ЗАЧИНАТЕЛЬ ВИННИЦКОГО АНДЕГРАУНДА АЛЕКСАНДР НИКИТЮК: “ХОЧУ, ЧТОБЫ ВИННИЦА “ЗАСТОЛБИЛА” ЗА СОБОЙ КОНКУРС ИМЕНИ НАТАНА АЛЬТМАНА. А НА РАСКРАСКУ ТРОЛЛЕЙБУСА ДЕНЕГ НЕТ, БОЮСЬ, ИДЕЮ “СПЫЛЕСОСЯТ” ДРУГИЕ ГОРОДА”

Винницкий художник и глава общественной организации “Лаборатория актуального творчества” Александр Никитюк уверен, что инвестиции в искусство всегда окупаются сторицей. Города, которые в этом плане не скупятся, становятся более привлекательными для туристов и даже инвесторов. Одним из таких проектов, который может стать революционным для Винницы, он называет движение к созданию в городе своего рода “Пинчук Арт-центра”, а вторым – организацию конкурса молодых художников, который способен вскоре получить статус международного.  

— Александр, с 1990-х Вы являетесь членом Союза художников Арбата, тем не менее не променяли провинцию на Москву, хотя здесь всегда встречали сопротивление для реализации достаточно эпатажных проектов. Как возникла идея создать собственную лабораторию, и на чем проводили первые опыты?

— Это был андеграунд в разрушенном доме. Сейчас на этом месте находится автосалон “Владимир”. Фактически наша организация существовала с 2002 года как неформальное объединение творческой молодежи. Пространство позволяло развивать разные направления искусства. Годами жители меняли в доме штукатурку, обои. Они наслаивались. Когда мы послойно снимали части этих “наслоений”, появлялись новые композиции, формы… я считаю, что наш первый проект получился довольно удачным.

— В центре города стоят еще около десятка полуразрушенных домов…

— Не все могут подойти. Некоторые находятся в настолько аварийном состоянии, что туда опасно пускать зрителя. Но винницкий андеграунд, которому в этом году исполняется 10 лет, как сама идея не умер. Те, кто причастен к этому проекту, его помнят. Вслед за ним мы реализовали целую серию новых, где нам оказывали содействие кинотеатр “Россия” и краеведческий музей. Благодаря этому сформировалось творческое движение, и в 2006-м мы зарегистрировали общественную организацию. Текучесть у нас очень большая. К сожалению, в Виннице в таком количестве, как в Киеве, Харькове, Одессе, художники не востребованы, поэтому многие уезжают, а им на смену приходит новое поколение. Но остаются дух, тенденции. 

Сейчас мы довольно плодотворно работаем с департаментом культуры горсовета. В прошлом году в рамках “творческих выходных” реализовали проект “Интервенция”. Привлекли к нему иногородних художников. В этом году приступаем к “Интервенции-2”, которая стартует со второй половины лета. Планируем создать рисунки на пяти объектах в городском пространстве. Стрит-арт прижился в Виннице, и очень позитивно воспринимается горожанами.

— Чем удивите?

— Пока не готов сказать. Художники предложат свои 15-20 вариантов, а мы с департаментом выберем лучшую пятерку. Кроме того, “Лаборатория актуального творчества”, как общественная организация, выиграла городской конкурс, так что вскоре приступим к реализации совершенно иного проекта. Мы хотим провести в Виннице Всеукраинский конкурс для молодых художников имени Натана Альтмана. Честно говоря, создалась парадоксальная ситуация. Все знают, что наш земляк – величина мирового уровня. Он родился и вырос в Виннице, впитал местную энергетику, атмосферу, по мнению специалистов, даже свои лучшие работы сделал именно в винницкий период. В Париже художник жил уже в зрелом возрасте, будучи знаменитостью. Но наш город не позиционирует себя как Родина Альтмана.

Знаете, я был две недели во французском Лиможе. Мне на каждом шагу все напоминали, что здесь родился Огюст Ренуар, рассказывали, где прошло его детство. Такое позиционирование города с именем известной личности – европейская практика. В Виннице сохранился дом, в котором жил Натан Альтман, мы хотим там сделать его музей. Думаю, для имиджа города, его туристической привлекательности такой объект станет еще одной “визиткой”.

Альтман стоит в одном ряду с такими художниками как Малевич, Кандинский, кстати, тоже родившимися в Украине. У него несколько иной стиль, но и уроженец Винницы смело использовал футуризм, кубизм, был новатором своего времени, и оценен по достоинству во всем мире, кроме, повторюсь, Винницы. Возможно, причина “забытья” в другом… Но в литературе, искусстве национальность не имеет значения, важно, что на этой земле человек делал первые шаги, и благодаря, в том числе и этому, стал известен всему миру.

— В какую сумму обойдется проведение “именного” конкурса?

