. 68-82-74.{jcomments on}

 


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

Появилось видео, как Порошенко осадил в Давосе российскую журналистку

25.01.2018 - 23:22
Ранее мы писали о провокации в Давосе со стороны журналистки, которая задала президенту Украины манипулятивно перекрученный вопрос. Как оказалось, журналистка эта из России. Организаторы форума отреагировали на провокацию запретом находится ...