— В заявке на пилотный проект мы указали, что нужны 50 тысяч гривен, нам обещали выделить 30 тысяч. Сократим финансирование некоторых пунктов. Например, не станем приглашать в город экспертов. Я разошлю им работы конкурсантов, они оценят, и отправят мне свои результаты. А деньги преимущественно придется потратить на полиграфию. На этом нельзя экономить. Необходимо соответствующего качества буклеты, альбомы.

Мы хотим, чтобы этот конкурс был ежегодным. Его можно проводить в день рождения художника или на День города. Думаю, дату обсудим с горожанами и мэрией. Что это даст Виннице? В город потекут творческие силы, приедут художники из разных городов. Год я работал в галерее “Арт-Шик”, последние полгода курировал “Центр современного искусства” в ТРЦ “Магицентр”. Когда приглашал в Винницу известных художников, каждый из них спрашивал: “Саша, зачем мне ехать в Винницу, что я там — продам картину?”. Всегда упрашивал, говорил “ради меня”. Личные контакты – это прекрасно, но, реализовав идею конкурса, мы дадим  художникам иную мотивацию. Его формат позволит привнести элемент конкуренции, а при пиаре в прессе – и известность. Плюс материальный стимул для призеров.

Практически этот конкурс уже стартовал. Помимо “Арт-Шика” его партнером является Ассоциация арт-галерей Украины. Это означает, что каждая галерея в стране распространит информацию о конкурсе среди художников в своем регионе. Поэтому, я думаю, что очень скоро мы получим первые работы. Поскольку Альтман был новатором для своего времени, то главными критериями оценки станут инновационность, художественная ценность работы и концептуальный интерес. Кроме того, Виннице важно начать, и “застолбить” за собой тему.

— Чем ваш конкурс будет отличаться от подобных?

— Похожие, действительно, есть. Например, конкурс им. Казимира Малевича проводится в Польше, конкурс им. Кандинского – в Санкт-Петербурге. Не кажется странным, что художники родились в Украине, а их имена используют за рубежом?.. Поэтому я и говорю, что Виннице нужно “удержать” имя Альтмана. Знаете, сегодня мы многое сравниваем с европейскими стандартами. Так вот, в Европе каждый уважающий себя город проводит такие конкурсы. Я думаю, Винница тоже должна уважать себя. Тем более что со временем конкурс можно сделать международным, привлечь европейские институции. Предварительные договоренности относительно этого уже есть. Что касается отличий, то основным я вижу технологичность. Использование современных технологий мы с единомышленниками хотим поставить во главу угла. Посмотрите выставки в “Пинчук Арт-центре” и поймете, что я имею в виду. 

Помимо имиджевой составляющей, различные культурные проекты способствуют привлечению инвестиций. Скорее будут вкладывать в город, который на слуху. Самый модный фестиваль современного искусства проходит раз в 5 лет в 200-тысячном Касселе, куда приезжает до 2 миллионов человек. Город работает на этот фестиваль и получает отдачу. Точно так же и Венеция, экономика которой держится на круглогодичных фестивалях и туристах. У нас появился фонтан, на который приезжают даже из других стран, но его одного мало.

— Давайте вернемся к одному совсем недавно нашумевшему вашему проекту. Как возникла идея изменить экстерьер троллейбуса? Мы привыкли, что на такое способен только рекламодатель…

— Честно говоря, сегодня этот проект заморожен. По его будущему мэрия и ТТУ не приняли окончательного решения. Идея изменить внешний вид троллейбусов принадлежит винницкому “Институту развития городов”. Я предложил организовать конкурс проектов. Художники прислали свои работы, но специальная комиссия ни одну из них так и не выбрала. Тогда я решил предложить свой вариант. В городе проводится Винницианский кинофестиваль, и я лишь продолжил тему созвучности Венеции и Винницы.

Сделал эскиз “Венецианского” троллейбуса, даже нарисовал один сюжет. Владимир Гройсман посмотрел, даже потрогал пальцем… Ему понравилось, заверил, что “будем делать”, но уже прошел месяц и… тишина. А журналисты чуть ли не ежедневно звонят и спрашивают, когда я приступаю. Ваши коллеги столько написали об этом, будто этот троллейбус уже есть. Повторюсь, решение по этому поводу не принято. Если выделят деньги, то в течение месяца я смогу завершить работу над одним троллейбусом.

— И сколько нужно деньжат?

— Примерно до 30 тысяч гривен. Дорого? Покраска троллейбуса обычной краской обойдется в такую же сумму. Это минимально возможная цена за экспериментальный проект с созданием образа Венеции, его зданий, элементов декора. Потом могли бы посмотреть, если интересно – продолжить, создав целую галерею троллейбусов. В мире ничего подобного нет. Конечно, можно заклеить ракалом, но тогда композиция не будет иметь художественной ценности. 

— Помимо Венеции, какие города потенциально могут быть удостоены чести попасть на обшивку троллейбусов?

— Изначально речь шла о городах-побратимах и нескольких троллейбусах. К реализации этого проекта можно привлекать не только винницких художников, но и специалистов из других городов. Главное, развивать идею. Иначе ее перехватят. В СМИ “засветили” информацию, и Луцкий автобусный парк у меня уже интересовался стоимостью такой работы. Сегодня спрашивают, завтра реализуют. Интерес проявляют и в Сумах. Еще есть Харьков и Киев, которые как пылесос собирают и воплощают чужие идеи. Учитывая кризис идей, сейчас каждый город старается хвататься за любые новшества. Причем, реализовать такой проект они могут и без моей помощи. Художники есть в каждом городе.

— Последний из реализованных вами проектов – “Экспериментальный центр современного искусства”. Как оценили эксперимент винничане?

— По-разному, хотя большинство – положительно. Это совместный проект “Лаборатории” и “Магицентра”. Больше он никем не финансировался. Тем не менее за полгода мы смогли показать массу инновационных вещей — от зимнего фестиваля ленд-арта на скифских валах под Немировым до проектов комической тематики. На месте древнего городища авторы попытались изобразить сюжеты, которые могли иметь место тысячелетия назад. А последней выставкой работ художник показал взрыв в космическом пространстве, который мы не видим, но предполагаем, что он такой. Как бы замерший взрыв… На выставку приходило от 100 до 300 посетителей в день. Причем, количество постоянно увеличивалось. Когда люди приходили группами, я интересовался, откуда они. Оказалось, из Москвы, Запорожья, других городов. Приехали посмотреть на фонтан, а заодно зашли на выставку. Всех просил писать отзывы. Откровенно признаюсь, сначала на лицах людей доводилось читать удивление от увиденного, или писали, что “хорошо, но не понятно”. Позже стали положительно отзываться. Винничане сами говорят, что мы сделали второй “Пинчук Арт центр”.

Хотя есть и отрицательные комментарии, преимущественно от винницких художников. Ничто не может длиться постоянно, поэтому сейчас мы взяли каникулы. Уходим на уличное пространство. Но обещаем вернуться. В рамках “творческих выходных” реализуем несколько стрит-артовых программ. Украсим не только дома, но и несколько кирпичных стенок трансформаторных подстанций.

— Энергетики по шапке не надают?

— Да что вы?.. Наоборот. Они выступают партнерами.  Пока же мы уезжаем в село Унеж на фестиваль “Арт-поле”.

— Еще несколько лет назад он “базировался” в нашей Воробиевке под Немировым. Может, стоит на порогах Южного Буга организовать местный аналог “Арт-поля”?

— Для этого необходимо согласие властей и инициатива. Когда три года подряд фестиваль проводился у нас, я курировал его ленд-артовую часть, был в числе организаторов, поэтому достаточно хорошо знаю специфику. Знаете, я обратил внимание, что люди не хотят или ленятся продолжать традицию. Возьмем, к примеру, Шешоры. Кто знал об этом маленьком карпатском селе? Ему “подарили” фестиваль. Он изначально задумывался, как “путешествующий”, не задерживающийся больше трех лет на одном месте. И в Шешорах об этом знали, но, располагая опытом проведения подобных мероприятий, местные власти ничего своего с тех пор не создали. И все о Шешорах уже забыли. Та же ситуация с Воробиевкой. Власти инвестировали в строительство дороги, провели газ. В 2008-м туда приехали 50 тысяч человек! То есть, были созданы предпосылки для отличного будущего фестиваля. Помню, когда там проводился этот праздник, дом в селе стоил 10 тысяч долларов, сейчас не знаю, но думаю, что цены упали в разы. Село было интересно, пока там проходили культурные мероприятия. Местные жители зарабатывали на сдаче в аренду жилья, продаже продуктов, воды. Уже не зарабатывают…

В нашей области проводится масса фестивалей, но они не настолько популярны. Никто не едет из других регионов. На самом деле “раскрутить” мероприятие довольно сложно. И дорого. Чтобы сделать фестиваль массовым, необходим качественный звук, отличная сцена, исполнители, на концерт которых не попадешь, или художники, выставляющиеся в лучших галереях. Над “Арт-полем” круглый год работает большая команда людей и представителей в регионах, которые организуют, к примеру, выставки в своих городах. То есть, постоянно пропагандируют фестиваль. У Воробиевки и Шешор был шанс…

Сейчас наверстать упущенное сложно. К тому же все хотят не потратиться. У нас ведь проблема в схеме финансирования. В государстве существует, по моему мнению, абсурдная система – сначала сделай проект, а потом дадим деньги. Так без денег его не сделаешь! Это как борщ без воды варить. Бросишь ингредиенты, поставишь кастрюлю на огонь, а когда овощи сгорят, заливай водой… {jcomments on}

 


Подпишитесь на новости

 

Коментарі закриті.

Video >>

В зоне ООС ракетой уничтожен вражеский ДОТ: опубликовано видео

31.01.2019 - 16:26
Фронтовой волонтер Юрий Мысягин сегодня эксклюзивно обнародовал видео, снятое летом 2018 года с позиций 53-ей бригады Вооруженных сил Украины. На качественном ролике хорошо виден вражеский ДОТ (буквально долговременная огневая точка) ...